Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:10, реферат
Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,
Эффективность
общения зависит и от его пространственно-временной
организации. Так, следует считаться
с местом, где происходит беседа
(служебное помещение, общественное,
личное), со временем (рабочее время
или свободное). Важным элементом
установления контакта является также
учет расстояния между собеседниками.
Так, установлено, что жители США обычно
разговаривают стоя на расстоянии не ближе
60 см друг от друга, а латиноамериканцы
— почти вплотную. Жители США обычно работают
в больших помещениях, при открытых дверях.
Так, небоскреб Фордовского фонда построен
из стекла и бетона, он просматривается
насквозь. Немцы же считают распахнутую
дверь высшей степенью беспорядка.
4.
Основные черты предпринимателя
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, позволили отнести к наиболее важным качествам преуспевающего предпринимателя следующие: инициативность, способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на эффективность и качество, способность убеждать и устанавливать цели, стремление к знаниям, систематическое планирование и наблюдение.
Как подтверждает деловая практика, неотъемлемой чертой современного бизнеса являются честность и порядочность. Так десятки тысяч акций и других ценных бумаг продаются на биржах Запада на основе устных сделок; товары на многие миллиарды долларов реализуются с оформлением контрактов спустя некоторое время, поэтому честность и порядочность являются следствием развития общества.
Полезность
предпринимателя основывается на его
умении организовать и рационально
вести дело, его бережливости, инициативности,
стремлении к постоянному обновлению
производства и выпускаемой продукции.
Особое значение имеет нацеленность
предпринимательской
Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести борьбу, стремление к развитию и совершенствованию.
Уровень
культуры предприятия во многом определяется
деятельностью его лидеров, особенно
в периоды становления и
Проведенные опросы показывают, что для современных лидеров характерны такие черты, как способность формировать эффективную команду, прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, способность вести за собой людей.
Многие богатые люди на Западе ведут скромный образ жизни, много работают. Ярким примером является президент корпорации «Крайслер» Ли Якокка, который, будучи очень богатым человеком, вел очень экономную жизнь. Генри Форд отмечал, что важнейшим фактором успешного предпринимательства является служение обществу, помощь обездоленным.
Отношение
к предпринимателям в нашей стране
разнообразное, оно и складывается
под влиянием многих факторов объективного
и субъективного характера. В
течение десятилетий у
Деловая
этика большинства наших
Культурно-этические слабости отечественных бизнесменов можно классифицировать в зависимости от их социального происхождения.
К первой группе (по различным оценкам, от 5 до 20% всех предпринимателей) относят представителей номенклатурного бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных и советских органов. На работу в эти органы приходили честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства. Бизнесом занялись в основном более молодые люди, отличительными чертами которых стали деловая хватка, организаторские способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и др.
Во вторую группу входят люмпенизированные люди («парвеню»), не достигшие высот в своей профессии или не имеющие профессии. В этой группе велика доля молодых людей, которые с 13—15 лет начали «делать деньги» в нелегальном бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для предпринимателей этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, а потому их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело (производство в сферу их интересов не входит). Часть предпринимателей этой группы (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеет уголовное прошлое.
Отсутствие культуры предпринимательства связано с существованием в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики.
В Украине можно выделить три формы «теневой экономики»:
• неофициальную, т. е. фактически легальную, но не учитываемую статистикой;
• фиктивную, т. е. приписки;
• подпольную, т. е. запрещенные законом виды деятельности.
Предприниматели теневой экономики («теневики») бывают двух типов:
первый — это «работяги» (их большинство) производят дефицитные товары, налаживают необходимые коммерческие связи;
второй
— «избранные», занимаясь операциями
с золотом, драгоценными камнями, антиквариатом,
они сосредоточили в своих
руках финансовые богатства, при
этом они связаны с уголовным
миром, коррумпированными
Отечественным
предпринимателям приходится работать
в сложных условиях, часто в
условиях неопределенности. Все еще
не преодолены механизмы, мешающие предпринимательству.
Успеха добивается легче тот человек,
который быстрее
К особенностям отечественного бизнеса относят также закрытый, даже мафиозный его характер. Преуспевающие коммерческие структуры нередко в своей деятельности используют силу и связи с государственными, в том числе правоохранительными, органами. При выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное подчинение.
Причинами роста преступности, по мнению правоохранительных органов, являются развал экономики и несовершенство ее правового регулирования, отсутствие четкой морали, нравственности, а также несовершенство действующего законодательства: принимаются противоречивые «расплывчатые» акты, что дает повод для их вольного толкования.
Обнищание и резкое расслоение общества на богатых и бедных, пренебрежительное отношение к культуре, образованию, а также политическая нестабильность заставляют жить «одним днем».
Криминализация проявляется во всех отраслях экономики: только за первое полугодие 1994 г. вскрыто 72 тыс. экономических преступлений, что на 17,3% больше, чем за тот же период 1993 г.; за последние два года по фиктивным платежным документам похищено 3—4 трлн руб.1
Особенностью
экономического кризиса в последние
годы стала нарастающая
Для того чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить опыт в этой области отечественных и зарубежных фирм.
Рассмотрим особенности культуры предпринимательства фирм США и Японии.
Первые
этапы развития предпринимательства
в Америке характеризуются
В 80-х гг. в США и других странах крупные корпорации перешли к управлению культурой предприятий. Основным инструментом этого явилось формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.
Основные принципы успеха фирмы IBM:
• уважение к человеку;
• каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание;
• основное условие деятельности — высшее качество;
• руководитель должен быть эффективным организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс;
• выполнение обязательств перед акционерами;
• честные отношения с поставщиками продукции и услуг.
Особое внимание на фирме уделяется человеческим отношениям, руководители постоянно подчеркивают, что каждый человек — личность.
Национальные
особенности
во-первых, все больше руководителей
приходят к выводу о
во-вторых, значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей. Но, несмотря на демократичность, в американских фирмах и сейчас существуют обязательное подчинение и дисциплина.
Особая роль отводится высоким нравственным принципам. Для развитой страны невыгодно строить деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.
Бизнесмены США обладают следующими деловыми качествами: дорожат данным словом; точно соблюдают сроки и обязательства, оправдывают доверие партнера; хорошо знают конкурентоспособность продукта; ценят высокий профессионализм.
В США существует разветвленная система непрерывного обучения и повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время готовят специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями.
Обострение
конкуренции с Японией и