Федеральное
агентство по образованию
ГОСУДАРСВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
(ГОУ
СПО ОКСЭИ)
РЕФЕРАТ
по
маркетингу на тему:
«Пирамида
потребностей по А.Маслоу»
Подготовил:
студент
группы 3бу3
Артемов
А. Ю.
Проверила:
Зверева
О.М.
Оренбург
2011 г.
Потребность
- состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в объектах, необходимых
для его существования и развития и выступающих
источником его активности. Потребности
обнаруживаются в мотивах, влечениях,
желаниях и пр., побуждающих человека к
деятельности и становящихся формой проявления
потребности. Если в потребности деятельность
по существу зависима от ее предметно-общественного
содержания, то в мотивах эта зависимость
проявляется как собственная активность
субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении
личности система мотивов богаче признаками
и более подвижна, чем потребность, составляющая
ее сущность. Потребности носят объективный,
динамический характер, так как складываются
под влиянием социально-экономических
условий развития общественного производства
и уровня материального благосостояния,
меняются на каждом конкретном историческом
этапе.
Мотивация
- осознаваемые или неосознаваемые
психические факторы, побуждающие индивида
к совершению определенных действий и
определяющие их направленность и цели
Стимул
- побудительная причина поведения,
это побуждение, эффект которого опросредован
психикой человека, его взглядами, чувствами,
настроением, интересами, стремлениями
и пр. (стимул не тождественен мотиву, хотя
иногда может превращаться в него).
Таким
образом, потребности и мотивация
неразделимы, и теория Маслоу подтверждает,
что мотивация лежит в основе стимуляции
индивида по удовлетворению потребностей.
Тем более, что в теории есть ряд идей,
определяющих человеческое поведение,
таких, как:
- потребности
людей бесконечны - как только удовлетворена
одна, немедленно появляются другие;
- удовлетворенные
потребности не воздействуют на мотивацию
- лишь неудовлетворенные потребности
могут заставить человека действовать;
- потребности
человека выстраиваются в определенную
иерархию по своей значимости.
Стандартная
структура деятельности-поведения
показывает неразрывную связь мотивации
и потребностей.
Потребность
=> мотив, стимул => цель => действие
=> средства => предмет => результат
Маслоу
предположил, что все потребности
врожденные и представил свою концепцию
иерархии потребностей в мотивации человека
в порядке их очередности:
В
основе этой схемы лежит правило,
что доминирующие потребности, расположенные
внизу, должны быть более или менее удовлетворены
до того, как человек сможет осознать наличие
и быть мотивированным потребностями,
расположенными вверху, т.е. удовлетворение
потребностей, расположенных внизу иерархии,
делает возможным осознание потребностей,
расположенных выше в иерархии, и их участие
в мотивации. По Маслоу, это является главным
принципом, лежащим в основе организации
мотивации человека, и чем выше человек
может подняться в этой иерархии, тем большую
индивидуальность, человеческие качества
и психическое здоровье он продемонстрирует.
Ключевым
моментом в концепции иерархии потребностей
Маслоу является то, что потребности никогда
не бывают, удовлетворены по принципу
«все или ничего». Потребности частично
совпадают, и человек одновременно может
быть мотивирован на двух или более уровнях
потребностей. Маслоу сделал предположение,
что средний человек удовлетворяет свои
потребности примерно так:
физиологические
- 85%,
безопасность
и защита - 70%,
любовь
и принадлежность - 50%,
самоуважение
- 40%,
самоактуализация
- 10%.
Если
потребности более низкого уровня
перестанут удовлетворяться, человек
вернется на данный уровень и останется
там, пока эти потребности не будут в достаточной
мере удовлетворены.
Теперь
рассмотрим иерархию потребностей по
Маслоу более подробно:
- Физиологические
потребности непосредственно касаются
биологического выживания человека и
должны быть удовлетворены на каком-то
минимальном уровне прежде, чем любые
потребности более высокого уровня станут
актуальными, т.е. человек, которому не
удается удовлетворить эти основные потребности,
достаточно долго не будет заинтересован
в потребностях, занимающих высшие уровни
иерархии, поскольку она очень быстро
становится настолько доминирующей, что
все другие потребности исчезают или отходят
на задний план.
- Потребности
в безопасности и защите включают: потребности
в организации, стабильности, в законе
и порядке, в предсказуемости событий
и в свободе от таких угрожающих сил, как
болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность
в долговременном выживании. Предпочтение
надежной работы со стабильным высоким
заработком, создание сберегательных
счетов, приобретение страховки можно
рассматривать как поступки, отчасти мотивированные
поисками безопасности. Другое проявление
потребности в безопасности и защите можно
видеть, когда люди сталкиваются с реальными
чрезвычайными обстоятельствами - такими,
как война, наводнение, землетрясение,
восстание, общественные беспорядки и
т.д.
- Потребности
в принадлежности к социальной группе.
На этом уровне люди стремятся установить
отношения привязанности с другими в своей
семье или в группе. Ребенок хочет жить
в атмосфере любви и заботы, в которой
все его потребности удовлетворяются
и он получает много ласки. Подростки,
стремящиеся найти любовь в форме уважения
и признания своей независимости и самостоятельности,
тянуться к участию в религиозных, музыкальных,
спортивных и других сплоченных группах.
Молодые люди испытывают потребность
в любви в форме сексуальной близости,
то есть необычных переживаний с лицом
противоположного пола. Маслоу определил
два вида любви у взрослых: дефицитарная
или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь.
Первая основана на дефицитарной потребности
– это любовь, исходящая из стремления
получить то, чего нам не хватает, скажем,
самоуважения, секс или общество кого-то,
с кем мы не чувствуем себя одинокими.
Это эгоистичная любовь, которая берет,
а не дает. Б-любовь, наоборот, основана
на осознании человеческой ценности другого,
без какого-либо желания изменить или
использовать его. Эта любовь, по мнению
Маслоу, дает возможность человеку расти.
- Когда наша
потребность любить других и быть ими
любимыми достаточно удовлетворена, степень
ее влияния на поведение уменьшается,
открывая дорогу потребностям самоуважения.
Маслоу разделил их на два типа: самоуважение
и уважение другими. Первый включает такие
понятия, как компетентность, уверенность
независимость и свобода. Человеку нужно
знать, что он достойный человек, может
справляться с задачами и требованиями,
которые предъявляет жизнь. Уважение другими
включает в себя такие понятия, как престиж,
признание, репутация, статус, оценка и
приятие. Здесь человеку необходимо знать,
что то, что он делает, признается и оценивается.
Удовлетворение потребностей самоуважения
порождает чувство уверенности, достоинство
и осознание того, что вы полезны и необходимы.
Маслоу предположил, что потребности уважения
достигают максимального уровня и перестают
расти в зрелости, а затем их интенсивность
уменьшается.
- Маслоу охарактеризовал
самоактуализацию как желание человека
стать тем, кем он может быть. Человек,
достигший этого высшего уровня, добивается
полного использования своих талантов,
способностей и потенциала личности, т.е.
самоактуализироваться - значит стать
тем человеком, которым мы можем стать,
достичь вершины нашего потенциала. Но,
по Мнению Маслоу самоактуализация очень
редка, т.к. многие люди просто не видят
своего потенциала, либо не знают о его
существовании, либо не понимают пользы
самосовершенствования. Они склонны сомневаться
и даже бояться своих способностей, тем
самым, уменьшая шансы для самоактуализации.
Это явление Маслоу назвал комплексом
Ионы. Он характеризуется страхом успеха,
который мешает человеку стремиться к
величию и самосовершенствованию. Так
же тормозное влияние на процесс самоактуализации
оказывает социализация. Иными словами
людям нужно «способствующее» общество,
в котором можно раскрыть свой человеческий
потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие
для самоактуализации, упоминаемое Маслоу,
- сильное негативное влияние, оказываемое
потребностями безопасности. Дети, воспитанные
в безопасной, дружеской обстановке, более
склонны к приобретению здорового представления
о процессе роста.