Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:01, реферат
Очет подготовлен отделом маркетинга компании Торговый Дом «Протей» на основании анкетирования потребителей упаковки в сегменте «приправы и специи», изучения вторичных источников, в частности специализированных журналов по упаковке и продовольствию, а также с применением результатов исследований консалтинговой компании «АМИКО» и социологических компаний «Ipsos», «Masmi».
ОБЗОР РЫНКА СПЕЦИЙ
По консолидированной оценке компаний-производителей, объем российского рынка специй, пряностей и приправ достигает порядка 30 тыс. т. В стоимостном выражении объем рынка составляет около $110 млн. в год.
Согласно исследованиям, проведенным специалистами компании MEMRB Retail Tracking Services, несмотря на финансовый кризис, российский рынок приправ по-прежнему демонстрирует ежегодный прирост – как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В 2009 году темпы роста этого рынка чуть замедлились.
Говоря о потреблении специй, пряностей и приправ среди населения, можно выделить следующую тенденцию: 50% хозяек используют универсальные приправы, 35% – приправы для мясных блюд, 33% – для птицы, 23% – для рыбных блюд.
В северных регионах страны сохраняется общероссийская тенденция: 35% жителей используют «Галина Бланка», 26% - «Магги», 24% - «Вегету», 19% - «Кнорр».
Сегодня на рынке присутствуют порядка 150 национальных и региональных производителей специй.
В настоящее время большую часть рынка приправ в России занимают зарубежные бренды. Заметим, что в течение последних двух лет пятерку лидеров рынка составляют одни и те же игроки. Примечательно, что на протяжении этого периода им удалось удержать свои позиции, несмотря на небольшое «перетекание» долей.
Так, первое место в рейтинге занимает марка Maggi (Nestle SA, Швейцария). За последний исследуемый период этой марке удалось закрепить за собой дополнительные 5% рынка в натуральном выражении. В линейке продуктов компании под этим брендом выпускаются такие приправы, как «10 овощей», «Букет приправ», «Весенняя зелень», «Заправка для горохового супа», «Суперприправа для борща» и другие.
Второе место в рейтинге, несмотря на потерю 2% рынка, удерживает холдинг Unilever с приправами Knorr. Здесь представлены такие продукты, как «Ароматная приправа», «Крошка лук», «Крошка Паприка», «Кроша чеснок» и другие.
Третью позицию занимает хорватская пищевая компания Podravka d.d., известная в России благодаря приправам Vegeta. Ее доля в рейтинге ведущих производителей в течение последних двух лет остается неизменной, как, впрочем, и доля следующего игрока – польской компании Cykoria S.A. Под брендом компании широко представлены как однокомпонентные специи, так и универсальные приправы: «Для жарки мяса», «Для дичи и домашней птицы», «Для супа», «Для рыбы», «Для курицы», «Для плова» и другие.
Пятерку производителей-лидеров замыкает испанская Gallina Blanca S.A. с одноименной маркой. В текущем году этому производителю удалось увеличить свою долю на рынке специй еще на 3%, хотя отставание от первых трех игроков по-прежнему существенное. В продуктовой линейке компании – приправы «15 овощей», «15 трав и специй», «Летний лучок», «Летний чесночок», «Летняя зелень».
Кроме того, незначительно – на 1% – увеличилось присутствие на рынке игроков сегмента private label. Однако столь несущественное изменение не позволяет говорить об устойчивой тенденции роста данного направления в будущем.
В целом, согласно данным MEMRB Retail Tracking Services, сумма долей ведущей пятерки производителей за 2010 год составляла 77%, а за исследуемый период текущего года этот показатель вырос до 80%).
Рынок пряностей и приправ обладает ярко выраженной сезонностью. Так, с конца февраля и до Пасхи повышенным спросом пользуются дрожжи, ванилин, кокосовая стружка, пищевые красители, термоэтикетки для яиц. С апреля к ассортименту подключаются приправы для шашлыка и гриля, которые на пике спроса остаются аж до конца сентября. С июня до конца сентября хорошо идут приправы для консервирования и засолки. Самым слабым по объему продаж является октябрь, но на этот месяц можно запланировать выпуск новинок, а с ноября уже начинаются предновогодние продажи: приправы для всех блюд, разнообразные пряности, включая экзотические. Уровень продаж держится до начала марта, а потом вновь происходит плавный переход к пасхальной и шашлычной темам. Таким образом, пряности и приправы востребованы круглый год, колебания происходят лишь внутри ассортиментных групп.
Благодаря переключению потребителей на более дорогую продукцию рынок специй пряностей и приправ растет в денежном выражении. Правда, в своих оценках этого роста участники рынка расходятся. По мнению одних игроков, в стоимостном выражении рынок вырос на 40-45%. Другие считают, что средний рост рынка составляет 30%. Третьи настаивают на скромной оценке 10-20%. Однако, все сходятся на том, что категория специй развивается более динамично (+60%), чем категория приправ (+40%).
Тенденции развития рынка специй и приправ
1.Формирование культуры потребления
Российские покупатели постепенно приходят к выводу, что дешевые специи с большим содержанием искусственных красителей, соли и вкусовых добавок, идентичных натуральным, не только не добавят привлекательности блюду, но и могут нанести вред здоровью. Культура потребления постоянно растет, те, кто покупал черный перец и лавровый лист, переключаются на готовые приправы. Наиболее продвинутая категория потребителей будет переходить от использования готовых приправ к отдельным видам пряностей и составлять букеты самостоятельно. Сейчас же, когда культура потребления пряностей остается достаточно низкой, производители решают эту проблему с помощью создания смесей для всех возможных блюд и случаев употребления.
В свою очередь производители, ранее работавшие в нижнем ценовом сегменте, начали осваивать средний ценовой сегмент и сегмент премиум. В частности, это происходит за счет улучшения дизайна и качества упаковки. Так, согласно маркетинговому исследованию, потребительских предпочтений относительно упаковки специй и пряностей, прослеживается тенденция увеличения спроса на продукцию в ПЭТ-упаковке (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Тенденции изменения потребительских предпочтений относительно упаковки специй, приправ
2. Улучшение функциональных и эстетических свойств упаковки.
По оценкам специалистов, около 70% продаж специй, пряностей и приправ носят импульсный характер, поэтому большое влияние на процесс принятия решения о покупке оказывает упаковка, которая должная не только защищать продукт от внешних неблагоприятных воздействий, но и привлекать внимание потребителей.
Упаковка должна быть яркой и привлекательной, бросаться в глаза, чтобы покупатель мог легко ориентироваться в магазине перед полкой. Красочная упаковка может не только привлечь внимание потребителей. Но и формировать лояльность у последних, что будет способствовать формированию устойчивого спроса на специи и приправы. В дополнение к четкому и крупному названию на упаковке необходимо изображение самого продукта (для моноспеций и трав) или готового блюда (для приправ).
По данным аналитиков наиболее популярными упаковками, которые использовали производители для производства специй являются (диаграмма 2):
- бумажные пакетики (48%)
- банки из ПЭТ ( 23%)
-стеклянные банки (12%)
- фольга (8%) и т.д.
Диаграмма 2. Доли упаковок, используемых для фасовки специй и приправ
При этом в последнее время все более популярными становятся специи в мельницах и в ПЕТ-банках с крышками-дозаторами по 200 г. Это связано с тем, что ПЭТ обладает высокими барьерными свойствами, которые обеспечивают лучшую сохранность продукта: не позволяет эфирным маслам, содержащимся в пряностях, улетучиваться, предохраняет их от воздействия кислорода и ультрафиолета.
Также несомненным преимуществом ПЭТ упаковки для приправ и специй является герметичность банки и удобство её транспортировки, что позволят продукту сохранить все потребительские свойства и делает её очень удобной в использовании.
3. Перераспределение долей между универсальными и однокомпонентными специями.
За последнее время основные сегменты российского рынка приправ также претерпели некоторые изменения. Так произошло перераспределение долей между универсальными и однокомпонентными специями. Потребители стали уделять больше внимания первому сегменту, который в 2009 – 2010 гг. продемонстрировал прирост 7,4% в натуральном выражении.
Данные исследований MEMRB Retail Tracking Services позволяют нарисовать общую картину рынка специй, выделив лидирующие направления. Примечательно, что более половины всей отрасли, а именно 60,4% в натуральном выражении, занимает сегмент универсальных приправ (рис. 1).
В денежном выражении в период 2009 - 2010 г. универсальные приправы закрепили за собой 50,4% рынка, продемонстрировав прирост в 2,3% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, устойчивая позиция универсальных приправ, скорее всего, в дальнейшем сохранится. Об этом свидетельствует как лидирующее положение на рынке, так и продолжающийся, пусть и небольшой, рост направления.
4. Рост среднеценового и премиум-сегмента – основная тенденция рынка специй и пряностей. Рост доходов населения приводит к тому, что потребители переключаются на более дорогую продукцию.
Игроки отмечают, что спрос на более качественную и более дорогую продукцию значительно вырос. Потребители стали проявлять интерес к продукции класса премиум. В свою очередь производители, ранее работавшие в нижнем ценовом сегменте, начали осваивать средний ценовой сегмент и сегмент премиум. В частности это происходит за счет улучшения дизайна и качества упаковки, которая позволят делать продукт более конкурентоспособным на рынке, что является существенным преимуществом. Ведь пряности и приправы - сложный товар с точки зрения маркетинга и рекламы. Продвигая свою продукцию на рынок, производители и импортеры специй должны решать одновременно две задачи: расширить потребление специй и воспитать лояльность потребителя к своей марке.
[1]
[1]Очет подготовлен отделом маркетинга компании Торговый Дом «Протей» на основании анкетирования потребителей упаковки в сегменте «приправы и специи», изучения вторичных источников, в частности специализированных журналов по упаковке и продовольствию, а также с применением результатов исследований консалтинговой компании «АМИКО» и социологических компаний «Ipsos», «Masmi».