Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.
На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.
Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.
Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.
Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.
Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.
В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.
Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.[3]
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.
Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России.
Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.[4]
Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.[5]
Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников -12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.
Складские площади загружены на 40-60%, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.
По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 1997 г. их было всего 78. Через них на протяжении последних двух лет реализуется менее 1% общего объема продаваемой продукции.
Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).
Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.
Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.
В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 2002 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.
Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.
В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.[6]
По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.
Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве организаций Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции.
Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйственных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество региональных. межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерсными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование участников торгов от чрезмерного колебания цен.
Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продовольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления социально-экономической ситуации в АПК.
Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на районном, городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо максимально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).[7]
Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характера о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики продукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.
В рамках Комплексной программы должны быть созданы региональные и головной информационно-маркетинговые центры, сформированы соответствующие банки данных, разработаны методическое и программное обеспечение функциональных задач, механизмы информационного обмена между производителями информации, а также производителям, потребителями и посредниками. При совершенствовании нормативно-правовой базы предполагается привести в соответствие друг другу положения, регламентирующие правила розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности производителей и государства. Новые общие принципы и положения должны обеспечивать единую направленность норм и актов создание четкой логической схемы регулирования отношений.
Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.
Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной технологии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные издержки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществлять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасовочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.
В качестве примера системного развития объектов инфраструктуры транспортного обеспечения можно привести сооружение сервисно-терминального комплекса в Чувашской республике, которое начато на базе незавершенного (55% сметной стоимости) строительства завода по ремонту тяжелых строительных машин. Он располагается на южной окраине Чебоксар на разветвлении шоссейных дорог, соединяющих Чувашскую республику с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Ульяновском. Здесь проходит транзитный грузовой поток на Нижегородскую, Ивановскую, Ульяновскую, Кировскую, Московскую области, республики Мордовию, Марий Эл, Удмуртию, Татарстан и на Урал. Комплекс будет предоставлять: охраняемые стоянки для большегрузных автомобилей, автопоездов, легковых автомобилей и места отдыха для водителей и пассажиров; техническое обслуживание автомобилей; места для оптовой и розничной торговли; помещения и офисы, оборудованные по европейским стандартам для деловых людей и фирм; услуги в банковских, страховых, транспортно-экспедиционных операциях, а также по оформлению торговых операций между фирмами-клиентами; хранение товаров на складах или контейнеров на открытых площадках, погрузочно-разгрузочные работы, а также посреднические услуги между различными структурами; таможенное обслуживание; средства коммуникаций и связи по современным стандартам; гостиничное обслуживание, услуги в оздоровительных залах с душевыми, саунами и бассейнами.
Создание подобных комплексов, включающих также таможенные склады, особенно эффективно в приграничных пунктах. Такие склады очень удобны для импортеров. На них можно хранить товары до трех лет без уплаты пошлин и налогов. Строительство таможенных складов и транспортных терминалов весьма выгодно для инвесторов, так как по уровню доходности таможенно-складской и сервисный бизнес занимает второе место после рекламного дела и туризма.
Информация о работе Организация торгово-технологического процесса