Понятие рынка и рыночной экономики. Виды и характеристики рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Термин маркетинг происходит от английского слова «market» и в буквальном смысле слова означает рынок, рынковедение, следовательно, рынок можно считать основой маркетинга. Маркетинг – это деятельность фирмы на рынке, направленная на превращение потенциального покупателя в клиента фирмы.

Содержание

Введение __________________________________________________ 3
Понятие рыночной экономики ________________________________ 4
Понятие рынка _____________________________________________ 6
Признаки рынка ____________________________________________ 7
Функции рынка ____________________________________________ 8
Структура рынка ___________________________________________ 9
Классификация рынков и их характеристики ___________________ 10
Конъюктура рынка _________________________________________ 14
Емкость рынка, доля рынка __________________________________ 15
Сегментация рынка _________________________________________ 16
Заключение ________________________________________________ 17
Список используемой литературы _____________________________ 19

Работа содержит 1 файл

реферат маркетинг.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      2. временные (сезонность производства; стихийные бедствия; внешние экономико-политические конфликты), которые предвидеть трудно.

      Емкость рынка, доля рынка.

      Емкость рынка - объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке.

      Определение емкости рынка товаров народного  потребления - анализируются уровень  текущих доходов населения, наличие  сбережений, уровень текущих цен  и др. факторы, определяющие покупательский спрос.

      Емкость рынка не остается неизменной, она  зависит в основном от экономической  конъюнктуры. При падающей конъюнктуре (превышение предложения над спросом) емкость рынка сжимается, и любое  форсирование поставок на рынок приводит к настороженности покупателей, ускоряя падение цен. При повышающейся конъюнктуре (превышение спроса над предложением) емкость рынка растет, и форсирование продаж может вызвать замедление роста цен.

      Доля  рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости рынка данного товара. Увеличение доли рынка  расширяет деловую активность фирмы, увеличивает ее прибыль.

      Сегментация рынка.

      Процесс сегментации рынка – это разбивка покупателей или рынка на совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать.

      Сегмент рынка – часть рынка, группа потребителей, или товаров, или производителей, или конкурентов, обладающих общими признаками.

      Основные  признаки сегментации  рынка потребительских  товаров:

      1. Географический признак. Разбивка рынка на разные географические единицы: государства, регионы, области, города, округа. Любая фирма должна решить, где действовать – в одном или нескольких районах города, в одном или нескольких регионах, в национальном или международном масштабе. Наиболее важными переменными являются: плотность населения, численность населения, климатические условия, административное деление.

      2. Демографический признак. Разбивка рынка на группы по таким параметрам, как пол, возраст, размер семьи, образ жизни семьи и др. Используя данные признаки, просто определить состав отдельных сегментов.

      3. Социально-экономический  признак. Их использование позволяет выделить отдельные группы покупателей с учетом уровня их доходов, принадлежности к общественному классу, профессии.

      4. Национально-культурный  признак. Выделение с учетом возраста потребителей, их национальности, образования и вероисповедания.

      5. Личностный признак. Сегментации покупателей подразделяют на группы по параметрам: образ жизни и тип личности. Позволяет анализировать потребительское поведение и устанавливать взаимосвязь между типом личности, образом жизни и отношением к товару.

      6. Поведенческий признак:  повод для совершения покупки (поездка на отдых), статус пользователя (пользователи-новички, регулярные), степень интенсивности потребления (слабая, умеренная, активная), искомые выгоды (по экономии, по лечебному действию, вкусовым качествам) и др.

      Заключение.

      Интерес к маркетингу в нашей стране возрастал  по мере формирования рыночной экономики, ключевым элементом которой является понятие «рынок».

      Рынок – это совокупность клиентов (продавцов  и покупателей), способных и желающих произвести обмен. Исходя из этого определения, можно сказать, что маркетинг – это работа с рынком для осуществления этих обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

      Рынок – сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам. Например, американский рынок тяготеет к инициативной модели предпринимательства, французский рынок несет в себе черты государственного регулирования, германский рынок более социально ориентирован, а японскому рынку присущ корпоративный патернализм (патернализм – доктрина социального партнерства в рамках предприятий и корпораций между предпринимателями и персоналом).

      В то же время рынки этих стран, имеющих многолетние традиции развития рыночной экономики, обладают целым рядом общих признаков:

      - взаимодействие продавцов и покупателей;

      - конкурентный характер, как между  продавцами, так и покупателями;

      - стабилизация отношений между  субъектами рынка на основе интеграции против монополизации экономики, сохраняя при этом стремление к взаимному соперничеству.

      Первоочередной  задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося  на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным образом тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.

      Одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка. Емкостью рынка называют объем реализуемого на нем товара в течение определенного  промежутка времени. Знание емкости  рынка связано с определением доли рынка. Такой показатель, как доля рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости рынка данного товара.

      Емкость рынка и тенденции ее изменения  являются важными факторами, которые  должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или она станет таковой в ближайшем будущем.

      Рыночная  сегментация представляет собой, с  одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетингового комплекса. Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.

      Для эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство  специалистам всех сфер деятельности необходимы знания рыночных механизмов, методов изучения рынка и экономической конъюнктуры, сегментирования рынка и других маркетинговых исследований. В современных условиях знание теории и практики маркетинга имеет не просто познавательное значение, но является одной из основных предпосылок создания новой модели управления производством.

      Список  используемой литературы. 

      1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг:  Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис,  Мисанта, 2003. 

      2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник.  – 2-е изд., стер. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. 

      3. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г.  Маркетинг: Учебн. пособие. –  М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 

      4. «Введение в экономическую теорию»./ под ред. А.Я. Лившица, И.Н.  Никулиной./ 

      5. «Курс рыночной экономики»./ под  ред. проф. Г.И. Рузавина./ 

      6. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И.  Маркетинг: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 

      7. «Рыночная экономика» словарь. 

      8. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы  маркетинга: 100 экзаменационных ответов.  – Ростов н/Д: Издательский  центр «МарТ», 2002. 

      9. Филипп Котлер «Основы маркетинга»  .

Информация о работе Понятие рынка и рыночной экономики. Виды и характеристики рынков