Понятие сертификации продукции и необходимость ее применения. Системы сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Сертификация продукции - процесс подтверждения её соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3


1. Понятие сертификации продукции и необходимость ее применения….6


2. Системы сертификации…………………………………………………..14


3. Основополагающие документы в области сертификации: «Правила по проведению сертификации в РФ», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»; роль международных стандартов ИСО 9000 и 10000, МЭК 45000 и 29000 в их создании……………………………………20


Заключение……………………………………………………………….23


Список использованной литературы……………………………………26

Работа содержит 1 файл

сертификация.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

                                         Содержание 

          Введение……………………………………………………………………3 

     1. Понятие сертификации продукции и необходимость ее применения….6 

     2. Системы сертификации…………………………………………………..14 

     3. Основополагающие документы в области сертификации: «Правила по проведению сертификации в РФ», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»; роль международных стандартов ИСО 9000 и 10000, МЭК 45000 и 29000 в их создании……………………………………20 

     Заключение……………………………………………………………….23 

     Список  использованной литературы……………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

     Сертификация  продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное  подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность  продукции, а значит, ее рентабельность и эффективность. 

     Наиболее  актуальной проблемой в изучении товароведения является качество продукции. В последние годы к традиционно  широко распространенной сертификации продукции добавилась сертификация услуг (в торговле, туризме, обслуживании и ремонте). Все виды сертификации базируются на высокой компетентности специалистов, которые реализуют  ее процедуры, а также разрабатывают  нормативно-техническую документацию. Опыт работы по сертификации в России указывает на острую необходимость  в подготовке специалистов по вопросам сертификации и управления качеством. Причем не столько для органов  по сертификации и испытательных  лабораторий, сколько для предприятий  промышленности и сферы услуг, т.е. для тех, кто работает на стадии обеспечения  соответствующего уровня качества и  занимается подготовкой к сертификации результатов своего труда. 

     За  рубежом уже в начале 80-х годов  пришли к выводу, что успех бизнеса  напрямую связан, прежде всего, с качеством  продукции и услуг. Поэтому напрашивается  вывод, что овладение методами обеспечения  качества, базирующегося на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий  выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной  продукцией (услугой), а значит и  коммерческого успеха. 

     Стремясь  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти  на мировой рынок, изготовитель и  его торговый посредник заинтересованы в выполнении, как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. 

     Сегодня поставщику недостаточно строго следовать  требованиям прогрессивных стандартов, нужно подкреплять выпуск товара и оказание услуг сертификатом соответствия безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует  о высокой культуре процессов  производства продукции и предоставления услуг. 

     Рыночная  экономика определила новые условия  для деятельности отечественных  фирм, предприятий и организаций  не только на внутреннем рынке, но и  на внешнем.  

     Механическое  перенесение зарубежного опыта  в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его  и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к  выбору и принятию новых прогрессивных  решений, позволяющих производить  продукцию, услуги, реализовывать их в стране и за рубежом на должном  уровне. 

     Сертификация  непосредственно связана с подтверждением безопасности продукции и услуг, знания в области сертификации в  одинаковой степени важны для  специалистов по реализации продукции, менеджеров и маркетологов, которые  по-новому, осознанно и цивилизованно  могут использовать возможности  и преимущества сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности  товара.

     Сертификация  продукции - процесс подтверждения  её соответствия, посредством которой  независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует  установленным требованиям (Закон  РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции  и услуг» (в ред. от 31.07.98)).  

     Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в РФ). Системы сертификации формируются  на национальном, региональном и международном  уровнях. Существует система сертификации, возглавляемая Госстандартом РФ и которая называется «Система сертификации ГОСТ РФ». Она охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие сертификации продукции  и необходимость ее                       применения 

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

     О сертификации продукции и услуг

     от 10.06.93

     № 5151-I

     Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и  ответственность участников сертификации.

     Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие сертификации 

     Сертификация  продукции (далее  — сертификация) — это деятельность по подтверждению  соответствия продукции  установленным требованиям.  

     Сертификация  осуществляется в  целях:  

     - создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;  

     - содействия потребителям в компетентном выборе продукции;  

     - защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);  

     - контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;  

     - подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.  

     Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. 

     В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции. 

     Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям  нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать. 

     Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и  кто устанавливает это соответствие. 

     Сертификация  – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. 

     Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. 

     Многие  зарубежные фирмы расходуют большие  средства и время на доказывание  потребителю, что их продукция имеет  высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти  работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. 

     В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень  эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия  на внешний и внутренний рынок  сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации. 

     Сертификация  появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы  безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную  власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в  обращение недоброкачественной  продукции; с другой стороны –  устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся  такие законодательные акты, как  например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные  требования по характеристикам, могут  относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее. 

     Таким образом, устанавливается ограничение  на ввод в обращение продукции, которая  в целом или по каким-либо отдельным параметрам попадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не попадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую. 

     Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное  подтверждение того, что она соответствует  всем предъявленным законодательством  требованиям. Одной из форм такого подтверждения  является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель). 

     В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции  всем минимальным требованиям, установленным  национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок  в законодательно регулируемой области. 

     Продукция в законодательно не регулируемой области  может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней  официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем  не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать  у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям. 

     Поставщик в законодательно не регулируемой области  может проводить сертификацию своей  продукции независимой третьей  стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение  соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик  может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т.д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны. 

Информация о работе Понятие сертификации продукции и необходимость ее применения. Системы сертификации