Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов использования маркетинга в системе стратегического планирования предприятия и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы стратегического планирования на основе маркетингового подхода в ОАО «Бобовский».
Задачи курсовой работы: рассмотреть маркетинг в системе стратегического планирования предприятия, в том числе, место, роль, инструменты и возможность маркетинга в стратегическом планировании предприятия, а так же, методы маркетинга и особенности их использования на современных предприятиях; изучить практику использования маркетинга в системе стратегического планирования предприятия на примере ОАО «Бобовский», а именно, общую характеристику системы маркетинга, использование инструментов маркетинга, а так же, особенности разработки и реализации системы стратегического развития предприятия с использованием инструментов маркетинга; проанализировать совершенствование системы стратегического планирования на основе маркетингового подхода, рассмотреть методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования на с использованием инструментов маркетинга и дать оценку эффективности разработанных рекомендаций.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Маркетинг в системе стратегического планирования предприятия
1.1 Место и роль маркетинга в системе стратегического
планирования предприятия………………………………………………………7
1.2 Система маркетингового планирования предприятия…………………….13
2. Практика использования маркетинга в системе
стратегического планирования предприятия на примере
ОАО «Бобовский»
2.1 Общая характеристика системы маркетинга в ОАО «Бобовский»………21
2.2 Особенности разработки и реализации системы
стратегического планирования предприятия с использованием
инструментов маркетинга……………………………………………………….29
3. Совершенствование системы стратегического планирования
на основе маркетингового подхода
3.1 Совершенствование маркетинговой службы в ОАО «Бобовский»………33
3.2 Методические рекомендации по совершенствованию
системы стратегического планирования на ОАО
«Бобовский» с использованием инструментов маркетинга…………………..35
Заключение
Список использованных источников.
Если долгосрочный и годовой планы организации предполагают планированием выбранных направлений развития организации, то в рамках стратегического планирования решаются вопросы о том, какие новые направления следует развивать, а какие из существующих ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.
Однако
стратегическое планирование не может
дать полной, исчерпывающей картины
будущего. Формируемая им картина
будущего - это не детальное описание
внешнего и внутреннего положения
организации, а, скорее, его сценарное
описание, носящее вероятностный
характер. Очевидно, что даже несовершенное
описание будущего несравненно лучше,
чем его отсутствие. В целом
стратегическое планирование - это
симбиоз интуиции и искусства
высшего руководства
При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического плана. На самом же деле важнейшей его составляющей является также реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии, формирование систем мотивации и организации труда, достижение определенной гибкости в организации и т.п., то есть использование всех инструментов стратегического управления.
Поскольку
стратегическое планирование прежде всего
связывается с
Руководство
корпорации ответственно за разработку
стратегического плана
Организации
для грамотного осуществления стратегического
планирования должны четко идентифицировать
направления своей
Как
правило, организации имеют несколько
СХЕ. Отдельные бизнесы могут
не соответствовать имеющейся
СХЕ
может быть отдельной организацией,
отделением организации, подразделением
организации с одной
Считается, что выделение СХЕ должно удовлетворять следующим трем критериям:
1) СХЕ
должна обслуживать внешний по
отношению к организации рынок,
2) Она должна иметь своих, отличных от других, потребителей и конкурентов;
3) Руководство
СХЕ должно контролировать все
ключевые факторы, которые
Можно
выделить три основные задачи разработки
стратегического плана
1) Анализ
состояния, в котором
2) Определение
основных целей и задач
3)Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития. [4, c.187]
Эти
три задачи предопределяют логическую
последовательность разработки стратегического
плана организации в целом. Вначале
осуществляется оценка текущего состояния
бизнеса и перспектив его развития.
Далее формулируются миссия организации,
ее стратегические цели и выбираются
стратегии ее развития. Такая логика
присуща также и разработке стратегического
плана СХЕ.
1.2 Система маркетингового планирования предприятия
Маркетинговое планирование – неотъемлемый элемент корпоративной системы планирования, включающей также финансовое, производственное планирование, планирование закупок и т.д. Объединив все виды планирования на предприятии, мы получим т.н. общекорпоративное планирование. Поэтому, они должны быть очень тесно взаимоувязаны. Особенно это актуально на производственном предприятии, т.к. производственная программа не пишется без плана маркетинга, а план закупок - без производственной программы, финансовый план – без плана закупок и т.д. Одним из решений проблемы взаимосвязи систем планирования внутри предприятии – система бюджетирования.
Маркетинговое
планирование может затрагивать
значительное число планируемых
видов деятельности в зависимости
от специфики и масштабов
Маркетинговое
планирование – логическая последовательность
систематически повторяющихся процедур,
включающая в себя количественное определение
целей маркетинговой
Основными целями маркетингового планирования любой компании являются:
1. Постановка и визуализация стратегических и оперативных задач компании в области маркетинга, обеспечение контроля за их выполнением.
2. Обеспечение стабильности (последовательности) развития компании.
3. Определение потребности в ресурсах.
4. Повышение
эффективности распределения
5. Нейтрализация (сведение к минимуму) последствий неожиданного наступления тех или иных событий.
Под элементами корпоративной системы планирования являются:
1. Перечень
плановых показателей сбыта (
Например, плановые показатели сбыта могут классифицироваться по таким основаниям, как:
- конкретные группы (сегменты) потребителей предприятия;
- географии продаж - регионы, районы сбыта;
- отдельные сбытовые уровни, подразделения;
- группы или виды выпускаемой продукции;
и т.д.
Степень
конкретизации зависит от уровня
представления планов, потребностей
и специфики маркетингового учета
компании. Показатели маркетингового
планирования должны быть сопоставимы
с показателями финансового и
иных видов планирования, т.е. с утвержденными
в компании показателями системы
корпоративного планирования. Сопоставимость
применяется как к
2.Планы должны быть оформлены в соответствии с утвержденными на предприятии фирменным стилем и требованиями к плановой документации, должны иметь унифицированную структуру и состав. Это обеспечивает полноту содержания и удобство чтения документа. Также должны быть четко прописаны и проработаны способы представления планов. В крупных компаниях с разветвленной филиальной структурой планы представляются в электронном виде и по электронной почте.
3. Горизонт планирования (срок или период времени, на который проводится планирование, т.н. плановый период).
Стандартов здесь не существует, но обычно планирование подразделяется на долгосрочное (стратегическое) - 3-5 лет, среднесрочное - 1-2 года, краткосрочное - на 1 год, оперативное - на месяц или неделю. Как показала практика на российских предприятиях «прижилось» в основном краткосрочное и оперативное планирование.
4. Процесс планирования. Он должен быть проработан, четко формализован и задокументирован.
5.
Уровни планирования. При создании
системы планирования, руководство
компании должно четко
6.
Механизмы контроля за
7.
Регламенты по планированию (комплекс
организационно-
Положение
о системе маркетингового
Инструкция о подготовке планов маркетинга (в компании);
Инструкция
о порядке осуществления
Процесс планирования должен содержать 6 обязательных процедур:
1. Анализ рынка и его компонентов для прогнозирования объема продаж на предстоящий период.
2. Подготовка проектов планов сбыта.
3. Согласование и утверждение проектов планов.
4. Корректировка планов.
5. Анализ выполнения планов.
6. Контроль за выполнением планов.
Сроки осуществления каждого из элементов процесса зависят от многих факторов: стабильности и отлаженности системы планирования, количества уровней планирования в компании, уровня автоматизации, компетентности исполнителей.
В идеале, план маркетинга должен быть представлен, утвержден и направлен исполнителям до наступления планового периода, но не считается большим недостатком, если это будет сделано в разумных пределах позже. Для ежемесячных и ежеквартальных планов - до 5 числа планового месяца; для годовых - до 10 числа первого месяца планового года.
В средних и крупных диверсифицированных компаниях и холдингах система планирования распределяется на несколько уровней.
Например,
в компаниях регионального
1. Уровень непосредственных исполнителей планов.
Основные функции данного уровня:
- подготовка проектов планов и аналитических обоснований плановых показателей;
- выполнение планов;
- подготовка плановой отчетности (о выполнении планов), в т.ч. аналитической.
2. Уровень
«центрального офиса» или
Основные функции данного уровня:
- координация (прежде всего информационных потоков);
- анализ (имея более широкий спектр информации, получаемой от исполнителей различных направлений, а соответственно большие возможности по созданию целостной картины о ситуации на рынке;
Информация о работе Оценка системы стратегического и маркетингового планирования