Понятие лидерства и руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение лидерства и руководства, их взаимоотношения в организации.
Задачи:
изучить сущность неформального лидерства;
определить роль лидера и руководителя в организации;
изучить проблему управления неформальным лидерством и способы его сосуществования с руководством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие лидерства и руководства……………………………………...6
1.1 Образование формального и неформального лидерства…………….6
1.2 Понятие «руководителя»………………………………………………8
1.3 Понятие неформального лидера………………………………………9
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…...12
Глава 2. Управление лидерством в организации………………………………15
2.1 Типы неформального лидера………………………………………...15
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Использованная литература…………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Понятие лидерства и  руководства……………………………………...6

1.1 Образование формального  и неформального лидерства…………….6

1.2 Понятие «руководителя»………………………………………………8

1.3 Понятие неформального  лидера………………………………………9

1.4 Различия неформально  лидерства и формального руководства…...12

Глава 2. Управление лидерством в организации………………………………15

2.1 Типы неформального  лидера………………………………………...15

2.2 Сосуществование формального  и неформального лидеров………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Использованная литература…………………………………………………….22

 

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство и руководство  — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это  формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же — комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.

Одна довольно крупная  компания, известная многим в своей  отрасли, очень сильно сдала позиции  и даже была на грани развала из-за того, что руководство не смогло выстроить отношения с одним из сотрудников.

Все началось с того, как  начальник не одобрил один его  проект, посчитав его неперспективным  и рискованным. Тогда тот пошел  искать сочувствия в коллективе, в  котором являлся неформальным лидером. Он очень эмоционально и живо рассказывал о том, какой ограниченный человек их начальник, какая непродуманная стратегия развития всей компании, и как плохо с ним обошлись. И сотрудники пожалели его и поверили. Они действительно стали думать, что работают в совершенно неперспективной компании с ничего не умеющим начальником, да к тому же еще и диктатором.

Вследствие этого, работать все стали менее эффективно, а  недостатков находить все больше. Обо всех проблемах (реальных и вымышленных) постоянно сообщали абсолютно всем. Репутация компании сильно подорвалась. Закончилось все тем, что начальству пришлось уволить этого лидера, а вместе с ним еще очень много народа, его приверженцев. Понятно, что компания с подмоченной репутацией, враз потерявшая большое количество человек, представляет собой далеко не идеал.

После этого эпизода, мнение о неформальном лидере складывается как о некоем монстре, который  ведет свою политику, сильно отличающуюся от официальной, и подрывает авторитет  руководителя. Но так ли это?

Социологи установили, что  неформальные лидеры — это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. На самом деле, то, что было описано в примере — лишь одна из сторон медали. Задача руководителя — направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива. С другой стороны, именно через него можно легко и безболезненно доносить до сотрудников все решения руководства.

Проблема лидерства  более 40 лет активно изучается  в различных странах. Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене.

Ранние подходы к  изучению феномена лидерства заключались  в попытках определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные  лидеры. В более поздних исследованиях  отмечены попытки определить характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории лидерства оказались более продуктивными, но и они не все могли объяснить. В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать основную функцию лидерства как «управление смыслом». В настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации.

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно  скупых исследований в этой  сфере лидерства;

- низким уровнем профессионализма  некоторых современных руководителей,  что влечет за собой неэффективность  деятельность организации;

- специальность, на  которой я обучаюсь, прямым образом  связана с этой темой.

Целью курсовой работы является изучение лидерства и руководства, их взаимоотношения в организации.

Задачи:

 изучить сущность  неформального лидерства;

 определить роль  лидера и руководителя в организации;

 изучить проблему  управления неформальным лидерством  и способы его сосуществования  с руководством.

Объектом курсовой работы является лидерство и руководство  в организации, а предметом взаимоотношение  лидера и руководителя.

 

Глава 1. Понятие и сущность лидерства  и руководства

1.1 Образование формального  и неформального лидерства

Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели1. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

 потребность в социальной  принадлежности;

 потребность в помощи;

 потребность в защите;

 потребность в общении.

Эти базовые психологические  потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис — они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, — исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности — наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки — так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения1. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и неформального управления. Это — и причина двух типов лидерства — формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать.

1.2 Понятие «формальный  лидер»

Формальный лидер или  руководитель — это человек, который  направляет работу других и несет  персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Официально назначенный  руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение  формального руководителя зависит  от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет  поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной ему  конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

1.3 Понятие «неформальный  лидер»

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:

1) влияние должно быть  постоянным. К лидерам нельзя  причислять людей, оказывающих,  хотя и большое, но разовое, кратковременное воздействие на членов группы;

2) руководящее воздействие  лидера должно осуществляться  на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного  объединения существует несколько  или даже множество центров  локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта его влияния;

3) лидер должен иметь  явный приоритет во влиянии.  Отношения лидера и ведомых  отличают асимметричность, неравенство  во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно  организационного, должно опираться  не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя  бы признание правомерности руководства.  Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер.

Лидерство - это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства - подчинения". Лидер - это  символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Информация о работе Понятие лидерства и руководства