Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа
Одним из пунктов программы развития туризма Беларуси является создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово). Имея многолетнюю историю в этих городах сохранились памятники прошлого Беларуси, которые имеют как историческую, культурную, так и туристическую ценность.
В малых городских поселениях Беларуси сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Однако многие из них разрушаются, находятся в плохом техническом состоянии. Поэтому вопросы сохранения, восстановления и рационального использования памятников истории и культуры особенно актуальны и требуют незамедлительного решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.3-4
ГЛАВА 1. Среда развития туризма в малых исторических городах на примере Несвижа……………………………………………………………с.5-32
1.1. Сущность, проблемы и перспективы развития туризма в малых исторических городах………………………………………………………с.5-20
1.2. Социальная, экономическая и культурная среда развития туризма в Несвижском районе………………………………………………………...с.21-25
1.3. Культурно-историческое наследие Несвижчины……………с.26-32
ГЛАВА 2. Туристско-экскурсионный потенциал Несвижа и его современное использование………………………………………………с.33-74
2.1. Историческое формирование облика Несвижа………………с.33-49
2.2. Основные памятники культурно-исторического значения……с.50-61
2.3. Туристско-экскурсионная инфраструктура……………………с.62-74
ГЛАВА 3. Пути активизации развития туризма в Несвиже………с.75-79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………с.80-81
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
Если не предпринимать радикальных мер, то ряд малых городских поселений со временем может самоликвидироваться, как это произошло с сотнями небольших сел.
Прежде чем строить радужные прогнозы, подобные тому, что в малых городах будем развивать туризм, народные промыслы, малый бизнес и т.п., необходимо обосновать социально-экономические механизмы, которые будут способствовать в целом качественным преобразованиям малых городских поселений. При этом не выборочно подходить к решению проблемы, а системно, принимая во внимание всю сеть населенных мест страны.
Следует проверить результативность в наших условиях метода кластеров, который успешно используется в ряде стран в качестве действенного инструмента городского управления. Вполне может оказаться, что какие-то малые городские поселения не смогут найти своего места в нынешнем рыночном мире. Но это уже вопрос другого уровня.
Еще один реальный путь содействия развитию малых городских поселений. Он основан на объективной закономерности формирования территориальных сообществ поселений. Известно, что сам город не может функционировать без окружения. И в зависимости от величины города, его социально-экономического потенциала он, взаимодействуя с окружением, или стимулирует развитие прилегающих территорий (большие и крупные города), или «подпитывается» внешним потенциалом (малые городские поселения). Малые белорусские города в настоящее время находятся в разной ситуации. Для поселений, расположенных в зонах влияния ведущих в стране городов-центров, складываются благоприятные условия преобразования. Городские поселения, расположенные в сельской местности, во многом зависят от уровня развития сельского хозяйства, поскольку могут специализироваться на предоставлении услуг сельчанам и производству, на переработке сельхозпродукции. Поэтому еще более усугубляются проблемы малых городских поселений на радиационно загрязненных территориях с деструктивными изменениями в сети населенных мест, а также на территориях с неблагоприятной демографической ситуацией и слабыми хозяйствами. Следовательно, решение проблем малых городов тесно связано с решением проблем сельской местности.
Необходимо заострить внимание на двух вопросах:
1. В решении проблем малых городских поселений, как, впрочем, и всех других, сталкиваются интересы экономические (реальные деньги) и социальные (в широком смысле — здоровье нации). Задача управленцев городским развитием, в том числе и градостроителей, — найти механизмы сочленения этих интересов.
2. Малые городские поселения — неотъемлемая часть всей сети населенных мест Беларуси, и их проблемы должны решаться в системном единстве. Благо база для поиска решений имеется: более 30 лет в стране ведутся работы по формированию взаимосвязанных групп населенных мест. Следует их актуализировать применительно к новым условиям.
Развитие малых и средних городов сегодня один из приоритетов в социальной и экономической политике государства, один из путей выхода национальной экономики на новый качественный структурный уровень. 7 июня 2007 года Президент подписал Указ N 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы», а также Указ N 266 от 07.06.2007 года «О внесении дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 25 марта 2006 года N 182 и от 5 мая 2006 года N 296»[30]. Эти документы стали завершающими в формировании законодательной базы, необходимой для возрождения производственного потенциала на периферии.
Восстановить социальный, экономический и производственный баланс в стране и призвана Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. Она охватывает 187 населенных пунктов с численностью населения до 50 тысяч человек. До конца пятилетки здесь планируется реализовать около 1000 инвестиционных проектов, из которых 195 — важнейшие. На их финансирование будет направлено 5,55 триллиона рублей, из которых 2 триллиона — в рамках программы. Около четверти этих средств — бюджетные. В результате реализации программы к 2010 году в малых городах республики будет создано 19 тысяч новых рабочих мест, уровень безработицы снизится до 1 %, а уровень заработной платы приблизится к среднему республиканскому показателю.
В прилагаемый к указу перечень включено 346 проблемных организаций, которые до 2010 года будут уплачивать половину ставки налога на прибыль, а также освобождаются от налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Статья 43 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» дает право областным Советам депутатов увеличивать или уменьшать ставки земельного налога и налога на недвижимость, но не более чем в 2 раза. Указ N 265 дает право Советам депутатов областного и базового территориальных уровней до 2010 года полностью освобождать предприятия от этих налогов, а также экологического налога в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, если субъекты хозяйствования реализуют инвестиционные проекты по модернизации производства либо созданию новых рабочих мест в малых и средних городских поселениях.
Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 года N108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» предусматривается порядок продажи неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности, в том числе в малых и средних городских поселениях, на аукционах с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине, передачи таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты на срок реализации этих проектов[30].
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 года N266 «О внесении дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 года N 182 и от 5 мая 2006 года N 296» облисполкомы наделены более широкими полномочиями по предоставлению субъектам хозяйствования всех форм собственности преференций, в том числе гарантий по банковским кредитам за счет местных бюджетов[30].
Таким образом, на законодательном уровне создана целостная система нормативных правовых актов, позволяющая реализовать в ближайшие годы новый приоритет в социально-экономическом развитии Беларуси. Правительству, органам местной власти предстоит разработать и реализовать в текущем пятилетии комплекс конкретных мероприятий по безусловному выполнению заданий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы.
Специалисты считают, что финансовая помощь поселению извне не в состоянии улучшить определяющие условия жизни на долговременный период. Необходимо, чтобы заработали внутренние механизмы саморегулирования и самоорганизации.
В Беларуси, по результатам научно-исследовательских и проектных работ, выполненных разными авторами, свыше 30 малых городских поселений рассматриваются как перспективные центры туризма.
Исследователями разработаны ряд мероприятий по активизации развития туризма в малых исторических городах[29].
1. Критерием благоприятности поселений для развития туризма является наличие в них объектов, отвечающих следующим требованиям:
*уникальность, необычность, отсутствие аналогов в других регионах;
*широкая известность;
*познавательная ценность, связь с важными историческими событиями, выдающимися личностями мировой истории;
*высокая художественная ценность самого объекта и его окружения;
*сохранность и подготовленность к показу;
*удобство и доступность расположения.
2. Придание туристских функций малым историческим городам потребует внесения существенных изменений в их градостроительную организацию. Но специфика планировки и застройки, ландшафтных условий, композиционно-пространственной организации малых городов должна обязательно учитываться при формировании их как центров туризма.
3. Развитие туристской инфраструктуры. Эффективное функционирование туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Она включает объекты проживания, питания туристов, развлечений, проведения досуга, информационного, туристско-экскурсионного обслуживания, связи, банковских, страховых услуг, торговли, бытового, транспортного обслуживания, спорта, оздоровления, оказания медицинской помощи, охраны и поддержания правопорядка. Емкость этих объектов, особенно привлекательных для частных инвестиций, зависит от роста туристских потоков и увеличивается поэтапно. Разумеется, развитие инфраструктуры регулируется соотношением спроса и предложения. Однако для размещения необходимых, в соответствии с современными требованиями, объектов обслуживания туристов в градостроительной проектной документации должны быть резервированы участки территории, которые могут быть востребованы в будущем.
4. Важной градостроительной задачей является рациональное расположение объектов туристской инфраструктуры. Первоочередным условием должна быть их удобная доступность — как между собой, так и по отношению к основным туристско-экскурсионным маршрутам. Оптимальной для малых исторических городов Беларуси можно считать 10–15-минутную пешеходную доступность — 500–750 метров[21].
5. Сеть сервисных туристских услуг целесообразно формировать в комплексе с сетью объектов обслуживания местного населения. В зависимости от градостроительной ситуации и величины экскурсионных потоков возможны разные планировочные решения — раздельное формирование центров обслуживания туристов и общегородского центра, их частичное или полное совмещение. Неизбежно при этом уплотнение общественных функций: под услуги туристского сервиса отдаются первые этажи зданий, появляются новые сооружения, заполняющие “пустоты” в исторической застройке. Кварталы и группы рядовых жилых зданий могут быть оборудованы для размещения в них гостиниц, торговые ряды — для магазинов, ресторанов, кафе, возможно и использование для этих целей объектов сохранившейся исторической застройки.
6. Особые требования предъявляются к проектированию открытых пространств для проведения массовых празднеств с большим количеством зрителей и участников — концертов, рыцарских турниров и т.п. Такие мероприятия собирают до 10 тыс. человек, а в перспективе их количество может существенно возрасти. Поля массовых действий желательно размещать на фоне «естественных декораций» — замка, силуэта исторического города. При этом важно обеспечить хорошие условия обзора, предотвратить излишнюю скученность. Ни в местах проведения празднеств, ни на подходах к ним не должно быть лестниц, подпорных стенок, крутых откосов, которые могут стать причиной несчастных случаев.
7. Пространственное разграничение функций обслуживания туристов и проживания местного населения. Увеличение туристских потоков может вызвать необходимость использования внутриквартальных территорий для развития инфраструктуры. Так, на дворовых пространствах, соприкасающихся с туристскими трассами, возможны устройство летних кафе, озелененных мест отдыха для туристов, организация сквозных пешеходных проходов на соседние улицы, создание автостоянок и т.п.
8. Жилье в зонах исторической застройки в большей или меньшей степени сохранится и в будущем. С развитием туризма неизбежно возникновение противоречий между интересами и потребностями туристов и местных жителей. Поэтому важно пространственное разграничение функций обслуживания туристов и проживания местного населения, создание полноценной жизненной среды для горожан, которым предстоит жить в границах формируемых культурно-туристских зон. Это может быть достигнуто путем организации замкнутых (полузамкнутых) жилых дворов, изолированных от основных туристских трасс и не имеющих свободного доступа с улиц (входы в жилые дворы осуществляются из жилых зданий, через замыкаемые ворота, калитки и т.п.).
9. Современное использование исторической застройки. Большая часть исторической застройки малых городов Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации с обязательным сохранением особенностей композиционно-пространственных решений. Для нее характерны одноэтажные здания с мансардными или чердачными этажами, торцами выходящие на площади и улицы, с фронтонами треугольной формы, имеющими своеобразный «зубчатый» силуэт [21]. Архитектурно-композиционные особенности застройки исторических городов проявляются также в характерных приемах кладки стен, цоколей зданий, обрамлениях дверных и оконных проемов, цветовой гамме, и они не должны исчезнуть.
Что касается новой застройки, дополняющей сохранившуюся, при ее формировании обязательно следует учитывать исторические традиции, что позволит сохранить своеобразие облика поселений.
10. Развитие туризма заставляет по-другому взглянуть на воссоздание уникальных, ныне утраченных архитектурных сооружений. Например, восстановленные во всем их великолепии дворец Огинского с театром в Слониме или парк «Альба» в Несвиже с каналами и летней резиденцией Радзивиллов могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить аттрактивность этих городов[19].
11. Немаловажную роль призвано сыграть восстановление особенностей исторического средового дизайна на основе сохранившихся фотографий, почтовых открыток, рисунков художников. Облик городских улиц формировали многие элементы, в том числе кованые и литые металлические ворота, ограды, ограждения балконов, фонари освещения, опоры скамеек. Над первыми этажами зданий гостиниц, ресторанов, торговых объектов размещались рекламные надписи, на перекрестках и площадях располагались круглые рекламные тумбы в виде башен.
12. Организация ландшафтно-рекреационных территорий. В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями — естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами. При отсутствии в городе или вокруг него ландшафтно-рекреационных территорий большой площади обязательно создание и обустройство озелененных набережных, бульваров, малых садов в местах массовых посещений туристов.
13. Ландшафты, как и архитектурные сооружения, претерпевают изменения во времени. Поэтому наряду с использованием характерных особенностей местности важно и восстановление исторических ландшафтов, сохранение главных их элементов, имеющих культурное, историческое, художественное значение (форм рельефа, водных устройств, массивов и групп зеленых насаждений), и удаление чужеродных. При этом необходимо позаботиться о сохранении территориальной целостности исторических ландшафтов без разделения или уменьшения их площади. Визуальная охрана исторических ландшафтов обеспечивается за счет ограничения этажности и плотности окружающей застройки, создания фоновых и барьерных зеленых насаждений, раскрытия видов на композиционно значимые элементы ландшафтов и окружающих территорий.