Понятие и механизм управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………2

2.Понятие качества………………………………………………………………………….3

3.Общая теория управления качеством………………………………………………....6

4.Универсальная схема управления качеством продукции………………………….9

5.Категории управления качеством…………………………………………………….. 11

6.Заключение………………………………………………………………………………...14

7.Список сокращений……………………………………………………………………....15

8.Список используемой литературы…………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 31.87 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………2

2.Понятие  качества………………………………………………………………………….3

3.Общая теория управления качеством………………………………………………....6

4.Универсальная схема управления качеством продукции………………………….9

5.Категории управления качеством…………………………………………………….. 11

6.Заключение………………………………………………………………………………...14

7.Список сокращений……………………………………………………………………....15

8.Список используемой литературы…………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них  нет второстепенных элементов, которые  могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный  уровень развития НТП значительно  ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом  и их отдельных элементов. Системный  подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и  методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению  качества выпускаемой продукции  позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие качества. 

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное  ее использование. 

Понятие качества продукции  регламентировано в Российской Федерации  государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». 

Покупатель считает  качественной ту продукцию, которая  отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности  ей предназначалось удовлетворять. 

До недавнего времени  при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции  без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная  система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции  во всем мире. В этом вопросе отечественный  опыт учтен при разработке международных  стандартов по системам качества. 

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание. 

Системный подход к  управлению качеством продукции  предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием. 

Качество продукции  как экономическая категория  тесно связано с такой характеристикой, как потребительная стоимость. С  точки зрения экономической теории потребительная стоимость рассматривается  как совокупность полезных свойств  товара, то есть его полезность; качество же продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, а потребительная стоимость охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности, то есть является более широким понятием. 

С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств продукции следует также различать понятия «качество» и «полезный эффект». Качество - потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять. 

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. 

Квалиметрия – научная  дисциплина, в рамках которой изучаются  методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы. 

Квалиметрия – область  практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических  основ и методов измерения  и количественной оценки качества. 

Объект квалиметрии - это исследование принципов и  методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. 

Квалиметрия как наука  переживает период становления, чем  объясняется отсутствие единого  мнения по ряду вопросов. Являясь в  значительной степени научной дисциплиной  межотраслевого характера, квалиметрия  по многим вопросам смыкается с конкретными  инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией  и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий. 

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. 

 Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только  с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи  товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как  рекламная деятельность, престиж  фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая теория управления и управление качеством.  

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых  исходных условиях. Такими основными  условиями являются:

  1. наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
  2. Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;
 
  1. наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
 
  1. Наличие возможности  влиять на управляемый объект с целью  устранения возникающих отклонений.
 

Программы качества с  установлением значений показателей  могут входить составной частью во все возможные государственные  планы и программы, планы проектно-конструкторских  организаций, производственных объединений  предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются  в сделках на товарных биржах и  при других формах движения товаров.  

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются  в нормативных и номативно-технических  документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических  условиях на продукцию, в технических  заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических  картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. Перечень этот не трудно продолжить.  

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством  удовлетворяется.  

Обратимся ко второму  условию. Здесь рассмотрим несколько  ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.  

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное  старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.  

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической  и технической природой, а условиями  внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т.д.  

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный  характер. Время их появления можно  ожидать только с определенной степенью вероятности.  

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.  

Можно констатировать, что качество продукции находится  в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная  реальность, с которой приходится иметь дело.  

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию  общей теории управления.  

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают  эти изменения. Для того чтобы  замедлить процесс физического  старения, устанавливаются благоприятные  эксплуатационные режимы и условия  хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и  текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.  

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.  

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и  методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут  действовать примерно по такой схеме:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества) ;
 
  1. Придание исходному  материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества) ;
 
  1. Проверка соответствия полученного качества предъявленным  требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
 
  1. Воздействие для  устранения отклонений полученного  качества от заданного (обратная связь) .
 

При таком взгляде  на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно  важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Универсальная схема  управления качеством продукции.  

СХЕМА

Она представляется состоящей  из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество относятся: станки, машины, другое производственное оборудование; профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.  

Информация о работе Понятие и механизм управления качеством