Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:43, контрольная работа

Описание работы

Важнейшее место в маркетинговых исследованиях принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения. Цель такого изучения должна соответствовать основному принципу маркетинга: «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится».
Потребительский рынок - это отдельные лица и домохозяйства, покупающие товары или услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как субрынки женщин и мужчин, молодых потребителей и пожилых людей и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………............3
1. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей………4
1.1 Модель покупательского поведения………………………………............4
1.2 Факторы, влияющие на покупательское поведение………………............5
1.3 Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке…………...8
2. Практикум: Вы обладаете данными, что совокупная доля рынка источников света (в Западной Европе), контролируемая четырьмя крупнейшими производителями, составляет около 90%. К какому типу рынка по уровню монополизации его следует отнести? За счет чего удается другим производителям все-таки удерживать оставшиеся 10%?.............................................................................................................12
Заключение……………………………………………………………………..............13
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контр.маркетинг.doc

— 186.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра Экономики и управления на предприятии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Маркетинг»

 

 

 

Выполнил (а):                                                 ст.гр. ЭТК 2 курс, ФБО (к) сокр.

                                   Пирова В.Х.  

                                    Вариант № 5                                                                                                                                                                                                                                             

                                      Шифр: 091255

 

Проверила:                                                    Берловская Е.В.

 

 

 

 

 

Ухта, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………............3

1.      Потребительские рынки и покупательское  поведение потребителей………4

           1.1 Модель  покупательского поведения………………………………............4

           1.2 Факторы, влияющие на покупательское поведение………………............5

           1.3  Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке…………...8

     2. Практикум: Вы обладаете данными, что совокупная доля рынка источников света (в Западной Европе), контролируемая четырьмя крупнейшими производителями, составляет около 90%. К какому типу рынка по уровню монополизации его следует отнести? За счет чего удается другим производителям все-таки удерживать оставшиеся 10%?.............................................................................................................12

Заключение……………………………………………………………………..............13

Библиографический список………………………………………………...................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшее место в маркетинговых исследованиях принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения. Цель такого изучения должна соответствовать основному принципу маркетинга: «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится».

Потребительский рынок - это отдельные лица и домохозяйства, покупающие товары или услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как субрынки женщин и мужчин, молодых потребителей и пожилых людей и т.д.

Под потребительским поведением понимается решение потребителя о распределении дохода между товарами и услугами, которые он собирается приобрести. Изучение потребительского поведения - важнейшая задача в маркетинге, решение которой дает возможность производителю (продавцу) наилучшим образом распределить свои ресурсы для получения максимальной прибыли при продаже товаров и услуг.

Удовлетворение от покупки снижает напряжение, испытываемое человеком, приносит ему облегчение.

Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

 

 

 

 

1. Потребительские рынки и покупательское  поведение потребителей

1.1   Модель  покупательского поведения

Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, будет иметь большое преимущество перед конкурентами. Именно поэтому тратится так много времени и усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. На рис. 1 представлена модель покупательского поведения.

Побудительные факторы маркетинга

Прочие раздражители

Товар

Цена

Методы распространения

Стимулирование сбыта

Экономические

Научно-технические

Политические

Культурные

«Черный ящик» сознания покупателя

Характеристики покупателя

Процесс принятия решения покупателем

Ответные реакции покупателя

Выбор товара

Выбор марки

Выбор времени

Выбор объема покупки

 

Рисунок 1. Модель покупательского поведения.

Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре момента: товар, цену, методы распространения и стимулирова­ния. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» созна­ния покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

Задача деятеля рынка - понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.

1.2  Факторы, влияющие на покупательское поведение

Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. На рис. 2 показаны  факторы, влияющие на покупательское поведение.

Факторы культурного порядка

Социальные факторы

Культура

Референтные группы

Субкультура

Семья

Социальное положение

Роли и статусы

Покупатель

Личностные факторы

Психологические факторы

Пол, семейное положение, образ жизни

Мотивация

Этап жизненного цикла семьи

Восприятие

Род занятий

Усвоение

Экономическое положение

Убеждения

Тип личности

Отношения

 

           Рисунок 2. Факторы, влияющие на покупательское поведение.

Культура - основная первопричина, определяющая  потребности  и поведение человека. Человек с детства усваивает базовый набор ценностей, восприятий,  предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.

Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие  составляющие, или  субкультуры,  которые  предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. (Например, по национальной принадлежности, религии, по географическому району и т.д.).

Социальное положение. В каждом обществе существуют различные общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

Факторы социального порядка. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Референтные группы - группы, оказывающие прямое и особенно сильное влияние на поведение человека при личном контакте или косвенное влияние (семья, друзья, соседи и коллеги, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.д.).

Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, индивид является сыном, мужем и отцом и преуспевающим управляющим фирмой. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки данной роли со стороны общества. Роль управляющего фирмой имеет в глазах данного общества более высокий статус по сравнению с ролью сына. В качестве управляющего фирмой индивид будет покупать товары (одежду, обувь, автомобиль), которые отражают именно эту его роль и статус.

Факторы личного порядка. На решениях покупателей сказываются факторы личного порядка, особенно такие, как возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, уровень доходов, образ жизни и тип личности.

Факторы психологического порядка. На покупательском выборе индивида сказываются также основные факторы психологического порядка, такие как  мотивация, восприятие, усвоение, убеждения, отношения.

Мотивация. В любой данный момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются следствиями таких состояний, внутренней физиологической напряженности как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатом таких состояний внутренней физиологической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недостаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действия в любой данный момент времени. Нужда, достигшая достаточно интенсивного уровня интенсивности, называется мотивом. Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь влиятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Восприятие. Восприятие можно определить, как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие  в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения, а они в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо. Производителей, естественно интересуют убеждения вокруг товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании этих убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения не верны и будут препятствовать совершению покупки, производителю необходимо будет провести соответствующую программу по их исправлению.

Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке, еде и т.п. человек имеет собственное отношение. Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом, какого либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по-новому. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного фактора может потребовать изменения ряда других, так что фирме выгоднее будет вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться изменить их.

1.3  Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке

Покупатель преодолевает следующие на пути к принятию решения о покупке и ее совершению следующие этапы, представленные на рисунке 3.

 

Осознание информации

 

Поиск информации

 

Оценка вариантов

 

Решение о покупке

 

Реакция на покупку

Информация о работе Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей