Понятие и сущность конъюнктуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:42, реферат

Описание работы

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Работа содержит 1 файл

2 реферат.docx

— 19.18 Кб (Скачать)

Понятие и сущность конъюнктуры  рынка. 

     К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать статистика рынка, относится  изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как  на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.  

Термин  конъюнктура происходит от латинского слова  conjungo-соединяю, связываю.  

     Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.  

Понятие рыночной ситуации включает:  

  1. степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
 
  1. сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции  его развития;
 
  1. уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
 
  1. масштабы  рыночных операций и степень деловой  активности;
 
  1. уровень коммерческого (рыночного) риска;
 
  1. сила и  размах конкурентной борьбы;
 
  1. положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
 

     Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного  механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает  наличие постоянных колебаний и  отклонений от основной тенденции развития рынка.

     Статистика  конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

     Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.

     Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.  

Система показателей конъюнктуры  рынка. 

Для реализации поставленных перед изучением  конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:  

Предложение товаров (продуктов  и услуг): в целом  и в распределении  по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам  и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют  показатели:  

1.1. объем,  структура и динамика предложения;  

1.2. производственный  и сырьевой потенциал предложения; 

1.3. эластичность  предложения.  

Покупательский  спрос на товары (продукты и услуги): в целом  и в распределении  по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют  показатели:  

2.1. спрос  в дифференциации по следующим  признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования,  покупательским намерениям, состоянию  рынка и месту покупки; 

2.2. потребительский  потенциал (в целом и по отдельным  товарам и услугам).: емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг; 

2.3. эластичность  спроса.  

Пропорциональность  рынка характеризуют  показатели:  

3.1. соотношение  спроса и предложения; 

3.2. соотношение  рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг; 

3.3. товарная  структура товарооборота (продажи,  услуг):  

3.4. раздел (доля) рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами; 

3.5. структура  продавцов по формам собственности; 

3.6. структура  покупателей (оптовых - по формам  собственности, розничных - по  социально-демографическим и другим  потребительским признакам); 

3.7. региональная  структура рынка.  

Тенденция развития рынка характеризуют  показатели:  

4.1. темпы  роста, векторы и параметры  трендов продажи, цен и товарных  запасов, инвестиций и прибыли.  

Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:  

5.1. коэффициенты  вариации продажи, цен и товарных  запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом); 

5.2. параметры  моделей сезонности развития  и цикличности развития рынка.  

Региональные  различия состояния  и развития рынка  характеризуют показатели:  

6.1. региональная  вариация соотношения спроса  и предложения и других пропорций  рынка; 

6.2. региональная  вариация уровня спроса (в расчете  на душу населения) 

6.3. региональная  вариация темпов динамики основных  параметров развития рынка.  

Деловая активность характеризуется  показателями:  

7.1. портфель  заказов, его состав, заполненность и динамика; 

7.2. число,  размер, частота и динамика сделок; 

7.3. степень  загруженности производственных (торговых) мощностей.  

Коммерческий (рыночный) риск оценивается  показателями:  

8.1. инвестиционный  риск; 

8.2. риск  принятия маркетинговых решений; 

8.3. риск  случайных рыночных колебаний.  

Масштаб (размер) рынка, уровень  монополизации и  конкуренции характеризуют  показатели:  

9.1. число  фирм, выступающих на рынке каждого  товара, их распределение по формам  собственности, организационным  формам и специализации; 

9.2. общий  объем реализации товаров (продуктов  и услуг) на рынке и распределение  фирм по размеру (объему сбыта  и продажи); 

9.3. уровень  приватизации: число и доля приватизированных  предприятий, их организационные  формы, их доля в общем объеме  рынка; 

9.4. раздел  рынка (группировка фирм по  доле, занятой ими в общем объеме  сбыта и продажи); 

9.5. доля  малых, средних и крупных фирм  в общем объеме рынка.  

Данная  система показателей включает в  себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей  статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть  связь или корреспонденцию конъюнктурных  показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции  и цикличность рынка. Далее будут  рассмотрены подходы к оценке основных показателей конъюнктуры  рынка.

Информация о работе Понятие и сущность конъюнктуры рынка