Понятие конкуренции, конкурентоспособность товаров (услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:37, реферат

Описание работы

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Содержание

Понятие конкуренции, конкурентоспособность товаров (услуг) =качество + цена+ обслуживание+PR(общ. мнение)
Монополия и конкуренция
Понятие «цена-потребление»
Наукоемкая продукция

Работа содержит 1 файл

Понятие конкуренции.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Понятие конкуренции, конкурентоспособность товаров (услуг) =качество + цена+ обслуживание+PR(общ. мнение)
  2. Монополия и конкуренция
  3. Понятие «цена-потребление»
  4. Наукоемкая продукция
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие конкуренции, конкурентоспособность товаров (услуг) =качество + цена+ обслуживание+PR(общ. мнение)
 
 

Конкуренция —  это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Конкурентоспособность товаров (услуг). Способность товара (услуги) выдержать сравнение с аналогичными товарами (услугами) других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных. Определяется совокупностью технико-экономических показателей, отражающих его конкретную общественную потребность, и рядом факторов (формы и методы торговли, рекламы, соответствие требованиям рынка, условия и сроки поставки и транспортировки, виды и формы расчетов и платежей и др.). При определении уровня конкурентоспособности выбирается изделие-эталон для сравнения показателей. Анализ конкурентоспособности товара включает ценовой аспект. Численно конкурентоспособность выражается общим показателем конкурентоспособности, рассчитанным на основе индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим показателям. Методики расчета общего показателя индивидуальны для каждой группы товаров. Более конкурентоспособный товар наиболее полно соответствует требованиям конкретного рынка, производится, как правило, и реализуется с меньшими затратами.

Конкурентоспособность складывается из  следующих факторов:

-цена:  соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов; развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов; привлекательность для потребителя системы скидок

-качество: технико – эксплуатационные характеристики продукции( функциональность, надежность, удобство эксплуатации); престижность, дизайн, экологичность товара)

-сервис: качество поставки товара, уровень торгового обслуживания; наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию

-маркетинговое окружение: уровень организации маркетинг – логистики; эффективность рекламных мероприятий, уровень дизайна и содержательность упаковки, разработанность брэндинга товара, уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после покупки товара. 
 
 
 
 
 

2. Монополия и конкуренция

Виды  конкуренции

Существует 4 основных вида конкуренции:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия.

Но заглянув вглубь можно расширить список до 6 пунктов:

  • функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
  • незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).

  

Конкуренция (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка
Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынкаОсновными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

количество  фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

дифференциация  товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);

участие фирм в контроле за рыночной ценой.

Классификация рыночного соперничества  в мировой экономической  литературе.

В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:

·  Свободная ("совершенная") конкуренция;

·  Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция);

·  Регулируемая конкуренция. 
С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

·  Ценовая конкуренция;

·  Неценовая конкуренция. 
 
Свободная конкуренция означает:

на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

продукты определенного  назначения одинаковы по важнейшим  свойствам (не дифференцированы);

фирмы никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

 
Правила конкурентного поведения

В каждом виде рынка  конкуренция часто выливается в "войну всех против всех". Такое  всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт обнаруживается среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество меду ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. 
Другой развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. 
Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Сражение выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. 
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:

на изменение цен  покупателей и продавцов;

на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и  недостатка благ;

на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Установление  равновесной цены

 

Такое регулирование  идет по двум основным направлениям.

·  Первое направление выражает объективную логику развития событий. Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ (на рисунке - зона С2-Р-П2). В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

·  Второе направление: события развиваются в противоположную сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке - зона П1-Р-С1). В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

Рост цен способствует появлению товаров на прилавках, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать. 
Закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Этоцентростремительное движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры".

·  Первое правило: фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования, при нарушении которого фирма, установившая, скажем, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большой величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда фирма вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

·  Второе правило: чтобы "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. 
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. 
Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации: Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

·  Третье правило: если обнаруживается, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.

·  Четвертое правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет  троякую роль.

благодаря соперничеству  утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;

конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;

разрушаются и устраняются  с рыночной арены все неэффективные  и отсталые хозяйства.

Вследствие всего  этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные  и экономические достижения. Имеются  и опустившиеся ниже общественно  нормального уровня, разорившиеся и  потерпевшие хозяйственный крах.

 
 
 

3. Понятие «цена-потребление»

  ЦЕНА  ПОТРЕБЛЕНИЯ (consumption cost) - затраты покупателя (потребителя) на приобретение и использование товара на период в течение нормативного срока его эксплуатации (потребления). Ц.п. включает в себя цену приобретенного товара, транспортные издержки, стоимость монтажных и пусконаладочных работ, расходы на обучение персонала, эксплуатационные расходы (материалы, электроэнергия, заработная плата и т.п.), затраты на профилактические работы, ремонт, техническое обслуживание, налоговые платежи, страховые взносы и другие возможные затраты покупателя при приобретении товара и его потреблении. Разумеется, несколько иной будет структура затрат при приобретении и использовании технически сложных бытовых приборов и совершенно иной при покупке и потреблении одежды, обуви, мебели, продуктов питания. 

    4.Наукоемкая продукция

НАУКОЕМКИЕ  ОТРАСЛИ - отрасли, характеризующиеся  передовым в научно-техническом  плане производственным аппаратом; высококвалифицированным кадровым потенциалом исследователей и работников; относительно высокими затратами на научные исследования. Продукция  таких отраслей создается на основе последних достижений науки и  техники, обладает высокой конкурентоспособностью.

В экономической  лексике используется понятие «наукоемкая  продукция». Однако общепринятого устоявшегося определения его нет. Наибольшее распространение получило следующее  определение: наукоемкая продукция - это  продукция, в стоимости которой  затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) занимают не менее 10%.

Информация о работе Понятие конкуренции, конкурентоспособность товаров (услуг)