Планирование маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Практика отечественного бизнеса свидетельствует, что многие фирмы еще работают, не имея официально принятых планов. В большинстве фирм-новичках управляющие оказываются настолько занятыми, что у них просто нет времени заниматься планированием. В небольших фирмах, накопивших определенный опыт работы, руководители, интуитивно чувствуя необходимость в наличии плана, в то же время считают, что можно обходиться и без формального планирования, а стало быть, оно не может иметь существенного значения.

Работа содержит 1 файл

планирование маркетинга.rtf

— 276.65 Кб (Скачать)

      Показатели исследования конъюнктуры в системе маркетинга требуют планомерности и программирования на стыке производства и потребления, но на практике стохастичность спроса требует активной адекватной реакции в сфере производства при тесном взаимодействии с торговлей. Один из принципов маркетинга гласит -- «меняющиеся во время инфляционных процессов цены требуют постоянного перевоспитания потребителя фирмы». Поэтому можно сделать вывод, что программы маркетинга являются средством совершенствования производственно-сбытовой деятельности отдельных фирм, но активно повлиять на зарождение и ликвидацию кризисных явлений в экономике они не могут. Программы маркетинга формируются на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга и являются той основой, которая обеспечивает взаимодействие коммерческих и сбытовых служб предприятия с научно-техническими, проектно-конструкторскими и производственными подразделениями, исходя из учета взаимосвязанных функций маркетинга.

      Функции маркетинга -- это взаимосвязанный комплекс действий, включающий:

      анализ внутренней и внешней среды, в которой действует предприятие;

      анализ рынков;

      анализ потребителей;

      изучение конкурентов и конкуренции;

      изучение товара;

      планирование производства товара на основе маркетинговых исследований;

      планирование товародвижения, сбыта и сервиса;

      формирование спроса и стимулирование сбыта;

      формирование и реализацию ценовой политики; разработку и реализацию маркетинговых программ;

      информационное обеспечение маркетинга;

      управление маркетингом (планирование, реализацию и контроль мероприятий маркетинга с оценкой риска, прибылей, эффективности).

      Стратегия маркетинга заключается в формировании и реализации целей и задач предприятия-производителя и экспортера по каждому отдельному (сегменту) рынку и каждому товару на определенный период времени (долгосрочный, среднесуточный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. В зависимости от принятой стратегии формируются мероприятия маркетинговых программ. Они могут быть ориентированы на:

      максимум эффекта, независимо от степени риска,

      минимум риска без ожидания большого эффекта,

      различные комбинации этих двух подходов. Менеджеры по маркетингу воспринимают себя скорее

      как профессиональных управленцев и только потом как узких специалистов. Участие высшего управленческого звена в разработке маркетинговых планов постоянно расширяется. Планирование превращается в непрерывный процесс, направленный на соответствие действий компании быстро меняющимся условиям рынка.

      Названия маркетинговых планов обычно варьируется: «Бизнес-план», «Маркетинговый план», иногда -- «Операционный план». Большинство маркетинговых планов рассчитаны на один год (иногда на несколько лет). Планы различаются по своему объему -- они содержат 10 -- 50 страниц. Некоторые компании подходят к разработке планов очень серьезно, другие рассматривают их как руководство к действию. По мнению менеджеров по маркетингу, наиболее распространенными недостатками маркетинговых планов является их не реалистичность, недостаточный анализ конкуренции и ориентация на краткосрочные результаты. Для предприятий, работающих на потребительском рынке, наиболее важными ориентирами при разработке планов маркетинга являются:

      потребность и спрос потребителей;

      позиционирование продуктов питания и фирмы (предприятия) на рынке;

      цена на продовольственные товары, в том числе у конкурирующих организаций;

      совокупность качественных свойств товаров фирмы и других организаций-конкурентов;

      сервис предпродажный и во время продажи.

      На каждом уровне продукта (производство, торговая марка) должен быть разработан маркетинговый план. Маркетинговый план -- это один из наиболее существенных результатов маркетингового процесса.

      Планы маркетинга классифицируются по следующим признакам:

      По длительности:

      краткосрочные (на один год);

      среднесрочные (от двух до пяти лет);

      долгосрочные (от пяти до десяти или пятнадцати лет). Многие фирмы опираются на сочетание этих планов.

      Кратко- и среднесрочные планы более детализированы и оперативны, чем долгосрочные. Например, план, рассчитанный на один год, может задавать точные цели маркетинга и стратегии для каждого продукта, предлагаемого фирмой, в то время, как пятнадцатилетний план может ограничиваться прогнозированием внешней среды на этот период и определением долгосрочных потребностей организации.

      По объему:

      отдельные планы маркетинга для каждого из основных продуктов предприятия (применяется чаще всего производителями потребительских товаров);

      единый интегрированный план маркетинга (чаще всего применяется фирмами, действующими в сфере услуг;

      общий хозяйственный план (обычно используется изготовителями продукции производственного назначения).

      По методам разработки:

      снизу вверх -- бюджеты, прогнозы, сроки и стратегии маркетинга устанавливаются на основе информации продавцов, управляющих по продуктам, сотрудников отделов рекламы. Планы, разрабатываемые снизу, реалистичны, поскольку основываются на оперативной информации, хорошо влияют на психологический климат (так как сотрудники, участвующие в процессе планирования, отвечают за его реализацию). Однако, при этом могут возникать трудности при координации и сведении планов, разрабатываемых снизу, в единый интегрированный план и увязке различных предположений относительно одной и той же проблемы, например, противоречивых оценок воздействия рекламы на сбыт нового товара;

      сверху вниз - вышеперечисленные трудности не возникают при разработке этого плана, когда плановая деятельность централизованно управляется и контролируется. В этом случае можно использовать комплексные альтернативы относительно конкуренции и обеспечивать единое направление маркетинговой деятельности. Тем не менее уменьшается вовлеченность в процесс планирования руководителей более низких уровней и может ухудшаться психологический климат. Эти два подхода сочетаются, если высшее руководство устанавливает общие цели и направления, а сотрудники, занимающиеся сбытом, рекламой, товарами, разрабатывают планы реализации поставленных задач.

      Маркетинговые планы обычно состоят из нескольких разделов, которые представлены в таблице 1.

      В кратком обзоре и содержании плана должна идти краткая сводка основных целей и рекомендаций, о которой пойдет речь в плане. Сводка контрольных показателей помогает высшему руководству быстро понять основную направленность плана. За сводкой следует поместить оглавление плана. 

      Таблица 1.

      Примерное содержание плана маркетинга по основным разделам

      
Раздел плана Содержание
Краткий обзор и содержание плана Представляются основные тезисы предлагаемого плана.
Ситуация на рынке Основные данные, характеризующие состояние макросреды, продукт и каналы распределения.
Анализ возможностей и проблем Содержит анализ основных возможностей (угроз, сильных) слабых сторон и производственных проблем.
Перечень задач и проблем Определяет финансовые и маркетинговые задачи плана, выраженные в показателях объема сбыта, сегментирования рынка и рентабельности.
Маркетинговая стратегия Представляет основные направления маркетинговой программы, используемые для достижения целей плана.
Программа действий Представляет специальную маркетинговую программу достижения бизнес-целей.
Определение планируемых прибылей и убытков Содержит прогноз ожидаемых финансовых результатов реализации плана.
Контроль Показывает способы проверки исполнения плана.
 

      В разделе «Ситуация на рынке», как в первом основном разделе плана, дается описание характера целевого рынка и положения фирмы на этом рынке. Составитель плана описывает рынок с точки зрения его величины, основных сегментов, нужд заказчиков и специфических факторов среды, делает обзор основных пищевых товаров, перечисляет конкурентов и указывает канал распределения. Важно отразить положение продукта на рынке, цены, валовую и чистую прибыль для каждого основного продукта за последние несколько лет.

      Уровень конкуренции -- отражает основных конкурентов фирмы на рынке. В разделе дается характеристика объемов производства конкурентов, целей, реальных и фундаментальных сегментов рынка, качественного уровня обслуживания рынка, используемой маркетинговой стратегии и других показателей, необходимых для понимания их намерений и стратегий.

      Распределение продуктов -- в разделе приводятся данные и характеристика каждого используемого канала распределения. Макросреда фирмы -- в этом подразделе описываются общие тенденции бизнес-среды -- демографические, юридические, социальные, культурные, которые так или иначе влияют на перспективы производства.

      В разделе «Анализ возможностей и проблем» преследуется цель заставить руководителей взглянуть на перспективу и представить опасности и возможности, которые могут возникнуть перед реализацией товаров. Цель всего этого -- заставить руководство предвидеть важные события, которые могут сильно сказаться на фирме. Управляющие должны перечислить максимально возможное число опасностей и возможностей, которые они могут себе представить.

      Опасность -- это осложнение, возникающее в связи с неблагоприятной тенденцией или конкретным событием, которое -- при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Маркетолог должен оценить вероятность возникновения каждой опасности и каждой возможности и их последствия для фирмы.

      Кроме этого, менеджер по определенной группе продуктов должен определить сильные и слабые стороны своих изделий.

      Например, сильные стороны изделий: марка фирмы (товарный знак) хорошо известна, у нее хорошая репутация; посредники, торгующие продукцией компании, отличаются высоким профессионализмом. Слабые стороны изделий: качество товара фирмы не намного лучше, чем у конкурирующих фирм или ниже; отсутствует четкое позиционирование в отличие от других фирм, рекламная компания не отличается творческим подходом; продукция стоит больше, чем товары конкурентов, но более высокая цена не подкрепляется ощутимой разницей в качестве.

      В разделе «Перечень задач и проблем» поясняется, что, изучив связанные с товаром опасности и возможности, управляющий в состоянии поставить задачи и очертить круг возникающих при этом проблем. Задачи должны быть сформулированы в виде целей, которых фирма стремится достичь за период действия плана. Например, маркетолог фирмы поставил задачу добиться завоевания 15% -- ной доли рынка, 20%-ной прибыльности продаж до уплаты налога на вложенный капитал. Но по факту нынешняя доля фирмы -- всего 10%. В результате ситуационного анализа требует решения вопрос: каким образом можно увеличить долю рынка? Альтернативы различны: цена, обслуживание при продаже, послепродажный сервис, упаковка, качество, скидки и др. На основе анализа конкретной рыночной ситуации, сложившейся на данный момент времени конъюнктуры, маркетолог может прийти к выводу о необходимости рассмотрения всех основных проблем, связанных с вариантами увеличения реального рыночного сегмента.

      В разделе «Маркетинговая стратегия» излагается широкий подход к решению поставленных задач. Стратегия маркетинга -- это рациональное, логическое построение реальных действий, руководствуясь которыми предприятие рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Она включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на него.

      В классическом варианте маркетинговую стратегию представляют в форме таблицы 2. 

      Таблица 2.

      Маркетинговая стратегия фирмы (применительно к продовольственным и непродовольственным товарам)

      
Составные части Содержание
Позиционирование Состоятельные домовладельцы: особое внимание покупательницам. Модульные стереосистемы с прекрасным звуком и высокой гарантией надежности.
Производство Начало выпуска еще одной модели по цене ниже средней и двух моделей по более высоким ценам.
Цена Установить цену, немного превышающую конкурентные марки.
Каналы распределения Особое внимание специализированным магазинам электрической техники, установление отношений с универсальными магазинами.
Сбыт Увеличить объем продаж на 10%, внедрить национальную систему бухгалтерского учета.
Обслуживание Доступное и быстрое обслуживание.
Реклама Разработать новую рекламную кампанию в соответствии с позиционированием марки; акцент на дорогих моделях; увеличить рекламный бюджет на 20%.
Стимулирование сбыта Увеличить бюджет на 15%; разработать новые методы представления товаров; активно участвовать в выставках.
Исследование и разработки Увеличить разработки на 25%; разработать новый дизайн линии.
Маркетинговые исследования Увеличить расходы на 10%; провести исследование потребительского выбора, постоянно отслеживать действия конкурентов.

Информация о работе Планирование маркетинга