Оценка конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработка проекта конкурентной стратегии для ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг г. Набережные Челны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность как основа эффективности деятельности
организации 5
1.2. Конкурентоспособность строительной продукции одна
из составляющих конкурентоспособности организации 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности организации 14
2.Анализ конкурентного положения строительной фирмы
ОАО ССК "Челныгорстрой" 17
2.1. Общая характеристика объекта исследования 17
2.2. Исследование внешней и внутренней среды ОАО "Челныгорстрой" 20
2.3. Анализ комплекса маркетинга ОАО ССК "Челныгорстрой" 23
3. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности
ОАО ССК "Челныгорстрой" 27
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 297.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 
     
     

 

    Введение

 

    Современные экономические отношения наиболее остро выявили все просчёты и  недостатки в управлении строительных организаций. Нестабильное положение предприятий обусловлено как кризисным состоянием экономики, так и рядом проблем, вызванных слабым развитием рыночных механизмов.

    Одной из таковых является отсутствие у  большинства подрядных организаций  системы стратегического управления. Фирмами не проводятся   исследования существующих и потенциальных рынков, выбор зон стратегического хозяйствования. Спонтанное формирование производственной программы существенно снижает эффективность строительного производства, и как следствие общую конкурентоспособность фирмы. Владея инструментами стратегического управления можно значительно минимизировать риски и неопределённость. В данном курсовом проекте  рассмотрен  подход к обеспечению конкурентоспособности организации. Стратегия организации – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий в выбранном направлении, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентную уникальность. Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее деятельности является сбор,  и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. С целью  определения конкурентоспособности предприятия было проведено многоступенчатое исследование на основе инструментов стратегического анализа. В процессе работы проведены сбор и анализ первичной  и вторичной информации, оценка конкурентной ситуации и привлекательность рынка строительных услуг,  проанализирована внешняя и внутренняя среда организации, дана оценка делового портфеля. 

    Интенсивность конкуренции на рынке определяет тип конкурентного давления, которое  возникает в результате соперничества  между компаниями и изменяется с  течением времени. Текущая конкурентная ситуация постоянно изменяется – иногда очень быстро, иногда методично – в результате действий и противодействий компаний, а также при переносе компаниями акцента с одной тактики на другую.

    Грамотный анализ ситуации в  организации, как и грамотный анализ положения отрасли, и состояния конкуренции, является необходимым условием формирования правильной стратегии. Компания должна разработать "наилучшую стратегию"   достижения успехов в конкурентной борьбе, в идеале такую стратегию, которая создавала бы конкурентное преимущество перед соперниками и укрепляла ее рыночные позиции. 

    Цель  данной курсовой работы – разработка проекта конкурентной стратегии для ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг г. Набережные Челны.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть теоретические аспекты  анализа конкурентоспособности,  включая описание существующих  методов оценки конкурентоспособности  предприятий. 

    2. Проанализировать конкурентоспособность  исследуемого предприятия с помощью существующих методик.

    3. Дать рекомендации по усовершенствованию  конкурентного статуса фирмы,  сформулировав проект конкурентных  стратегий  предприятия.

    Объектом  исследования данной курсовой работы является ОАО ССК "Челныгорстрой".

    Предметом исследования конкурентная политика (стратегия) фирмы.

    Данный  курсовой проект состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

    При написании данной курсовой работы использовалась  литература следующих авторов: Асаула А., Белоусова В.Л., Голубкова Е.П., Лобанова М.М., Осипова  Ю.М.  Печенкина А., Фомина В. И др.

    1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия

    1.1. Конкурентоспособность как основа эффективности деятельности организации

 

     Конкуренция – это гонка без финиша, в  которой вольно или невольно должны участвовать все субъекты рыночного  пространства. От неё невозможно отгородиться или спрятаться. Рано или поздно, но даже самый спокойный и незавидный участок рынка становится полем  острой конкурентной борьбы (11, с. 17).

     Конкуренция – процесс управления субъектов  своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях (5, с. 100).

     В ментальности отечественного бизнеса  понятие конкуренции носит преимущественно  негативный оттенок. Чаще всего она  рассматривается как противостояние двух или нескольких фирм друг другу. Для того чтобы понять сущность этого явления, необходимо попытаться изменить угол зрения и посмотреть на него принципиально иначе – глазами клиентов-потребителей, которые при наличии конкурентного рыночного предложения могут сделать свой выбор в пользу того или иного товара (услуги), считая его для себя более привлекательным исходя из собственных интересов.

     Таким образом, конкуренция рассматривается  как борьба за ограниченный объём  платёжеспособного спроса, ведущаяся  фирмой на доступных ей сегментах  рынка. При этом выбор покупателя предопределяется наличием у фирмы вполне определённых конкурентных преимуществ, представляющих ценность для покупателей. Чем большим количеством устойчивых преимуществ обладает фирма, тем выше устойчивость её рыночной позиции, т.е. конкурентоспособность. Следовательно, фирма должна постоянно осуществлять поиск, актуализацию и практическое воплощение конкурентных преимуществ, что с необходимостью находит отражение в её стратегии и повседневной деятельности (11, с. 17).

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. По мере развития производительных сил общества, совершенствования производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходило насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливалось соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсов. Успех сопутствовал производителям, способным предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам потребителей. В обиход делового общения вошло понятие "конкурентоспособность товара". Необычайно острая мировая конкуренция предъявляет требования к компаниям с точки зрения их способности создавать, воспринимать, закреплять и развивать технические новшества. Глобализация мировой экономики привела к тому, что в настоящее время практически каждая компания встречается с появлением на занимаемом ею рынке товаров и услуг иностранных конкурентов. В этих условиях для любого производителя главным фактором успеха становится конкурентоспособность компании, способность противостоять сопернику и опережать соперника в своём бизнесе (13, с. 52-53).

     Конкурентоспособность фирмы по мнению Фатхутдинова определяется как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающие аналогичные товары (услуги). Оценка степени конкурентоспособности фирмы заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, в выборе фирмы-лидера, которая должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с её помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма (5, с. 417).

       В целом можно выделить четыре  основных уровня или степени  конкурентоспособности предприятия. Руководство предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они настолько уверены в совершенстве конструкции или техническом уровне своей продукции, в явных преимуществах ее по сравнению с изделиями конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений и службы маркетинга, что готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Любые дополнительные улучшения на производстве или в управлении считаются излишеством.

     Хотя  такой подход в высшей степени  наивен, он может принести предприятию успех, если оно сумеет найти на рынке нишу, которая убережет от немедленной конкуренции. Но как только предприятие или фирма начинают расти, увеличивать масштабы своего производства, может случиться следующее: предприятие перерастет нишу рынка, на которую первоначально работало, и вступит в конкуренцию на другом его сегменте или первоначальная ниша разовьется в растущий рынок и станет привлекательной для других производителей. Тут уже одним умением просто выпускать продукцию не обойдешься. Нужно позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.

     Поэтому компании второго уровня (степени) конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы "внешне нейтральными". Это означает, что предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами. Они стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли и использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты. Они следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве. Мало того, они стремятся пригласить к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов, особенно инженерно-технических работников, из других компаний этой же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию и чисто профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства. И некоторые компании неизбежно оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы делового поведения, целиком, базирующиеся на заимствовании передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям данной фирмы даже при незначительном усилии внутриотраслевой конкуренции.

     Перед руководством таких компаний неизбежно  встает вопрос: если их предприятия  имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их основные соперники, то почему нужно обязательно придерживаться общих стандартов производства, установившихся в отрасли?

     Те, кто находит правильные ответы, обычно эволюционируют до третьего уровня конкурентоспособности, управление начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Производство становится, так сказать, "поддерживаемым изнутри" всеми другими подразделениями организации

     Но  для некоторых фирм и это оказывается  недостаточным, успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько производства, сколько управления, и чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в   принятии решений, лучшая мотивация работников и т. п.

     Производственная  система в такого рода компаниях  становится, так сказать, "поддерживаемой извне", эффективность ее определяется не столько внутренними факторами, включая управленческие (например, идеальное производственное планирование или управление качеством), сколько внешними (качество организации и эффективность самой системы управления).

     Компании, которым удалось достичь этой четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только стремятся копировать опыт других фирм данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов, но готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления. Именно они и называются предприятиями с производством мирового класса.

1.2. Конкурентоспособность строительной продукции одна из составляющих конкурентоспособности организации

 

      В  мировой практике товар классифицируется как сложное, многоаспектное понятие. Термины "продукт" и "товар" являются синонимами. Под продуктом понимается все то, что может быть произведено и продано (потребительские товары, продукция производственно-технического назначения, услуги, патенты и т.п.). Организации производят продукты. Когда продукты поступают на рынок и им назначается определенная цена, и  они превращаются в товары. Применительно к производственным вопросам предпочтительней применяется термин "продукт".

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации