Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, курсовая работа
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспективы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные проблемы, некоторые тенденции развития. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ 4
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 4
2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА 7
3.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА 12
4.КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА 18
5. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ НА РЫНКЕ 25
6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 27
РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве
Курсовая работа по дисциплине «МАРКЕТИНГ»
на тему «Маркетинговое исследование рынка услуг туроператоров Санкт-Петербурга»
Выполнила: Мурсалимова Дания Равилевна
Студентка 3 курса, группа № 5042,
Преподавательтель:
к.э.н., доцент Руглова Лидия Владимировна
Оценка __________________ Дата:_________________________
Подпись_______________________
Санкт-Петербург
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
3.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
4.КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
5. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ НА РЫНКЕ
6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конечно же, далеко такие достижения в туристской индустрии были бы невозможны без работы туроператоров. Именно они разрабатывают туры и являются тем связующим звеном между дестинацией, гостиницами, транспортными компаниями с одной стороны и прибывающими туристами – с другой. Туроператоры предлагают туристам услуги трансфера, размещения, экскурсий, услуги предприятий питания и комплекс познавательно-зрелищных и многих других мероприятий.
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспективы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные проблемы, некоторые тенденции развития. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристский центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристских услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было.
Схему реализации турпродукта туроператором можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Схема реализации турпродукта туроператором
В настоящее время в Санкт-Петербурге вряд ли можно найти в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы избрали себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время все, что получается. Они и операторы, они же и агенты, они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью. Типовую структуру управления петербургского туроператора можно представить следующим образом:
Рисунок 2. Укрупненная типовая структура управления туроператора на примере ООО «Прима-Трэвел»
Авиа Авто Ж/д
Как видно из типовой структуры крупнейших туроператоров, спектр их услуг весьма широк. Практически их деятельность покрывает внутренний, международный, выездной и въездной туризм. Наличие собственных автобусных и автомобильных парков ставит крупные в выгодное положение перед остальными фирмами города, масштабы которых не позволяют им иметь таковых. А возможность организации чартерных перевозок делает их услуги по выезду за рубеж недорогими и привлекает большую аудиторию туристов.
Туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристических услуг и товаров имеет сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели.
Критерии сегментирования рынка, предлагаемые различными авторами, в значительной степени сходны между собой. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что какого-либо единого метода сегментирования рынка не существует. Необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, учитывая при этом специфику структуры спроса и предложения на данном рынке.
Сегментирование рынка предполагает выявление составляющих компонентов как в спросе, так и в предложении. В этом отношении следует различать сегменты рынки и субрынки.
Критерии сегментации:
• географические;
• социо - демографические;
• психолого-поведенческие.
Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости:
• от страны постоянного проживания туриста — на внутренний, въездной и выездной туризм;
• от географической цели туристической поездки — по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.
Социо-демографические критерии (характеристика туриста)
1. Возраст.
2. Пол.
3. Профессия туриста.
4. Профессия главы семьи.
5. Величина населенного пункта, где постоянно проживают туристы.
6. Количество членов семьи, сопровождающих туриста
7. Тип семьи.
8. Национальность.
9. Религиозные убеждения.
10. Наличие или отсутствие и семье личных транспортных средств.
11. Доход семьи.
12. Доход на одного члена семьи.
Психолиго-поведеические критерии (характеристика туристского поведении)
1. Мотив поездки.
2. Тип туриста (психологический портрет).
3. Сезонность.
4. Организация поездки (туронератор).
5. Форма поездки.
6. Используемые транспортные средства.
7. Используемые средства размещения.
8. Удаленность турцели.
9. Длительность поездки.
10. Источники финансирования поездки.
11. Консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.
Приведем примеры сегментирования спроса по некоторым из приведенных критериев. По возрастному признаку различают, например, молодежный туризм и туризм "сениоров"; имеет свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп "от 30 до 45 лет" и "от 45 до 55 лет" и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельскою хозяйства, различных отраслей промышленности.). В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный, этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристические поездки.
При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг и товаров разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно организации своего свободного времени, по характеристике личности, а также поведенческим особенностям и стереотипам в отношении потребления туристического продукта.
В зависимости от мотивации туристической поездки различают следующие основные сегменты туристического спроса: рекреационный, культурный, коммуникационный, спортивный, деловой туризм. Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например, в рекреационном туризме это — отпускной туризм и туризм с целью лечения; множество подвидов имеется в спортивном туризме. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный — с рекреационным. Усложнение туристических потребностей обуславливает возникновение не только совершенно новых сегментов в туристическом спросе, но и значительное число смешанных форм туризма.
На основе критерия "используемые основные транспортные средства" туристический спрос делится на сегменты: автомобильный, авиа-, железнодорожный, морской круизный, речной круизный автобусный, велосипедный туризм. Критерий "сезонности" предполагает анализ туристических потоков в основной сезон и межсезонные, а также но месяцам и временам года. Множество сегментов выявляет критерий "используемые туристом средства размещения": гостиницы, пансионаты и санатории, размещение на частных квартирах, мотели, кемпинги, автомобильные вагончики-прицепы и т. д.
Сегментирование по критерию "длительность туристической поездки" имеет большое значение для производителей туристических услуг: замечено, в частности, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и требуют более интенсивную экскурсионную программу. Методики сегментирования по данному критерию могут иметь существенные различия. Швейцарские исследователи, например, различают два основных сегмента: длительные (более 5 дней) и короткие туры. Длительные туры разделяются далее на сегменты: "до трех недель", "четыре недели", "пять недель", "более пяти недель". Короткие туры имеют субсегменты "2, 3, 4 дня". В исследованиях германского Института по проблемам туризма (Штарнберг) в сегменте "длительные туры" анализируются субсегментами "до 8 дней", "от 9 до 15 дней", "от 16 до 22 дней", "23 дня и более".
Подводя итог вышесказанному, суммируем основные сегменты туристического спроса следующим образом.
Географические :
страна прибытия туриста — въездной, выездной, внутренний туризм;
географическая цель тура — туризм по странам, регионам, отдельным турцентрам.
Социо-демографические:
возраст – молодежный туризм, туризм «сениоров», детский туризм, туризм по возрастным группам
пол – женский туризм, смешанный туризм
профессия туриста – множество сегментов по профессиональному признаку: специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, собственной жизни
профессия главы семьи – сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества: например, высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие и т.д.
величина населенного пункта постоянного проживания – туристы из больших, малых, средних городов, из сельской местности
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка услуг туроператоров Санкт-Петербурга