Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:06, реферат
Начало третьего тысячелетия становится периодом анализа огромных возможностей информационно-коммуникационных технологий для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (Интернет-технологий) привели к стремительному росту экономической деятельности, называемой «электронной торговлей (коммерцией)».
Вторая категория – крупномасштабные универсальные Интернет-порталы (например, AOL, Yahoo! и другие), предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных компаний, работающих в разных сегментах рынка, на своем web-пространстве. Клиент в этом случае получает возможность приобрести необходимый перечень товаров и услуг в одном месте, а портал зарабатывает на комиссии от этих сделок.
Третья категория – тематические порталы (каталоги, состоящие из ряда web-сайтов), предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка.
Четвертая категория – электронные аукционы, которые работают как «биржевые площадки». Они предоставляют продавцам и покупателям удобный механизм для заключения двусторонних сделок. Эта категория коммерсантов развивается в настоящее время быстрее других.
Пятая категория – коммерсанты, которые торгуют продуктами, существующими в цифровой форме (музыка, видеозаписи, тексты, онлайновые игры и т. п.). Сюда же относятся коммерсанты, занимающиеся рекламой в Интернете.
Шестая категория – это сайты (набор связанных между собой html-документов, имеющих собственное имя и адрес в сети Интернет), на которых создаются «сообщества», объединяющие потребителей, заинтересованных в продуктах одного класса. Подобного рода сайты позволяют потребителям получать экономию средств за счет оптовых скидок. Эта категория пока только начинает формироваться. Уже заметно стремление к использованию этой модели, например, у покупателей сложной бытовой техники и домашних компьютеров.
К седьмой категории следует отнести электронную коммерцию, ориентированную на обслуживание корпоративных клиентов (В2В). В этом секторе, согласно прогнозу американских экспертов, можно ожидать наиболее быстрый рост.
Наконец, восьмая категория – это разнообразные услуги по выставлению и оплате счетов (за коммунальные услуги, медицинское обслуживание, страхование и т. п.).
Сегодня одна из новейших и наиболее перспективных тенденций в мировой экономике и бизнесе - это электронная коммерция. Она проникает во все сферы деятельности мировых организаций. Технические достижения, создаваемые на базе компьютеров и средств связи, быстро изменяют традиционный уклад социальной и коммерческой жизни современного общества. Можно прогнозировать, что в течение ближайших лет электронная коммерция кардинальным образом изменит методы ведения хозяйственной деятельности и отношения компаний со своими бизнес-партнерами.
Поскольку электронная коммерция это сочетание различных технологий, программных приложений и стратегий бизнеса, то под ней следует понимать всеобъемлющую концепцию, направленную на объединение целого спектра услуг, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности.
Электронная коммерция включает в себя следующие составляющие:
электронная торговля;
электронный обмен данными;
электронный обмен сообщениями, электронную почту, факсимильную связь, передачу данных с компьютера на факс;
электронные переводы денежных средств;
электронные справочники, каталоги, доски объявлений;
системы непрерывного сбора данных;
службы новостей и информационные услуги;
электронные бланки;
доступ в Интернет и к другим оперативным информационным службам.
Стремительный рост объемов электронной коммерции обусловлен ее преимуществами и выгодами. Основные из них:
глобальное сокращение затрат на проведение маркетинга и торговых операций (транзакционных издержек);
решение проблемы расстояний;
создание условий для прямых контактных отношений с взаимодействующими сторонами;
предоставление конкурентных преимуществ на мировом рынке для малых и средних предприятий;
повышение прозрачности рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно могут получать информацию о ценах на продукцию, условиях поставки, предлагаемых конкурирующими фирмами;
предотвращение ряда негативных явлений, таких как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, и др.
По данным мировых исследований, внедрение электронной коммерции, а также её форм будет способствовать социальному и экономическому подъему как стран с переходной экономикой, так и развитых стран. Так, электронная коммерция может оказать стимулирующее влияние на экономику стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Безусловно, Россия может получить преимущества от устойчивого и эффективно функционирующего рынка электронной коммерции. Для этого существует ряд предпосылок:
накоплен достаточный мировой опыт организации электронной коммерции;
мощная тенденция развития современной телекоммуникационной инфраструктуры;
наличие вспомогательной инфраструктуры, позволяющей разрабатывать надлежащее программное обеспечение любой сложности, а также информационные продукты для нужд электронной торговли;
наличие инфраструктуры людских ресурсов, необходимых для информирования делового сообщества о выгодах и преимуществах электронной коммерции, а также подготовки рабочей силы, необходимой для использования этих преимуществ;
положительная тенденция в развитии правовой и политической инфраструктуры, которая будет оказывать содействие и поддержку электронной торговле.
На фоне стремительного роста электронной коммерции в Америке и Европе данная отрасль находится в России на начальном этапе развития
Расширение доступа в Интернет, формирование правовой базы на основе использования информационно-
Тем не менее, происходит развитие инструментов электронной коммерции, таких как механизмы оплаты по банковским чекам и кредитным картам и др. Считается, что коммерческие Интернет-услуги в России обладают большим потенциалом.
По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2010 году объем российского рынка электронной коммерции достиг 240 млрд рублей. Таким образом, на долю онлайн-продаж приходиться 1,6% от общего объема продаж всей российской розницы (в среднем по ЕС этот показатель составляет 5,7%, а в США — 6,4%)[5].
По уровню развития электронной коммерции Всемирный банк ставит Россию на 62 место после Белоруссии и некоторых стран Африки и Азии[6].
Таким образом, развитие электронной коммерции и увеличение ее объемов будет сопровождаться и уже сопровождается рядом положительных эффектов для мировой и российской экономики. Это результаты расширения электронной коммерции: прежде всего, сокращение транзакционных издержек, упрощение процедур торговли, расширение возможностей для притока инвестиций, расширение географии и доступности для участия в бизнесе, повышение конкуренции.
Аспекты электронной коммерции являются сейчас одними из самых актуальных. В современных условиях вопросы содействия более широкому доступу к международной электронной коммерции все чаще переходят в разряд приоритетных в повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также в постановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся государств.
Россия должна занять достойное место среди стран, участвующих в процессе развития сети Интернет и электронной коммерции. Реформирование экономики России, ее интеграция в мировой хозяйство настоятельно требует расширения применения современных информационных технологий, в том числе и электронной коммерции, как в деятельности бизнеса, так и в деятельности правительства. Несмотря на отдельные экономические трудности, в России уже активно развиваются системы электронной торговли. Однако требуется еще много усилий, прежде всего со стороны государственных органов, чтобы с успехом воспользоваться всеми преимуществами, которые несет электронная коммерция.
1. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2004
2. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. – СПб: 2006. – 320 с.
3. Кобелев О.А., Резго Г.Я., Скиба В.А. Электронная коммерция. Учебное пособие/Под ред. Пирогова С.В. – М.: Изд. Дом «Социальные отношения». Издательство «Перспектива», 2003
4. Моршавин Р.А. Использование мирового опыта в решении проблем регулирования электронной коммерции в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2006
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://rumetrika.rambler.ru
2
[1] B2B (Business-to-Business) — взаимоотношения между коммерческими организациями.
[2] B2C (Business-to-Customer) — взаимоотношения между организацией и потребителем.
Информация о работе Особенности ведения коммерческой деятельности в Интернете