Общие понятия и виды рентабельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:23, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового состояния предприятия.
Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость основных средств, т. е. основных и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость основных средств меньше.

Работа содержит 1 файл

1.1.Общие понятия и виды рентабельности.docx

— 18.25 Кб (Скачать)

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. 

     1.1 Общие понятия и виды рентабельности 

     В условиях рыночных отношений приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового  состояния предприятия.

     Для оценки эффективности работы предприятия  только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную  стоимость основных средств, т. е. основных и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость основных средств меньше. [ Экономика предприятия: учеб. пособие/ Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 383с., с.267]

     Чтобы определить уровень эффективности  работы предприятия, полученную им прибыль  необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

     Во-первых, затраты могут рассматриваться  как текущие издержки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и  прибыли, используемых при расчетах.

     Во-вторых, затраты могут быть приняты как  авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета  авансированной стоимости и определения  прибыли, принимаемой для расчетов.

     Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком смысле рентабельность означает прибыльность или доходность:

  • производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
  • предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
  • отраслей экономики.

     Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной  деятельности.[ Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие/ А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – 698с. (Экономическое образование)., с.652]

     Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

     Рентабельность  выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

     Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как  экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов  хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального  дохода.

     Как результативный показатель она характеризует  эффективность использования имеющихся  ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

     Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между  ценой и стоимостью товаров, между  объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения  между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для  его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

     Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно  означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

     Наличие рентабельности позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов  государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие  в виде налога на рентабельность и  которую общество использует для  решения социальных задач. Экономические  интересы предприятия заключаются  в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

     Основные  факторы, характеризующие специфику деятельности: фондовооруженность, уровень издержек, динамика спроса, структура рынка (во Франции самый высокий уровень рентабельности производства сырья и материалов, производства потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, торговли).

     Рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

     1) ожидаемая рентабельность является  основой принятия инвестиционных  решений;

     2) полученная рентабельность выступает  измерителем результатов деятельности  предприятия;

     3) часть полученной рентабельности  является источником самофинансирования  предприятия;

     4) часть рентабельности поступает  в качестве вознаграждения владельцам  капитала (в условиях акционерной  формы собственности).

     Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

     С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент  доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной  деятельности оказывает влияние  соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.

     Второй  компонент  потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и  материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных  финансовых обязательств, использования  сумм от ускоренной амортизации, резервов.

     В систему прибылей и доходов отечественного коммерческого предприятия в  соответствии с принятой методикой  их исчисления входят, кроме рентабельности от реализации, рентабельность от прочей деятельности, доходы (за минусом расходов) от внереализационных операций.

     Рентабельность  синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.

     В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности: 1 ) рентабельностьность, 2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде рентабельности к стоимости совокупных затрат на ее получение; 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

     Значимость  коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом  государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение  уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового  положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.

     Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки  зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному  предприятию других потенциальных  акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего  развития данного вида деятельности, но и возможность получения более  высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает.

     Кредиторов  и заемщиков денежных средств  уровень рентабельности и его  изменение интересует с точки  зрения реальности получения процентов  по обязательствам, снижения риска  невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

     Динамика  рентабельности коммерческого предприятия  изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными  ассоциациями.

Информация о работе Общие понятия и виды рентабельности организации