Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:14, лабораторная работа
Важную роль в деятельности фирмы играет цена на товар. Ценой называют денежное выражение стоимости товара. Цена включает себестоимость и прибыль. Сущность же ценовой политики состоит в том, чтобы установить на товар фирмы такие цены и так варьировать ими, в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определённой долей, обеспечить намеченный объём прибыли, решать оперативные и стратегические задачи.
1. Понятие цены, их виды. Факторы, влияющие на маркетинговые решения по ценам. Ценовая политика фирмы.
2. Задача. Проанализировать состояние рынка в данном регионе по пиломатериалам на основе следующих данных:
3. Задача. В таблице представлены данные о продаже товара «В» на разных стадиях жизненного цикла. Рассчитайте выручку от продажи, издержки производства и прибыль (убытки) на каждой стадии и в целом за весь период жизни товара:
ВАРИАНТ 9
1. Понятие цены, их виды. Факторы, влияющие на маркетинговые решения по ценам. Ценовая политика фирмы.
2. Задача. Проанализировать состояние рынка в данном регионе по пиломатериалам на основе следующих данных:
3. Задача. В таблице представлены данные о продаже товара «В» на разных стадиях жизненного цикла. Рассчитайте выручку от продажи, издержки производства и прибыль (убытки) на каждой стадии и в целом за весь период жизни товара:
Стадия ЖЦТ | Цена 1 ед товара (руб.) | Объём продажи | Издержки про- изводства (руб.) | Прибыль (убытки) (руб.) | |
шт | руб | ||||
Внедрение | 50 | 20000 |
|
|
|
Рост | 60 | 40000 |
|
|
|
Зрелость | 65 | 50000 |
|
|
|
Спад | 40 | 30000 |
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Себестоимость 1 единицы товара «В» - 30 руб. Какую ценовую стратегию использует фирма на рынке?
1. Понятие цены, их виды. Факторы, влияющие на маркетинговые решения по ценам. Ценовая политика фирмы.
Понятие цены, их виды
Важную роль в деятельности фирмы играет цена на товар. Ценой называют денежное выражение стоимости товара. Цена включает себестоимость и прибыль. Сущность же ценовой политики состоит в том, чтобы установить на товар фирмы такие цены и так варьировать ими, в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определённой долей, обеспечить намеченный объём прибыли, решать оперативные и стратегические задачи.
На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.
В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
1) Классификация цен по степени регулируемости:
- свободные
- регулированные
- фиксированные
2) Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3) Другие классификации цен:
- аукционная цена;
- биржевая цена;
- договорная ( контрактная ) цена;
- единые ( или поясные ) цены;
- региональные ( местные ) цены.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения ( сельское хозяйство, промышленность и др. ).
Также цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
Предприятие - Оптовая торговля
Оптовая торговля - Розничная торговля
Розничная торговля - Потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
2. Оптовая цена промышленности;
3. Розничная цена.
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трём видам цен:
1) Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта.
2) Прейскурантная цена - усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.
3) Договорная цена, устанавливаемая по договорённости между заказчиками и подрядчиками.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. Также, на мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
Факторы, влияющие на маркетинговые решения по ценам
Цены и ценовая политика одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает.
Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. Для фирмы цена – наиболее важный показатель, поскольку ее основная функция – обеспечивать прибыль от реализации товаров. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и как варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечивать намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар.
Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса может быть представлена кривой спроса.
При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменять, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Ценовая конкуренция проявляется в следующих видах:
1) Конкуренция между продавцами однородной продукции, пытающимися продажей товара по самой низкой цене вытеснить остальных продавцов и обеспечить за собой наибольший сбыт;
2) конкуренция между покупателями в одной отрасли, которая приводит к повышению цены на предлагаемые товары;
3) конкуренция между покупателями и продавцами; первые хотят дешевле купить, вторые - дороже продать. Результат этой конкуренции зависит от соотношения сил конкурирующих сторон;
4) межотраслевая конкуренция – форма создания конкурирующих отраслей, выпускающих товары, покрывающие одинаковые потребности покупателей. Развитие такой конкуренции может вызвать как понижение, так и повышение цены на рынке.
При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительные свойства своей продукции. Это позволяет фирмам увеличивать сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Из всех используемых целей и видов политики в области ценообразования «неценовая» конкуренция или конкуренция качества представляет особый интерес. Специалисты отмечают, что в условиях НТР на мировом рынке на смену «ценовой» концепции пришла конкуренция качества и в борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает более низкие цены, а тот кто предлагает более высокое качество.
Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние факторы, влияющие на решения по ценам.
Потребители. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. На величину спроса оказывают существенное влияние такие факторы как насыщенность рынка, общее состояние экономики, реклама, мода, производство товаров-заменителей и так далее, может влиять на увеличение объема спроса.
Взаимосвязь цены от спроса зависит так же от ценовой эластичности. Руководство предприятия должно знать как потребитель может отреагировать на изменения цены товара. Зависимость спроса от цен невелика в случаях когда на рынке нет конкурентов, когда товар не имеет замены, покупатели не очень чувствительны к росту цен либо считают , что повышение цен оправдано высоким качеством. В этих случаях речь идет о неэластичном спросе.
Об эластичном по цене спросе речь идет когда небольшое изменение цен влияет на величину спроса. В случае эластичного спроса следует задуматься об изменениях в области политики цен, так как снижение цен может и принести больший объем дохода за счет увеличения массы продаж.
Правительственные меры, связанные с ценообразованием. При назначении цен на товары, продавец должен соблюдать положения законов. Он должен избегать использования следующих приемов:
1. Фиксирования цен. Продавцы должны назначать цены без предварительных консультаций с конкурентами. В противном случае возникает подозрение, что они вступили в сговор : практика фиксирования цен незаконна и когда выявляются нарушения, наказания могут быть суровыми (штрафы, тюремное заключение).
2. Ценовой дискриминации. Закон Робинсона – Патмана запрещает производителям и оптовикам осуществлять ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Этот акт касается цен, скидок, премий, условий кредита. Условия реализации должны быть доступными для всех конкурирующих участников сбыта.
3. Минимальные цены. Используя хищническое ценообразование, большие фирмы могут снизить свои цены ниже издержек, чтобы устранить небольших местных конкурентов. Подобная практика запрещается законами.
Каналы товародвижения. Каждый участник товародвижения стремится играть важную роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, прибыли, обеспечения повторных покупок.
Производитель может получить большой контроль над ценой: используя систему монопольного товародвижения или минимизируя сбыт через розничную торговлю, открывая собственные магазины и т.д.
Оптовая и розничная торговля могут добиться большого контроля над ценами: подчеркивая производителю свою важность как потребителя, отказываясь реализовывать невыгодные товары; сбывая конкурирующую продукцию и разрабатывая сильные дилерские марки и т.д. Чтобы обеспечить согласие участников канала сбыта с решениями по ценам, производитель должен учитывать долю прибыли участников каналов, ценовые гарантии, особые соглашения и воздействие повышения цен. Оптовой и розничной торговле требуется определенная доля прибыли, чтобы покрыть расходы, а также получить разумный доход.
Попытка уменьшить существующие доли оптовой и розничной торговли может привести к потере сотрудничества.
Конкуренция. Кроме платежеспособного спроса и издержек производства на уровень цены оказывают влияние цены конкурентов. Если качество товара фирмы близко к качеству основного конкурента, то фирма должна установить цену, близкую к цене конкурента. Более высокую цену можно назначать при наличии у вашего товара преимуществ.
Среда, в которой цена контролируется фирмами, характеризуется ограниченной конкуренцией. Фирма может добиться успеха и при высоких ценах, т.к. потребители рассматривают предложенный товар как уникальный, представления потребителей связываются с образом товарной марки, соответствующем сервисе и т.д.
Среда, цена в которой контролируется правительством – это, например коммунальные услуги, автобусные перевозки, такси. Правительственные организации определяют цену после получения информации от компаний организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон.