Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 20:20, реферат
Портфельный анализ позволяет в матричном виде представить результаты исследования направлений деятельности предприятия с целью определения последующего роста и увеличения прибыльности входящих в ее состав стратегических бизнес единиц.
Портфельный анализ позволяет в матричном виде представить результаты исследования направлений деятельности предприятия с целью определения последующего роста и увеличения прибыльности входящих в ее состав стратегических бизнес единиц.
Матрицами бизнес-портфеля, или портфельными матрицами, называют стратегические матрицы, служащие для формирования диверсификационного портфеля продукции предприятия.
Под портфелем понимается вся совокупность продукции предприятия. Термин «портфель» широко используется в экономике для обозначения некоторого набора объектов, который можно изменять по желанию владельца портфеля.
К наиболее популярным портфельным матрицам относятся матрицы БКГ «Бостон консалтинг групп» и матрица GE, которая является развитием первой. Обе матрицы относятся к типу матриц, в которых параметры характеризуют условия - состояние всего рынка товара и положение предприятия на этом рынке.
Объектами портфельных матриц являются продукты, предлагаемые (выпускаемые) предприятием (другие названия: СБЕ - стратегические бизнес-единицы, СКП – стратегические коммерческие подразделения, СХП – стратегические хозяйственные подразделения и т.д.).
Стратегические бизнес-единицы – это совокупность независимых друг от друга хозяйственных подразделений одной компании, которые являются объектами портфельных матриц.
Размещение каждого объекта осуществляется по двум параметрам (один из которых «внешний», другой – «внутренний»). Внешний отражает возможности развития СБЕ (стратегической бизнес единицы) – для ВКГ это динамика или рост рынка, а для GE – привлекательность рынка. Внутренний параметр выражает оценку существующего положения объекта на рынке – для БКГ это относительная рыночная доля, а для GE эффективность бизнеса. Каждая ось отражает либо один параметр (ВКГ), либо многофакторную характеристику (GE).
Портфельные матрицы позволяют принимать стратегические решения о дополнительном финансировании перспективных и ликвидации неперспективных направлений бизнеса. В соответствии с теорией обе матрицы позволяют выбрать для каждой СБЕ одну комплексную стратегию из четырех - развитие, сохранение, уборка «урожая», ликвидация.
Окончательной целью портфельного анализа является определение (выбор) таких стратегий для каждой стратегической бизнес-единицы (СБЕ), чтобы в совокупности они способствовали формированию сбалансированного портфеля продукции предприятия.
Для облегчения интерпретации (трактовки) желательно таким образом построить матрицу, чтобы объекты были разнесены в разные ее зоны.
Привлекательность рынка или отрасли оценивается при помощи матрицы Бостонской консалтинговой группы. Матрица «Рост/Доля рынка» разработана Boston Consulting Group в начале 1970-х гг.
Классический пример построения матрицы ВКГ представлен на рис.49.
На горизонтальной оси – относительная доля на рынке.
Первый параметр «внутренний» в этой матрице и откладывается по горизонтальной оси – доля на рынке в сравнении с ведущими конкурентами, рассчитывается как отношение собственного объема продаж к объему продаж сильнейшего конкурента. Обращает на себя внимание обратная (рост справа налево) последовательность значений по горизонтальной оси и разная цена деления в правой и левой части матрицы.
На вертикальной – темп роста рынка (или динамика рынка).
Второй «внешний» параметр и откладывается по вертикальной оси – темп роста рынка (или динамика рынка).
СБЕ изображаются в виде окружностей. При этом площадь круга пропорциональна объему продаж.
.
Рис. 49. Матрица ВКГ
Относительность означает деление оценочных показателей для конкретных продуктов на их наибольшее значение для своих продуктов или конкурентов.
Относительная доля рынка конкретных товаров для суммарного рынка с учетом конкурентов рассчитывается как отношение продаж к наибольшему значению продаж конкурента. Продажи могут исчисляться как в натуральном, так и в денежном выражении.
Относительная доля рынка (доля рынка относительно лидера) определяется сравнением с самым крупным конкурентом, поэтому в сумме все относительные доли участников рынка всегда больше 1 или 100 %. Расчет DA представлен в формуле (2).
,
где Ni- количество изделий, проданных i-той компанией (объем продаж) в натуральном или денежном выражении;
NA - объем продаж самого сильного конкурента.
В нашем случае – это отношение продаж в натуральных единицах конкретного товара к наибольшему значению продаж одного из товаров этой же фирмы.
Внешний характер параметра означает, что показатель рассчитывается для всего рынка данного товара.
Расчет показателя динамика рынка (темп роста рынка) Tm представлен в формуле (3).
,
где - объем рынка анализируемого периода;
Vm - объем рынка базисного периода;
t - длительность периода.
Считают, что темп роста, его максимальная и минимальная величины лежат в пределах 140 и 70 % в год.
Если Tm > 1,4 , то рынок находится в состоянии ускоренного роста,
Если 0,7 < Tm < 1,4 , то рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания,
Если Tm < 0,7 , то ожидается кризис рынка товара.
В тех случаях, когда нет падения продаж, динамика рынка может рассчитываться в процентах.
Проблема проведения границ между высокими и низкими значениями по осям решается по-разному. Иногда в качестве границ используется половина максимального значения. Однако такой подход встречается редко. Обычно по вертикальной оси к высоким относят темпы роста, превышающие 10 % уровень.
Среднюю границу по горизонтальной оси принято проводить на единичном уровне по относительной доле рынка DA=1. При этом происходит разделение лидирующих СБЕ и СБЕ, занимающих на рынке второстепенные позиции. Недостаток такого подхода состоит в том, что в данном случае всегда присутствует один лидер и множество СБЕ с второстепенными позициями.
Поэтому
многие эксперты считают, что границу
следует установить
на уровне 0,75-0,80, чтобы в левые ячейки
матрицы кроме лидеров попали сильные
СБЕ, находящиеся на среднем уровне (рис.50).
Рис.50. Варианты проведения границ между высокими и низкими значениями по осям
В матрице представлены четыре зоны, каждая из которых соответствует определенной стадии жизненного цикла успешного бизнеса: трудный ребенок, звезда, дойная корова, собака. Каждая зона не жестко определяет стратегию, а предполагает выбор одной стратегии из четырех:
Расширение производства. Цель – увеличение доли рынка (обычно применяется к трудным детым, которые имеют шансы вспыхнуть сверхновыми звездами).
Сохранение. Цель – сохранение доли рынка товара (применяется к сильным дойным коровам).
Уборка урожая. Цель – увеличение краткосрочных денежных поступлений, невзирая на долгосрочные последствия (применяется к слабым дойным коровам, к трудным детям и собакам).
Ликвидация. Цель – продажа или ликвидация бизнеса (применяется к собакам и трудным детям).
Со временем позиции каждого товара в матрице ВКГ изменяются в соответствии с жизненным циклом успешного бизнеса, который начинается как трудный ребенок (или вопросительные знаки), превращается в звезду, затем становится дойной коровой (денежным мешком) и, наконец, собакой.
Трудный ребенок (вопросительный знак) занимает незначительную долю в быстро развивающейся отрасли. Ведущее положение на рынке занимает продукция конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Основные альтернативные стратегии – развитие (расширение производства) или ликвидация. Предприятие должно оценить стоимость поддержки товара и решить, развивать бизнес или уйти с рынка. В результате развития Трудный ребенок может стать Звездой.
Звезда занимает лидирующее положение в развивающейся отрасли. Она приносит значительные прибыли, но также требует существенного финансирования продолжающегося роста. Основная стратегия – развитие (расширение производства). По мере замедления развития отрасли Звезда может превратиться в Дойную корову, для чего должен вырасти оборот.
Дойная корова (Денежный мешок) занимает лидирующее положение в относительно зрелой или сокращающейся отрасли. Товар обычно имеет постоянных потребителей и конкурентам сложно их переманить. Дойная корова не требует дополнительных затрат на рекламу. Она дает высокую прибыль, которая в том числе используется для поддержания роста Звезд и Трудных детей. Со временем Дойная корова превращается в Собаку. Основные стратегии – сохранение и уборка урожая, которые предполагают мало или никаких вложений.
Собака – это товар с малой долей на рынке в зрелой или сокращающейся отрасли, который существенно отстает от конкурентов. Возможности роста относительной доли на рынке незначительны. Основные стратегии – уборка урожая и ликвидация.
Составив схему расположения СБЕ на матрице, компания приступает к определению стратегических целей для каждой из них.
Рассмотрим варианты построения матрицы ВКГ, данные для которой приведены в табл.32.
Таблица 32 - Данные для построения матрицы ВКГ для СБЕ компании «Х»
СБЕ | Продажи, млн. шт | Количество
конкурентов |
Продажи трех главных конкурентов | Относительная
доля |
Темп роста рынка, % |
А | 1,5 | 7 | 1,7/1,7/1,1 | 0,88 | 15 |
В | 3,0 | 18 | 2,9/3,1/2,8 | 1,03 | 20 |
С | 3.4 | 12 | 3,3/3,1/2,7 | 1,03 | 7 |
D | 6,0 | 5 | 6,0/1,6/1,4 | 1 | 4 |
Е | 0,5 | 9 | 1,9/2,0/2,0 | 0,25 | 4 |
Классическое построение матрицы ВКГ (рис.51) не дает ясной картины, объекты сконцентрированы в центре. Необходимо разнести объекты в разные зоны.
Рис. 51. Классический вариант построения матрицы
Строим вариацию матрицы ВКГ (рис.52). Границу между высокими и низкими значениями по горизонтальной оси устанавливаем на значении 0,80, чтобы в левые ячейки матрицы кроме лидеров попали сильные СБЕ, находящиеся на среднем уровне. Высокое значение оси заканчиваем на 2.