Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа
В качестве предмета исследования рассматриваются мотивы покупок потребителей при выборе обуви.
Целью работы является исследование и использование покупательской мотивации в маркетинге.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава Ι. Изучение потребителей……………………………………………….5
1.1 Модель покупательского поведения……………………………….5
1.2 Факторы, влияющие на поведение покупателей………………….6
1.3 Теории мотивации………………………………………………......11
1.4 Процесс принятия решения о покупке……………………………..12
Глава ΙΙ. Мотивационный анализ покупательского поведения
потребителей обуви…………………………………………………...13
2.1 Стратегия построения и обновления обувного гардероба ………13
2.2 Отношение к моде…………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….…….26
Список используемых источников…………………………………….…….28
Маркетологов очень интересуют убеждения потребителей в отношении их товаров и торговых марок.
Установка — устойчивая положительная или негативная оценка человеком объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных по отношению к ним действий. У людей формируются установки в отношении религии и политики, одежды и музыки, продуктов питания и т. д. Установки по отношению к объекту заставляют людей любить его или ненавидеть, стремиться к нему или избегать. [7;52]
1.3 Теории мотивации
Теория мотивации по 3. Фрейду. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Когда потребитель изучает отдельные марки товаров, он обращает внимание не только на их основные характеристики, но и на менее заметные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал вызывают определенные ассоциации и эмоции.
Современные исследователи мотивации придерживаются традиционной фрейдистской интерпретации. [8;163]
Теория мотивации А. Маслоу. Ученый-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве безопасности, социальные потребности и потребности в самоактуализации. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые насущные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости.
Теория мотивации по Ф. Герцбергу. Фредерик Герцберг — автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами принципиально различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия фактора недовольства — требуется активное присутствие фактора удовлетворения.
1.4 Процесс принятия решения о покупке
Процесс принятия решения о покупке начинается с осознания покупателем потребности или нужды – потребитель осознает разницу между реальным и желаемым состояниями. Потребность может возникнуть под действием внутренних раздражителей, когда из естественных человеческих нужд – голод, жажда, половое влечение – становится настолько настоятельной, что превращается в побуждение.
Заинтересованный потребитель может приступить к поискам дополнительной информации. Если побуждение достаточно сильно, а товар, способный удовлетворить потребителя, находится под рукой, то обычно совершается покупка.
В целом решение о покупке сводится к тому, что потребитель решает приобрести товар той марки, которая ему больше всего понравилась. Однако, превращению намерения о покупке в решение могут помешать два фактора. Первый из них – отношение других людей. Вторым фактором являются непредвиденные обстоятельства.
Реакция на покупку
После покупки потребитель
испытывает либо чувство удовлетворения,
либо неудовлетворения. У него наступает реакция на покупку.
Если товар не оправдывает ожиданий, то
покупатель не удовлетворен; если товар
им соответствует, покупатель удовлетворен;
если товар превосходит ожидания, то покупатель
более, чем в восторге. Почти каждая крупная
покупка вызывает познавательный (когнитивный)
диссонанс, т.е. чувство дискомфорта,
которое вызвано сомнениями в правильности
сделанного выбора; такие сомнения практически
неизбежно посещают покупателя после
совершения покупки. [3;46]
Глава ΙΙ. Мотивационный анализ покупательского поведения потребителей обуви
2.1
Стратегия построения и
Результаты исследования, проведены методом глубинного интервью в четырех городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и Красноярске.
Численность выборки — 200 респондентов, из них 152 женщины, и 48 мужчин. (В каждом городе опрошено по 38 женщин и 12 мужчин). Такая численность выборки для качественного исследования является весьма значительной.
Среди женщин и мужчин в равной пропорции представлены респонденты возрастных категорий: 20 — 28 лет и 29 — 50 лет. Дополнительным критерием отбора служил доход респондентов — от 200 до 1000 $ в месяц в расчете на одного члена семьи. Параметры отбора респондентов были установлены на основании предыдущих исследований целевой аудитории потребителей, интересующей Заказчика.
Исследование, результаты которого представлены , проводились в июле 2009 года по заказу крупной обувной компании.
Насколько те или иные стратегии распространены сегодня среди представителей различных целевых групп? Как менялись конкретные представления о моде, стилевые предпочтения и т.п.?
Ответы на эти вопросы — задача актуальных исследований, в проведении которых, как мы полагаем, может помочь изложенный подход. [10;36]
Женщины. Для лучшего понимания потребительских стратегий необходимо опираться на некоторую классификацию. Мы предлагаем рассматривать стратегии покупки обуви, опираясь на простые критерии. Наша классификация построена на основании эмпирических данных по следующим основаниям:
1. Прежде всего,
мы оцениваем объем
На основании таких сведений респонденты делятся на тех, кто имеет «маленький» и «большой» обувной гардероб.
«Маленьким» (М)5 – 10- мы называем набор обуви, когда в постоянной носке находится не более 10 пар, т.е. в среднем по 3 пары для каждого сезона; «большим» (Б) 11 и более— набор обуви, включающий более 10 пар.
2. Второй показатель, который мы рассматриваем — сроки носки или частота обновления обуви (частота покупок). При этом учитывается, что разные типы обуви apriori рассчитаны на разные сроки носки. (Так, зимние сапоги, ввиду особенностей погоды и повсеместного использования реактивов, у абсолютного большинства опрошенных изнашиваются за 2 зимних сезона, в то же время ботинки и другая демисезонная обувь за 3-4 весенне-осенних сезона и т.п.).
Проанализировав собранные сведения, мы считаем, что обувь обновляется редко, если срок носки сапог — 3 сезона и более, демисезонной обуви — 4 сезона и более, туфель — 4 и более, босоножек — 2-3 сезона и более. Соответственно, часто обновляют обувной гардероб респондентки, которые покупают новые зимние сапоги после 1-2 сезонов носки, новую демисезонную обувь после 2-3 сезонов, туфли — 1-2, а «босоножки» после 1 сезона носки.
РЕДКО |
Зимние сапоги более 2 |
ЧАСТО |
Зимние сапоги 1-2 |
Демисезонная обувь более 4 |
Демисезонная обувь 1-3 | ||
Туфли более 4 |
Туфли 1-3 | ||
Туфли-босоножки более 2 |
Туфли-босоножки 1-2 |
3. Третий показатель, на основании которого мы предлагаем анализировать стратегии потребления обуви — «ведущий мотив» обновления, основной фактор, побуждающий приобретать новую пару обуви в большинстве случаев покупки.
Ведущие мотивы определены нами следующим образом:
1.прагматический: обувь обновляется в процессе износа, новая пара должна выполнять функции предыдущей (при этом в силу разных причин один вид обуви может заменяться другим; например, вместо ботинок покупаются демисезонные туфли и т.п., но суть от этого не меняется).
2.стремление следовать моде: обувь обновляется под влиянием модных тенденций, новая пара покупается для того, чтобы иметь в гардеробе модную в представлении респондентки обувь, независимо от степени износа старой, покупка стимулируется изменением моды.
3.стремление к новизне, стремление к разнообразию: новая обувь приобретается не только и не столько в связи с износом старой, респондентка стремится к переменам, разнообразит гардероб, уходит от сугубо функционального прагматического подхода.
4.смешанный мотив: в этом случае факторами, побуждающими к покупке новой обуви, выступают два (или даже три) мотива. Например, большинство покупок совершается строго по мере необходимости, однако респондентка стремится иметь в своем гардеробе 1-2 новомодные, по ее представлениям, пары обуви, которые покупаются в связи с более резкими поворотами моды и т.п.
Очевидно, что выделенные мотивы могут присутствовать в поведении практически любой женщины. Каждая женщина хотя бы один раз в жизни купила обувь под влиянием ситуативных факторов. Строя свою классификацию, мы рассматривали доминирующий мотив, присущий данной покупательнице базовый подход к покупке обуви, которым она руководствуется в большинстве случаев.
Согласно предложенному подходу, стратегия потребительского поведения той или иной респондентки может быть описана, например, следующим образом: гардероб маленький (до 10 пар в постоянной носке), длительные сроки носки. Обувь обновляется редко, (например, туфли после 5-6 сезонов носки), ведущий мотив прагматический- обувь покупается по мере износа, и т.п. (см. таблицу 1.1).
Учитывая возможное число сочетаний трех критериев, теоретически можно выделить 16 типов потребительских стратегий. Разумеется, реальных — меньше. «Отсекая» стратегии, редко встречающиеся в реальном поведении, мы анализируем распространенные стратегии, в совокупности объединяющие до 90% опрошенных.
На основании
эмпирических данных выявлены 4 базовые
стратегии потребительского поведения.
Носительницы каждой стратегии составляют
отдельный сегмент
В таблице 1.1 приводится количественное распределение стратегий потребительского поведения. Подробное описание дано после таблицы.
(В каждой
клетке таблицы указывается
Обратимся к анализу итоговых данных.
Наибольшее число респонденток «попадает» в первую клетку таблицы — т.е. самой распространенной является стратегия, описанная ниже в качестве примера.
1. Маленький обувной гардероб (до 10 пар обуви в постоянной носке), обувь носится длительный срок, ведущий мотив прагматический — новая обувь покупается в большинстве случаев только по мере износа — 40% опрошенных.
Носительницам такого подхода свойственны следующие особенности.
Респондентки руководствуются достаточно жестким прагматическим подходом, редко совершая спонтанные покупки. Они тщательно относятся к выбору обуви и уходу за ней. Мода для них вторична: покупки не стимулируются изменениями моды. Основные критерии выбора обуви — прочность, устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды, предельная универсальность, предполагающая ограниченный выбор цветов, материалов, способов отделки, позволяющая носить обувь в разных ситуациях, с разными предметами одежды (с длинным пальто и курткой, с брюками и юбкой).
В данную группу вошли главным образом респондентки с доходом не более 300$, в равной пропорции представлены обе возрастные группы (20-28, 29-50).
Более молодые чаще совершают «незапланированные» покупки, под влиянием резких поворотов моды или ситуативных факторов, отступая от жесткого прагматического подхода.
Молодым свойственны более гибкие установки. Потенциально они готовы к расширению своего гардероба, с ростом доходов потребление обуви будет расти. На данном этапе потребление сдерживается ограниченными материальными ресурсами.
Вторую по численности группу составили респондентки, потребительское поведение которых описывается следующей стратегией:
2. Малый обувной гардероб (до 10 пар), короткие сроки носки, обувь обновляется часто; мотивация комплексная: гардероб обновляется частично по мере износа, частично под влиянием изменений моды — 20% опрошенных.
Респондентки, придерживающиеся рассматриваемой стратегии, имеют небольшой обувной гардероб, это во многом обусловлено желанием чаще обновлять обувь. Представительницы данной группы не стремятся тщательно беречь обувь с тем, чтобы она дольше сохраняла свой внешний вид. Однако, выбор обуви в гардеробе не настолько велик, чтобы позволить большое стилевое и цветовое разнообразие, высоки требования к функциональности и «удобству». Стремление к разнообразию реализуется в более частой замене обуви на новую.
Таблица 1.1
Обувь обновляется редко, длительный срок носки |
Обувь обновляется часто, короткий срок носки | |||||
Ведущий мотив |
Ведущий мотив | |||||
Прагматический |
Смешанный |
Стремление следовать моде |
Прагматический |
Смешанный |
Стремление следовать моде | |
Маленький обувной гардероб |
63(33-30) 40% |
28(11-17) 20% |
||||
Большой обувной гардероб |
23(11-12) 15% |
14(8-6) 10% |
Для респонденток данной группы более значимы требования моды. Они отличаются от представительниц первой — не только частотой покупок. В поведении респонденток, придерживающихся данной стратегии, отчетливо проявляется комплексная мотивация: часть покупок совершается по мере износа, однако, часть покупок не стимулирована жесткой необходимостью. В этих случаях стимулом служит стремление следовать моде. Более высокая значимость фактора моды во многом сформировала сам подход: иметь в обиходе мало обуви, зато чаще ее обновлять.
Информация о работе Мотивационный анализ покупательского поведения потребителей обуви