Могущество денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.
Деньги – выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Работа содержит 1 файл

Могущество денег.docx

— 27.07 Кб (Скачать)

 

 

Могущество денег

 

В современном мире нет  большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное  общество и государство. Деньгам  подчинена жизнь современных  людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги – выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти  в космос, создать искусственный  разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег?

Два величайших изобретения  человека создали современную цивилизацию. Первое – это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе – это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории  постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Конец XX века – эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр – на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая»  деньгами, расцветет и превратится  в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет долиной скорби и страданий.

Во что превращается жизнь  людей в современном мире без  денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. В 1975 году к власти пришел предводитель красных кхмеров Пол Пот, который развязал жесточайший террор населения страны, направленный в основном против интеллигенции и высшего класса. В ходе геноцида, развязанного диктатором Пол Потом было уничтожено от 1 до 3 миллионов человек (на тот момент население составляло около 9 миллионов). Одним из первых своих указов Пол Пот национализировал всю собственность и отменил деньги. Захватив Пномпень в 1975 году,"красные кхмеры" взорвали здание Центрального Банка королевской Камбоджи. Выжившие очевидцы рассказывают, что мириады тогдашних камбоджийских банкнот разлетелись по окрестным улицам. Их никто не собирал. Следующие три года деньги в стране были никому не нужны.

В конце 1978 деньги вернулись  вместе с другими атрибутами нормальной человеческой жизни. Пол Пот был свергнут вьетнамскими войсками и скрывался вплоть до своей смерти в 1998 году в джунглях на севере Камбоджи, вместе с остатками красных кхмеров.

 Три миллиона погибших  – такова цена эксперимента  по ликвидации денег.

Обществом можно управлять  либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается  механизм общественной и экономической  жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Денежный фетишизм

Слово «фетиш» — португальского происхождения, а в наш язык пришло из французского языка. Фетиш — это  предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами, предмет слепого поклонения.

 

Все, что мы знаем о  золоте, подтверждает: это фетиш. Но почему и как оно превратилось в фетиш?

 

Седийо объясняет дело таким образом. Поклонение людей золоту сродни поклонению силам природы. Оно никак не связано с его общественными функциями. «С того дня, когда человек узнал золото, он очарован им... Следует думать, что его красота колдовская, потому что повсюду и с самого начала человек околдован им. Альфа и омега истории золота заключаются в этом тезисе: золото — магический металл... Там, где геологи хотели бы видеть только минерал, а экономисты — товар, социолог и историк должны видеть веру».

Затем он приводит обширный и интересный материал о той роли, которую золото играло в различных  религиях. Выясняется, что так или  иначе оно обожествлялось чуть ли не во всех религиях.

Однако объясняет ли это  причины обожествления золота? Скорее получается так: вместо того чтобы объяснить  золотой фетишизм, почтенный автор сам становится жертвой своего рода фетишизма.«Магические» свойства золота кажутся ему присущими этому металлу от природы и потому необъяснимыми.

Возможно, в сравнении  желтого металла с обожествляемыми  в примитивных религиях силами природы  есть рациональное зерно. Его ассоциация с солнцем носит очень древний  характер, имеет место в египетской религии и сохраняется в алхимии вплоть до нового времени. Но едва ли это само по себе объясняет фетишизацию золота. Ведь своего расцвета она достигает как раз не в примитивных обществах, а на достаточно высокой ступени развития, когда чисто религиозные и тем более тотемические представления уже не играют столь большой роли в общественном сознании. Когда испанские завоеватели вторглись в Америку, то выяснилось, что по-настоящему золото было фетишем не у наивных индейцев, а у просвещенных христиан-европейцев.

Фетишизация золота носит  главным образом социальный характер и обусловлена прежде всего общественными, а не природными свойствами желтого металла. Не отрицая вероятную связь религиозного поклонения золоту с поклонением силам природы, надо видеть в этом поклонении главным образом отражение в религиозном сознании его особого общественного статуса.

Едва ли можно сомневаться, что роль, которую играет золото в Ветхом завете, священной книге иудаизма и христианства, представляет собой лишь, так сказать, обратную проекцию в мифологию, в легендарную и полулегендарную историю — проекцию реальных товарно-денежных отношений эпохи, когда составлялась эта книга, то есть приблизительно рубежа второго и первого тысячелетий до нашей эры. В эту эпоху в Палестине золото уже играло важную социально-экономическую роль.

Кстати, Гоббс подсчитал, что золото упоминается в Ветхом завете 415 раз. При этом Библия свидетельствует  о роли золота и серебра как  особой формы богатства в древнееврейском  обществе. Она фиксирует вовсе  не божественное происхождение золота, а его социальное бытие.

Видное место занимает золото в убранстве храмов многих религий, в частности христианства. По логике Седнйо, это потому, что оно само по себе — элемент-культа в каждой из этих религий. Но более реалистична   другая   точка    зрения:    блестящая    «репутация»

золота возникает вне  религии, в социально-экономической  действительности, «на рынке», а церковь использует ее для своего возвеличивания. Золото ценно не потому, что его освящает религия; напротив, религия  берет его на  вооружение, потому что оно  ценно.

Итак, природа золотого фетиша — социальная. Поэтому золотой  фетишизм не уменьшается с ростом цивилизации, а возрастает, принимая самые изощренные формы. Данный природой естественный материал приобретает «сверхъестественные» свойства — становится деньгами. Деньги — порождение общественного строя, в котором люди относятся друг к другу не как человеческие личности, а как производители и владельцы определенных товаров.

С развитием капитализма  производство продуктов для себя, для собственного потребления становится все большей редкостью. Все производится для обмена, для рынка, ради денег. Зависимость человека от других людей всегда была характерной чертой человеческого общества. Но рыночную и денежную форму она приобретает лишь на определенной стадии его развития. На ранних этапах капитализма, в условиях преобладания простого товарного производства, существование человека зависит прежде всего от того, сумеет ли он продать товар, который производит. В дальнейшем все больше людей живут продажей своей рабочей силы, способности к труду. Внешний мир, мир остальных люден противостоит человеку в виде безликой массы товаров и все более концентрируется в образе денег.

В сознании людей золото становится абстракцией всех товаров, их полномочным представителем, в  известной степени — их владыкой. Людям кажется, что так было и должно быть от века, что такой порядок — не результат определенного уровня и формы развития общества, а закон природы. Получается, что золото самой природой создано как деньги, что ему предопределено быть властелином судеб людей. Отсюда уж совсем недалеко до обожествления. К. Маркс говорит по этому поводу: «Эти вещи ¦— золото и серебро — в том самом виде, как они выходят из недр земных, вместе с тем оказываются непосредственным воплощением всякого человеческого труда. Отсюда магический характер денег.

Образчик такого фетишизма  есть у Гоббса: «Золото всегда было деньгами. Это результат естественного  закона и не будет изменено законом, являющимся делом человеческих рук». В другом месте он приводит такой характерный афоризм: «Золото — князь металлов и король товаров».

Деньги при капитализме  проходят путь от золотых и серебряных монет до записей в банковских книгах, а теперь часто имеют форму  сигналов в памяти компьютеров. Но это не меняет в принципе природу денег. Они выражают и теперь буржуазные производственные отношения, прежде всего отношения между капиталом и наемным трудом. Деньги остаются столпом капиталистической цивилизации, а их власть и влияние на жизнь людей усиливаются.

Капитализм не может освободиться от золотого фетиша и в самом буквальном смысле слова. Даже когда золото перестает непосредственно функционировать как деньги, оно сохраняет исключительные социально-экономические свойства, остается предметом алчного обожания и поклонения. Во многих отношениях власть золота и теперь является реальной и страшной.

Роль и функции денег  при социализме коренным образом  меняются, их власть ограничивается. Но сознание людей меняется гораздо медленнее. Для некоторых людей золото и в нашем обществе остается фетишем — не полезным природным материалом и предметом рационального потребления, а объектом накопления, морально уродующей человека страстью. Ликвидация таких явлений в сознании и поведении людей — важная социальная задача.

Наше общество – это  общество потребления, потребления  материальных благ, удовольствий, развлечений. А всякое развлечение требует средств. Культ денег настолько вошёл в повседневный быт, что курс валют является обязательной новостью, которую передают каждый час по радио наряду с прогнозом погоды, как будто это так важно и необходимо знать каждому. В сознание людей крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком. Всё можно приобрести только за деньги. Если их нет, ты неудачник. Как-то увидел в продаже книгу «Как воспитать будущего миллионера». То есть богачей предлагается воспитывать с пелёнок, нацеливать их на успех. Не «как воспитать честного, доброго, порядочного человека, а воспитать миллионера.

Информация о работе Могущество денег