Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:29, реферат
Рынок труда - в узком смысле - место, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Второй подход более характерен для Японии. Широко известная отличительная черта этой модели рынка труда — «пожизненный наем» для значительной части работников. Этот рынок отличают закрытость и слабая конкуренция. Движение рабочей силы происходит в основном внутри организации, за всю трудовую жизнь работник может сменить несколько сфер деятельности в ее рамках. Уровень инвестиций в человеческий капитал высок, поэтому организации неохотно увольняют своих работников, что снижает уровень безработицы в целом. Так как непрерывное обучение осуществляется внутри организации и направлено на достижение ее целей, сотрудники обладают слабой конкурентоспособностью на внешнем рынке.
-Потребности
нельзя отождествлять со
Спрос - это намерение потенциального покупателя (физического лица, предприятия, фирмы, государства) приобрести конкретный товар или услугу в определенном месте, в определенное время и в определенном количестве. Спрос представляет собой один из полюсов столкновения двух хозяйствующих субъектов и рассматривается во взаимодействии с предложением. Это намерение должно совпадать с возможностью покупателя оплатить данный товар. Товары и услуги производятся для тех, кто хочет и может заплатить за них определенную цену.
Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует современная ситуация в России. Производство продукции во многих отраслях народного хозяйства страны сокращается не потому, что нет потребности в соответствующих товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса.
Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров в масштабе общества. Поэтому различают индивидуальный и совокупный спрос.
Объем спроса, объединяющего всех потребителей товаров, зависит от многих факторов: от объема спроса на товар; от цены за единицу товара; от цен на другие товары; от денежного дохода потребителей; от вкусов и предпочтений потребителей, а также моды; от ожидания цен; от количества покупателей; от государственных расходов и величины налогов; от степени влияния производителя на рынок.
Спрос обладает объемом или величиной. Под объемом спроса понимают количество товаров или услуг, которое покупатели хотели бы приобрести за определенный период времени. Если население готово заплатить за поставленные товары больше денег чем раньше, то говорят об изменении уровня спроса.
Перечисленные выше факторы воздействуют на величину спроса, как в сторону повышения, так и понижения.
Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:
-Предложение
рабочей силы – это количество
людей, нуждающихся в
-Спрос и предложение на рынке труда — спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.
Спрос на труд (Denand for labor), субъектами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.
Кривая спроса на труд |
Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Отрицательный наклон кривой иллюстрирует тенденцию увеличения спроса на труд при низкой заработной плате и, соответственно, уменьшение спроса на труд при высокой заработной плате.
-Факторы, определяющие спрос на труд:
Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится. Данную зависимость иллюстрирует кривая предложения труда.
Кривая предложения труда |
Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной предложения труда (L). Каждая точка на кривой предложения труда (SL) показывает, какой будет величина предложения труда при определенном уровне заработной платы.
-Факторы, определяющие предложение труда:
Кривая
предложения труда под |
На графике
проиллюстрирована кривая предложения,
которая немного отличается своей конфигурацией.
Все дело в эффектах замещения и дохода.
Первоначально кривая предложения как
и полагается имеет положительный наклон
и движется от оси ординат. Т.е. при росте
заработной платы увеличивается и предложение.
Причем, при возросшей заработной плате,
каждый час отработанного времени ценится
работником больше, а час свободного времени,
воспринимается им как упущенная выгода.
Поэтому свободное время замещается рабочим
временем. Данный эффект замещения на
графике проявляется на кривой SL
до точки M. Заработная плата, достигнув
своего возможного максимума в точке
M, приводит к сокращению предложения
труда. Это происходит под воздействием
эффекта дохода. Т.е. при повышении заработной
платы и достижении ее определенного максимума,
у работника наступает высокий уровень
благосостояния. Он начинает больше времени
уделять своему досугу, ведь доход теперь
достаточно высокий и не обязательно все
время уделять рабочему процессу.
Равновесие на рынке труда (equilibrium in labor market) — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.
Рассмотрим данную ситуацию на графике.
Равновесие на рынке труда |
На графике по вертикальной оси откладывается уровень ставки заработной платы (W), а по горизонтальной — количество предложения труда (L). Как на товарном, так и на рынке труда присутствуют спрос (DL) и предложение труда (SL). Точка пересечения кривых спроса и предложения труда (точка E) соответствует уровню ставки заработной платы WE и количеству предложения труда LE. В данной точке спрос на труд равен предложению труда. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Также в данной точке все наемные работники трудоустроены и согласны работать при ставке заработной платы WE. Именно в точке E наступает равновесие на рынке труда и достигается полная занятость.
Положение, определяемое точкой E на графике, практически не встречается, всегда существует отклонение от точки равновесия. При увеличении ставки заработной платы до уровня W2, предложение труда (0 — L4) на рынке будет превышать спрос на труд (0 — L1). В данном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при заработной плате W2 будет чрезмерно высокое, вследствие чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называется избытком предложения труда.
В случае, когда заработная плата снижается до уровня W1, спрос на труд (0 — L3) будет превышать предложение труда (0 — L2). Т.е. работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при ставке заработной платы (W1), а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называется избытком спроса на труд.
Таким образом,
вследствие превышения предложения
труда над спросом, когда ставка
заработной платы превышает равновесную,
возникает безработица. Работодатели
будут готовы нанять новых работников,
но только в случае снижения ставки заработной
платы.
Когда же спрос превышает предложение
труда следствии снижения заработной
платы ниже равновесной, работодатели
готовы повысить заработную плату для
заполнения рабочих мест.
В обеих случаях равновесие на рынке труда
восстанавливается и достигается условие
полной занятости.