Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 15:44, доклад
Недостоверной называется реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении природы, количества, состава, способа и даты изготовления, места происхождения товара, его назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия Госстандарта.
Недостоверная
реклама.
Недостоверной
называется реклама, в которой присутствуют
не соответствующие
Особенно
часто такие нарушения
Недостоверной может быть и информация о наличии товара на рынке, о возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте. Так, многие магазины размещают объявления о том, что в течение определенного периода они будут проводить распродажи товаров. Но на самом деле такие распродажи или вовсе не проводятся, или выясняется, что товары, на которые объявлены "ударные", "рекордные", "супер" скидки, в открытую продажу не поступают даже в самом начале торгового дня. Вещи "заканчиваются на складах" еще до момента открытия магазина. Потребителя, который потребует обещанные скидки, в лучшем случае направят в отдел, где продаются уцененные товары: бракованные, некондиционные, бывшие в употреблении и возвращенные в магазин…
Пример Гипермаркет,
торгующий товарами
для дома, регулярно
объявлял распродажи.
В объявлениях указывались
столь низкие цены, что
люди в массовом порядке
ехали за пределы МКАД,
чтобы приобрести столики,
вазочки и табуретки
по указанным в рекламе
ценам. Но, когда покупатели
спрашивали эти товары,
оказывалось, что именно
их и нет в продаже. Людям
предлагали купить другие
столики, вазочки и табуретки,
но уже по обычным ценам.
Более настойчивые расспросы
работников магазина
показывали, что скидки
были объявлены на минимальные
остатки партий отдельных
товаров, да и те уже
давно распроданы.
После того как антимонопольное ведомство обобщило претензии граждан, провело проверку и побеседовало с руководством гипермаркета, таких нарушений магазин больше не допускает. Теперь в рекламе распродаж этого гипермаркета всегда присутствуют слова: "только при наличии на складе".
Органы ФАС могут проверить, были ли товары, на которые объявлены скидки, на складах и в продаже в тот момент, когда появились данные рекламные сообщения. Продавцам нужно будет доказать, что все они были действительно проданы в определенный день и в определенное время. Обычные заявления менеджеров, что "товаров со скидкой было достаточно, но их быстро раскупили", как правило, не подтверждаются, а потому нарушителей штрафуют.
Нередко рекламные сообщения вводят потребителя в заблуждение относительно стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы, дополнительных условий оплаты, способов доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара, гарантийных обязательств, сроков службы и сроков годности товара. Закон не допускает подобных действий, квалифицируя их как недостоверную рекламу. Ничего общего с "удачным рекламным ходом" это не имеет.
Пример Однажды
старушка нашла в своем
почтовом ящике бесплатную
газету с рекламными
объявлениями. Одно
из них заинтересовало
бабушку: некая турфирма,
предлагала своим клиентам
совершить заграничный
вояж за "смешные"
деньги. Положив в сумочку
газету, бабушка, не
мешкая, отправилась
по указанному адресу.
Но в офисе фирмы старушку
разочаровали. Ей сказали,
что цена тура возросла,
и отказались продавать
путевку по той цене,
которая была указана
в объявлении. Правда,
потом об этом сотрудники
и руководство фирмы
долго жалели. Оказалось,
что бабуля была прекрасно
знакома с положениями
законов "О защите
прав потребителей"
и "О рекламе". Старушка
знала, куда следует
обращаться с жалобой.
В итоге обманутая в своих ожиданиях дешевого тура бабушка проинформировала антимонопольный орган, и фирму привлекли к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Подобные "рекламные ходы" популярны не только у торговых и сервисных компаний. Так, риэлторы и собственники недвижимости любят публиковать объявления, размещать плакаты на рекламных щитах или даже просто расклеивать на столбах листовки с информацией о том, что любой желающий может выкупить в собственность квартиру или офисное помещение по ценам, которые в полтора-два раза ниже среднерыночных. Тут же приведены и цены. Когда по указанным в объявлении телефонам обращаются заинтересованные организации и граждане, им разъясняют, что эта недвижимость "только что продана". После этого потенциального клиента или покупателя профессионально берут в оборот и пытаются навязать ему другой ("такой же, только с перламутровыми пуговицами") объект, но уже по нормальным ценам.
Если такими рекламными сообщениями помимо потенциальных клиентов или покупателей заинтересуются антимонопольные органы, они потребуют доказательства того, что объект недвижимости, якобы проданный по низким ценам, действительно существовал, а заодно попросят доказать, что он был продан именно в тот день, на который ссылается фирма. Если этих доказательств не будет, нарушителя привлекут к административной ответственности.
Многие производители товаров и услуг забывают или вовсе не знают, что права на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций очень сильно ограничены законом, и начинают рисовать эти символы на своих товарах и упаковках, использовать в рекламе и пр. Такие действия по закону считаются недостоверной рекламой.
Нельзя
приводить недостоверные
Пример Недавно
орган ФАС заинтересовался
производителем кетчупа,
который, на крышечке
томатного продукта
разместил… герб России.
На всякий случай, чтобы
исключить вероятность
ошибки, антимонопольное
ведомство обратилось
в геральдическую комиссию,
которая подтвердила,
что символ, размещенный
на крышечке, действительно
является гербом РФ.
Производителя кетчупа
привлекли к административной
ответственности.
Многие производители товаров и услуг в рекламе, на этикетках и вкладышах к товару размещают информацию о полученных им призах, дипломах, медалях и пр. Часто оказывается, что все эти награды — липовые, что солидные организации никогда медалей этому товару не давали, а того конкурса, на котором продукт был назван "товаром года", вообще в природе не существует. Такую рекламу закон тоже считает недостоверной.
Нельзя использовать в рекламе ссылки на рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие, если вы не можете подтвердить соответствие этих ссылок действительности.
Пример Известный
и очень популярный
в народе политический
деятель обратился в
антимонопольный орган
за защитой своих прав.
Суть дела сводилась
к следующему: некоторое
время назад на мероприятии,
которое посетил политик,
некая компания — производитель
водки представляла
свою новую продукцию.
Эффектные девушки с
подносами, на которых
стояли рюмки с водкой,
предлагали гостям попробовать
новый напиток. Политик
предложенную водку
принял и воскликнул: "Ох,
хороша!" Все это было
заснято на пленку, и
затем эти кадры вошли
в рекламу новой водки.
Согласия политика на
использование этих
кадров получить никто
не удосужился.
В
итоге с подачи
ФАС производителя
привлекли к ответственности
и заставили снять
злополучную рекламу.
Обратите
внимание: нельзя в рекламе товаров
и услуг использовать по отношению
к ним термины в превосходной
степени, в том числе путем
употребления слов "самый", "только",
"лучший", "абсолютный", "единственный"
и тому подобных, если это невозможно
подтвердить документально. Все
видят, что эта норма Закона нарушается
повсеместно, хотя она де-юре закрепляет
одно из самых основных положений, многие
десятилетия существующих де-факто
в неписаных законах
Отношение к этой норме является своего рода пробным камнем как для профессионализма рекламиста, так и для деловых качеств рекламодателя. Обратимся к ситуации, когда рекламодатель настаивает на уникальности товара в целом или какого-то его качества. Возможно, это правда, но есть ли тому доказательства? Профессиональный рекламист обязательно пожелает в этом удостовериться лично — попросит у рекламодателя документы, сертификаты, патенты и т. д., и в отсутствие таковых он, скорее всего, откажется от употребления соответствующих эпитетов в рекламном продукте. Непрофессионал поверит на слово и, возможно, сам предложит использовать эти опасные слова в будущем рекламном сообщении. Во втором случае заказчикам рекламы следует немедленно отказаться от договора с таким производителем, ибо нет никакой гарантии того, что безграмотный контрагент не заведет их в ситуацию, когда самым меньшим злом будет простое снятие рекламы и выплата крупных штрафов.
Кстати,
и те рекламодатели, которые вовремя
незаконно запаслись "нужной бумажкой"
о том, что их рядовой товар
или услуга является чем-то уникальным,
должны сто раз подумать, прежде
чем включить в рекламу эти
сведения. Не исключено, что информация
будет перепроверена