Оценка конкурентоспособности молока

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Проводится оценка конкурентоспособности молока. Отличная работа

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности молока.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретические основы ТОВАРНой ПОЛИТИКи

  на ПРЕДПРИЯТИи

1.1. Сущность  и содержание товарной политики  предприятия

1.2. Основные  задачи товарной политики и их решение

1.3. Товарный  ассортимент предприятия и способы его оценки

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Оршанский молочный комбинат»

2.1 Общие сведения о предприятии

2.2 Ресурсы предприятия

2.3Характеристика выпускаемой продукции

2.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

3. Анализ маркетинговой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и товарной политики ОАО «Оршанский молочный комбинат»

    1. Основные функции коммерческой службы
    2. Ассортимент и технология производства продукции
    3. Организация сбыта продукции

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ОРШАНСКИЙ  МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»

4.1. Предложения по совершенствованию ассортиментной политики

4.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

4.3. Разработка нового вида продукции

5. Охрана труда

5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Оршанский молочный комбинат»

5.2. Мероприятия  по улучшению условий и безопасности труда

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

     ВВЕДЕНИЕ

      

     Переход Республики Беларусь к рыночной экономике  обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий агропромышленного комплекса, которые получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.

     В настоящее время благополучие и  коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

     Вопрос  изучения товарной политики предприятия  и ее совершенствование весьма актуален в настоящее время. Перед тем, как начать свою производственную деятельность, производитель должен четко сформировать свою товарную политику. Ведь в большинстве  случаев успех предприятия определяется его способностью выйти на рынок с набором товаров и услуг, определенного качества и ассортимента, пользующихся устойчивым спросом. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопросов формирования товарной политики предприятия с учетом специфики развития рыночных отношений, исследования всей совокупности мер, связанных с товаром: его разработки, создания, производства, продажи, сервиса, рекламы - как основных элементов в коммерческой политике и производственной деятельности предприятия.

     Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлетворяет потребности  покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия  не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке – провал товара в конечном счете неизбежен.

     Необходимо  помнить и о том, что потребитель  хочет приобрести, прежде всего, не товар, а те блага, которые он может  ему предоставить. Поэтому одной  из основных задач товарной политики является подкрепление товара.

     Можно говорить и о том, что товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.

     Обострение конкуренции на рынке мясной продукции Республики Беларусь ставит основной задачей каждого перерабатывающего предприятия активизацию всеми возможными способами спроса на свою продукцию. Достижение этого обеспечивается с помощью определенных мер. Это расширение и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, работа по разработке и внедрению на рынок нового вида продукции, который бы заинтересовал потенциального покупателя. Предприятия добиваются лидерства на рынке, если они способны понять нужды потребителя и найти такие способы их удовлетворения, которые обеспечат наивысшее качество. В условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание предприятия напрямую зависит от того, насколько успешно оно разрабатывает и внедряет на рынок производимые товары.

     Для того чтобы производимый товар был  всегда конкурентоспособен и имел спрос  необходимо осуществлять множество  предпринимательских и маркетинговых  решений. Такие решения касаются, как правило, четырех направлений, составляющих комплекс маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики.

     Решения в области товарной политики являются главенствующими в рамках общей  маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что товар  служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Кроме того, он представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга, т.к. цена, сбытовая и коммуникативная политики основываются на особенностях товара.

     Таким образом, в данной работе мы рассмотрим сущность и содержание понятия товарной политики, а также основных ее элементов, таких как конкурентоспособность товарного ассортимента, жизненный цикл товара и управление этими показателями.

     Основная  цель дипломного проекта – это изучение товарной политики, сложившейся на ОАО «Оршанский молочный комбинат» и формирование предложений по ее совершенствованию.

     При написании дипломного проекта использовались локальные нормативные акты ОАО «Оршанский молочный комбинат» – Устав, Коллективный договор, должностные инструкции работников. Для характеристики предприятия использовалась документация по производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат» (годовые отчеты, балансы, отчеты о прибылях и убытках, периодическая статистическая отчетность, первичные бухгалтерские документы, коммерческие договоры и др.) за 2005 – 2007 годы. Изучалась нормативно-техническая документация – технические условия, технические нормы, стандарты Республики Беларусь.

     Для обработки информации использованы статистический, аналитический, графический экономико-математический, монографический методы исследования.

 

     1. теоретические основы  ТОВАРНой ПОЛИТИКи

на  ПРЕДПРИЯТИи 

     1.1. Сущность и содержание товарной политики предприятия 

     На  обычном рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, т.е. его создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, сервисное и предпродажное обслуживание, разработка рекламных мероприятий, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя. Весь этот комплекс мероприятий производителя Ф. Котлер и называется товарной политикой предприятия [15, с.43].

     При разработке товарной политики основными  проблемами являются:

     • инновации (создание новых товаров  или обновление существующих);

     • обеспечение качества и конкурентоспособности  товаров;

     • создание и оптимизация товарного ассортимента;

     • вопросы о товарных марках;

     • создание эффективной упаковки (для  соответствующих видов продукции);

     • анализ жизненного цикла товара и  управление им;

     • позиционирование товаров на рынке.

     Товарная  политика предполагает принятие какой-либо из альтернатив: модификация существующего товара, отказ от товара, создание нового товара [18, с.56].

     С обновлением существующего товара, его модификация может быть значительной, то есть товар изменяется (совершенствуется) коренным образом, либо без изменения свойств и характеристик самого товара (путем улучшения внешнего оформления, упаковки, цветового решения и т. п.). Обновление товара, затрагивающее (улучшающее) его качество и технический уровень, может быть направлено либо на удовлетворение существующей потребности новым, более прогрессивным способом, либо на удовлетворение новой потребности.

     В настоящее время, по мнению Е. Хартмана [27, с.32], в теории маркетинга выделяются следующие виды товарной политики:

     • концентрическая - когда предприятие  ведет поиск новых товаров, которые соответствовали бы специализации предприятия и освоенным рынкам;

     • горизонтальная - когда новый товар  предприятия является продолжением выпускаемого без изменения технологии производства, для которого предприятие  ищет новые рынки сбыта;

     • конгломератная - когда предприятие  осваивает производство принципиально  нового товара, отрабатывает новые  технологии и осваивает новые  рынки.

     В существующих подходах к реализации товарной политики очевидно, что успех  предприятия определяется его способностью выйти на рынок с набором товаров и услуг, определенного качества и ассортимента, пользующихся устойчивым спросом. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопросов формирования товарной политики предприятия с учетом специфики развития рыночных отношений, исследования всей совокупности мер, связанных с товаром: его разработки, создания, производства, продажи, сервиса, рекламы - как основных элементов в коммерческой политике и производственной деятельности предприятия.

     Современная концепция товарной (ассортиментной) политики предприятия включает два подхода: производственный, в основе которого лежит минимизация издержек производства и сбытовой, направленный на реализацию произведенного продукта с максимальной прибылью и наименьшими издержками обращения. Поэтому, как утверждает А.И. Ильин, основу товарной политики предприятия составляет производственная программа, отражающая общехозяйственные цели предприятия с точки зрения расчетной прибыли, а также рентабельности на единицу продукции [10, с.454].

     Такой подход к ассортиментной политике направлен  на достижение коммерческого успеха продукции с обеспечением максимально  полного покрытия затрат на производство и реализацию произведенного ассортимента. Однако важно отметить, что коммерческий успех товарной политики при этом обеспечивается только при условии, если маркетинг предприятия ориентирован на продукт:

     - нацелен на создание нового  продукта или постоянное совершенствование  выпускаемого с целью побуждения  потребителей совершать повторные  или многократные покупки;

     - направлен на удовлетворение  потребностей, запросов и желаний,  определяемых непосредственно рынком, с целью изучения потенциальных  потребностей целевого рынка  или рыночной ниши.

     Роль  руководящего начала при формировании ассортимента заключается в том, чтобы, правильно сочетая ресурсы предприятия с внешними факторами и возможностями, разработать и осуществить такую товарную политику, которая бы обеспечила стабильное положение предприятия за счет роста сбыта высококачественных конкурентоспособных товаров.

     Как утверждает П.С. Завьялов [9, с. 321], хорошо продуманная товарная политика позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, а также служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.

     Отсутствие  генерального, стратегического курса  действий предприятия, чревато "неправильными  решениями, распылением сил и  средств, отказом от "запуска изделий  в производство в момент, когда  уже все готово к их серийному или массовому выпуску. Ошибки такого рода дорого обходятся товаропроизводителям.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что товарная политика - это  стратегия управления товаром.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности молока