Методы прогнозирования экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы посвящена вопросам прогнозирования темпов, качества экономического роста и макроэкономических показателей. Дается понятие экономического роста, рассматривается как объекты прогнозирования экономический рост, макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета. Формулируются макроэкономические цели и система макроэкономических показателей. Раскрывается сущность основных методов, используемых для прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста приводятся формулы.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
Глава 1. Методические основы социально-экономического прогнозирования 5
Глава 2. Прогнозирование темпов, качества экономического роста, макроэкономических показателей 10
Глава 3. Организация государственного прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации 15
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 24
Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Методы прогнозирования экономического роста.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национальной экономики и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

 

2.2 Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования

 

Для эффективного управления экономикой необходимо ориентироваться на макроэкономические цели.

Согласно экономической теории, к основным макроэкономическим целям относятся: стабильный рост национального объема производства; стабильный уровень цен; высокий уровень занятости; поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.

Существует две основных методики измерения национального объема производства: первая базируется на марксисткой теории расширенного воспроизводства, вторая – принятая ООН, именуемая как система национальных счетов (СНС). В настоящее время осуществляет переход всех государств к единой методике ООН.

Макроэкономические показатели. Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и государственные расходы, денежную массу и др. макроэкономические показатели. Они служат для предсказания развития экономики, выявления тенденций, причин их изменения и выработки экономической политики для достижения намеченных целей. Центральное место в системе макроэкономических показателей отводится показателям, характеризующим развитие производства продукции и услуг.

В систему макроэкономических показателей, применяемую в нашей стране входят: совокупный общественный продукт (СОП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВНП (ВВП), реальный ВНП (ВВП), потенциальный ВНП (разрыв между потенциальным и реальным ВНП называется лагом ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), конечный продукт.

Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов. Знание сущности счетов необходимо для установления взаимосвязи макроэкономических показателей и формирования общеэкономических и межотраслевых пропорций.

Макроэкономические счета. В системе национальных счетов (СНС) различают рыночное производство товаров и услуг, предназначенных для реализации с целью получения прибыли, нерыночное производство товаров и услуг, производимых для собственного потребления (крестьянскими и личными подсобными хозяйствами), а также производство товаров и услуг, предоставляемых бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая коллективные услуги, финансируемые из государственного бюджета (государственное управление, оборона и т.д.).

В СНС выделяют четыре основных счета: 1. Счет внутреннего продукта, характеризующий производство; 2. Счет доходов; 3. Счет операций с капиталом (счет накопления); 4. Платежный баланс – счет операций по взаимодействию с внешним миром. По каждому из этих четырех счетов возможны детализации.

 

2.3 Методы прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста

 

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.

Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

Поскольку в настоящее время СОП и НД, рассчитываемые по прежней методологии, теряют свою значимость, ограничимся рассмотрением методов прогнозирования объемов и темпов изменения ВНП (ВВП) – индикатора экономики в условиях рыночных отношений.

В зарубежной практике прогнозирование ВНП (ВВП) осуществляется различными методами. Широко используются методы: экстраполяции; экономико-математические модели; методы дефляции; производственный, распределительный методы и метод конечного использования ВВП. Указанные методы получают распространение в странах СНГ, в том числе в России. Рассмотрим основные положения указанных методов.

Методы экстраполяции предполагают исследование возможных тенденций изменения рядов динамики макроэкономических показателей (ВВП и др.) с помощью различных временных функций (трендовых моделей). При сохранении условий экономического развития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и тем самым найдены прогнозные оценки динамики производства и отдельных факторов.

Зависимость может быть линейной и нелинейной (f(t) = a + bt - линейная; - степенная; - гиперболическая; - показательная и др.; a и b – параметры функций). Следует помнить, что линейная зависимость обычно не рассматривается как очень «глубокая» для целей прогнозирования.

Экономико-математические модели. Факторные модели экономического роста. Моделирование экономического роста выполняет различные практические функции – аналитические, прогнозные, программные. Модели экономического роста используются как теоретические аналоги прошлого и вероятного будущего развития.

В результате моделирования осуществляется поиск такой комбинации факторов экономического роста, которая позволит максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы и обеспечить наиболее высокий экономический рост.

Суть факторных моделей экономического роста состоит установлении количественных связей между объемом и динамикой производства ВВП и объемом и динамикой производственных ресурсов. В случае, когда в анализ и прогноз включен один вид производственных ресурсов (например, только основные производственные фонды, или только затраты труда), то результатом будет являться построение однофакторной модели, в случае рассмотрения нескольких видов производственных ресурсов – многофакторные модели.

 


Глава 3. Организация государственного прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

 

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию. В систему рабочих органов Правительства входят:

Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;

Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза СЭР страны на _____ год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

2. Министерство экономического развития и торговли разрабатывает прогнозы основных индикаторов социально-экономического положения страны на предстоящий год, в частности:

объем и динамика ВВП;

прогноз инфляции;

объем производства и реализации товаров, работ и услуг;

объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

расчеты фонда оплаты труда;

объемы прибыли (доходов),

показатели экспорта и импорта;

прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;

основные характеристики финансового баланса страны.

Данные показатели разрабатываются как правило в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

3. Министерства ведомства и регионы с учетом исходных показателей, предложенных Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

4. Министерство экономического развития обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

5. Начиная работу параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

6. В ноябре предпрогнозного года Министерство экономического развития проводит уточнение параметров прогноза, учитывая итоги утвержденного бюджета и информацию о текущей экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство.

 

Прогнозные оценки показателей экономического роста Российской Федерации

 

В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса.

В большей степени заслуживает внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среднегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года. В полной мере преимущества экономики рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.

На втором этапе в 2001-2008 годах экономический рост прогнозируется в первую очередь в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.

На третьем этапе 2009-2015 годах процесс модернизации экономики России будет предполагать улучшение конкурентоспособности в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия.

Заключение

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны, где важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

Информация о работе Методы прогнозирования экономического роста