Недобросовестная конкуренция в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:38, доклад

Описание работы

Несмотря на то, что в современных условиях конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономической системы, наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей, при этом она не способна к саморегуляции в необходимой степени. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Недобросовестная конкуренция в современном обществе.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Недобросовестная  конкуренция в современном обществе

Несмотря  на то, что в современных условиях конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономической системы, наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей, при этом она не способна к саморегуляции в необходимой степени. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.

Должное внимание вопросам конкуренции в нашей стране стало уделяться только с момента перехода отечественной экономики к рынку. С началом серьезных преобразований в российской экономической системе, когда старые методы ведения экономической деятельности утратили жизнеспособность, предприниматели встали на путь поиска новых способов получения прибыли, которые обеспечивали бы ее максимальный уровень. Провозглашенная свобода экономических отношений привела к постоянному столкновению интересов предпринимателей, что потребовало правового регулирования возникающих при этом отношений.

Необходимость правового регулирования конкурентных отношений как следствия становления  новой экономической системы  сомнению не подвергалась, что привело к принятию в 1991 году Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон «О конкуренции…»).

За десять с лишним лет действия Закона «О конкуренции…» антимонопольными органами пресечено большое количество разнообразных нарушений антимонопольного законодательства, постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита от недобросовестной конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. До сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит недобросовестная конкуренция, что часть приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина «недобросовестная конкуренция».

Согласно Закону «О конкуренции…» недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации. Отдельные действия, которые являются проявлением недобросовестной конкуренции, перечислены в ст. 10 данного Закона, а именно:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара. Эти группы нарушений имеют целью привлечение потребителя путем распространения неточной информации. Жертвами обоих видов действий являются как конкуренты, так и потребители;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Утверждения, содержащие некорректное сравнение товаров различных хозяйствующих субъектов, могут быть двух видов: утверждения, содержащие позитивную ссылку на чужой товар (например, «мой товар столь же хорош, что и другой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой»). Утверждения о превосходстве или уникальности («самый лучший», «самый дешевый») тоже относятся к некорректному сравнению. В настоящее время правоприменительная практика показывает, что рассматриваемая форма недобросовестной конкуренции чаще всего проявляется в рекламе;
  4. продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Данная норма направлена, в основном, на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав (интеллектуальной собственности) физических и юридических лиц;
  5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Данное положение  направлено в первую очередь на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с промышленным шпионажем. Основным официальным документом, регламентирующим недобросовестную конкуренцию на финансовых рынках, является Федеральный закон от 23 июня 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» В ст. 15 Закона дано понятие недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг — действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации. В принципе ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» с учетом особенностей рынка финансовых услуг в целом повторяет положения разд. III Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который носит название «Недобросовестная конкуренция» и включает также всего одну статью — ст. 10.

По вопросу о том, что представляет собой недобросовестная конкуренция и законодательство о недобросовестной конкуренции, существует много мнений. Однако нет единых точек зрения. Большинство российских правоведов, так или иначе работавших над проблемами конкурентного законодательства, концентрировали внимание в основном на анализе норм, посвященных пресечению монополистической деятельности и ограничения конкуренции.

Недобросовестная  конкуренция — это не разновидность конкуренции вообще, а один из видов нарушений конкурентного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, злоупотреблений доминирующим положением он обладает существенной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм — норм добропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев делового оборота.

Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конкуренция достаточно часто рассматривается как правонарушение. Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился.

Кроме того, в юридической литературе недобросовестная конкуренция иногда рассматривается как злоупотребление правом. В основном такая трактовка дается зарубежными учеными. Однако если зарубежное законодательство, возможно, и дает основания для такого подхода к недобросовестной конкуренции, то Закон «О конкуренции…», как представляется, — нет. Злоупотребление правом прежде всего представляет собой ситуацию, когда лицо «формально» действует в рамках предоставленного ему права, однако использует свое право «во зло», с целью иной, нежели та, с которой обычно такое право используется, для чего оно вообще предоставлено.

Также следует  отметить, что конкурентное законодательство Российской Федерации формировалось  в совершенно иных историко-экономических условиях, нежели аналогичное законодательство зарубежных стран. В ряде случаев правоприменительная практика российских антимонопольных органов не пошла по тому же пути, что и практика зарубежных правоприменительных органов, которая, в свою очередь, была положена в основу ряда исследований российских ученых. В то же время в российской правовой науке недостаточно внимания уделялось комплексному анализу практики применения Закона «О конкуренции…» в части, касающейся защиты от недобросовестной конкуренции, с одной стороны, и теоретических положений российского права — с другой. В большинстве существующих работ не учтено, что в настоящее время российская правоприменительная практика во многом сформирована, и при исследовании такого явления, как недобросовестная конкуренция, необходимо руководствоваться прежде всего не зарубежным опытом, а отечественным, принимая во внимание существующие социально-экономические условия.

В России недобросовестная конкуренция уже получила определенное распространение. Одним из ее методов является переманивание выгодных клиентов с использованием финансового и административного давления, связей во властных структурах и т. д. Есть прецеденты, когда банк, используя свое влияние в Москве, осуществляет давление на федеральные власти с тем, чтобы счета подведомственных структур переводились в филиалы этого банка на территории, что ведет к истощению и без того небогатых ресурсов регионов.

Неприглядные  с этической точки зрения действия субъектов банковского рынка оказывают следующее воздействие. 1) Вкладчики. Отказ выплатить обещанные проценты в силу их нереальности или дезорганизации хозяйственного процесса конкурентами лишает кредиторов потребительского излишка, вносит дисбаланс в планы доходов и соответственно расходов. 2) Заемщик. Распространение дискредитирующей информации о банке-конкуренте наносит ущерб и деловой репутации ссудополучателей. 3) Банковская система в целом. Подрывается доверие к финансово-кредитным институтам, сужается их ресурсная база, доходность понижается, растет вероятность банкротства. 4) Общеэкономическая ситуация. Падают объемы кредитов промышленности, сельскому хозяйству, торговле, населению на потребление — тормозится воспроизводственный процесс. В связи с вышеизложенным государство должно предпринимать активные меры, направленные против недобросовестной конкуренции.

Достаточным потенциалом в борьбе с недобросовестной конкуренцией обладает регулярная публикация рейтингов надежности коммерческих банков (по данным БР) и небанковских финансово-кредитных институтов (по данным финансовых органов), а также осуществление комплекса мер по повышению финансово-экономической культуры населения.

В заключении, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день очень существенными и важными являются мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции, их воздействие на товарные и финансовые рынки. На сегодняшний день, комплекс средств, нацеленных на укрепление и развитие конкуренции, достаточно широк и поэтому формирует отдельное направление государственного регулирования. Однако нельзя допускать, чтобы борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды товарного и финансового рынка. Напротив, необходимо укреплять ее. Тем более что сегодня основной упор все чаще переносится с прямого вмешательства в структуру отрасли.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция в современном обществе