Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.
Маркетинг -Лекции стр. 5 из 63
Маркетинг (marketing) произошло от английского слова market (рынок) и расшифровывается как «рынковедение» или «деятельность на рынке».
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.
Маркетинг – это комплекс действий производителей и продавцов товаров и услуг, направленный на выявление потребностей покупателей с целью создания таких товаров и услуг, которые в процессе рыночного обмена превращают эти потребности в доходы предпринимателей.
Маркетинг – это систематическое, направленное на рынок управление предприятием. Покупатель обеспечивает загрузку предприятия и оплату рабочих.
Покупатель/потребитель – самое важное лицо для предприятия.
Покупатель обеспечивает загрузку предприятия и оплату работников.
Существует два дополнительных подхода к пониманию маркетинга:
Маркетинг
Философия
Управление предприятием на основе ориентации на рынок.
Учет треугольника соотношений
КЛИЕНТ (ПОКУПАТЕЛЬ)
*
Издержки, выгода Издержки, выгода
Мы * * Конкуренты
(Наше предприятие) (Конкуренция)
(Преимущества, недостатки)
Маркетинг как философия требует:
- Ориентацию на покупателя (клиента).
Предоставить возможности решения проблем клиентов (покупателей).
- Ориентацию на конкуренцию.
Критерием являются не собственные достижения, а свое положение по сравнению с конкурентами.
- Направленность на собственные преимущества.
Узнать и развивать преимущества, по возможности устранить недостатки.
- Ориентация на рынок всех областей предприятия.
Не только продавцы должны ориентироваться на рынок, а также работники в отделах сбыта, производства и организации.
Аспект техники в маркетинге относится к инструменту и вспомогательным средствам, которые употребляются в целях претворения в жизнь ИДЕИ ОРИЕНТАЦИИ НА РЫНОК.
Информационный инструмент маркетинга:
- Исследование рынка;
- Внутренние статистики о клиентах и заказах;
- Уведомления о поврежденных продуктах, рассмотрение претензий, исполнение;
- Исполнение обязательств согласно гарантии;
- Сообщения агентов;
- Счетоводство.
Стратегическая ориентация:
- Инструмент сегментации;
- Инструмент долгосрочного планирования.
Инструмент действия маркетинга:
- Политика программы продуктов и услуг;
- Политика цен и условий;
- Политика коммуникации;
- Политика дистрибуции.
Организация маркетинга.
Политика продуктов охватывает оформление продуктов, соответствующее потребностям клиентов(покупателей) рынка, а также оказание услуг и разработку новых продуктов.
Политика цен и условий занимается образованием цен и условий, соответствующих возможностям клиентов (покупателей) и приносящих прибыль (условия поставки и платежа).
Политика коммуникации включает в себя рекламу в соответствии с клиентом (покупателем), поощрение сбыта и мероприятия по организации рекламы ( Public Relations)
Политика дистрибуции включает реализацию товара. Первостепенное значение придается вопросам как «прямой или косвенный сбыт», «торговые представители или агенты», выбор и мотивация продавцов вплоть до структуры склада и организации автопарка.
Стадии развития управленческих концепций:
- производственная концепция;
- продуктовая (товарная) концепция;
- концепция продажи или концепция интенсификации коммерческих усилий;
- концепция маркетинга;
- концепция социально-этического маркетинга.
Производственная концепция маркетинга.
В основе лежит необходимость постоянного совершенствования технологии и организации производства, увеличения объемов и снижения издержек производства. Все внимание сосредоточено на внутренних возможностях производства.
Продуктовая (товарная) концепция маркетинга.
Исходит из того, что потребители благосклонны к продукту с наилучшими потребительскими свойствами. Поэтому организация должна непрерывно совершенствовать выпускаемую продукцию, повышать ее качество при умеренных и доступных большинству ценах.
Концепция продажи или интенсификации коммерческих усилий.
Исходит из того, что потребитель не будет покупать продукты организации в достаточном объеме, если она не предпримет достаточных усилий по их продвижению и продаже.
Концепция маркетинга.
Ориентирована на детальное знание потребностей потребителей, факторов и тенденций их изменения в ближайшей перспективе. Производство и сбыт становятся в прямую зависимость от запросов потребителей, изучения рынка, потребительских оценок ассортимента и качества, к которым компании приспосабливают свою производственную и маркетинговую стратегию.
Концепция социально-этического маркетинга.
Исходит из того, что организация должна не только наиболее полно и эффективно удовлетворять выявленные запросы потребителей, делая это более эффективно, чем ее конкуренты, но также поддерживать и улучшать благосостояние как отдельных потребителей, так и общества в целом (защита окружающей среды, быстрый рост населения, проблема нехватки ресурсов).
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Максимизация потребления;
Максимизация степени удовлетворения потребителей;
Максимизация выбора потребителей;
Максимизация качества жизни.
В зависимости от объема охваченного рынка можно вести речь о массовом маркетинге, о продуктно-дифференцированном маркетинге и о целевом маркетинге.
Массовый маркетинг – вид маркетинга, который характеризуется массовым производством и маркетингом одного товара, предлагаемого сразу для всех покупателей.
Пример: швейные иголки.
Продуктно-дифференцированный маркетинг – вид маркетинга, который характеризуется производством и маркетингом нескольких продуктов с разными свойствами, предназначенных для всех покупателей, но рассчитанных на разные вкусы.
Пример: обувь.
Целевой маркетинг – вид маркетинга, который характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов.
Пример: продукты диетического питания.
В зависимости от характера товара выделяют:
маркетинг потребительских товаров;
маркетинг товаров производственно-технического назначения;
маркетинг услуг.
С позиций поэтапной интернационализации выделяют:
внутренний;
экспортный;
импортный;
международный.
По характеру получения прибыли выделяют:
коммерческий;
некоммерческий.
По размерам предприятий выделяют:
маркетинг крупных фирм;
маркетинг средних фирм;
маркетинг малых фирм.
В зависимости от контакта между производителями и потребителями выделяют:
Целенаправленный (или маркетинг «пинг-понг»).
Метод базируется на кодовой телефонной связи и интегрированных компьютерных сетях, что создает прекрасные возможности оперативных личных контактов продавцов и покупателей. Широко распространен в банковской сфере.
Ступенчатый маркетинг.
При таком маркетинге используется авторитет посредников, их рынок и связи.
Пример – система распространения разного рода оздоровительных продуктов и средств для похудения.
Исходя из состояния спроса разделяют на:
Конверсионный маркетинг. Такой вид маркетинга имеет место в случае негативного спроса на товар фирмы: большинство потенциальных покупателей отвергают его. Ставится задача – пробудить интерес к фирме и ее продукту, создать спрос.
Стимулирующий (креактивный) маркетинг. Такой вид маркетинга применяется в случае полного безразличия покупателей к товарам фирмы. Его задача - победить безразличие и сформировать спрос).
Развивающий маркетинг. Назначение данного вида маркетинга – превратить зачаточный спрос в полноценный, существенный.
Поддерживающий маркетинг. Данный вид маркетинга применяется, если спрос колеблется: по сезонам, в течении дня, или отличается неустойчивостью по каким-либо причинам. Назначение – ослабление колебаний спроса.
Ремаркетинг. Назначение данного вида маркетинга – поддержание падающего спроса.
Демаркетинг. Назначение данного вида маркетинга – «погашение» избыточного спроса в случае значительного повышения спроса над предложением.
Противодействующий. Данный вид маркетинга применяется, если спрос превышает предложение на товары, которые общество признает вредными для здоровья людей или опасными для окружающей среды.
Конечный потребитель – это семья или человек, который покупает товар или получает услуги для личных, семейных или домашних нужд.
Органиации-потребители – это организации, приобретающие товары для своих производственных нужд.
Специалист по маркетингу (маркетологи) – это люди, специализирующиеся на выполнении конкретных функций маркетинга.
Производитель или обслуживающая организация – это компания или человек, выпускающий товары или оказывающий услуги.
Оптовая торговля – купля организациями или отдельными торговцами большого количества товаров для последующей перепродажи их организациям и коммерческим структурам.
Розничная торговля – продажа организациями или отдельными торговцами товаров поштучно или небольшими количествами, а также оказание услуг конечным потребителям.
Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг