Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель работы: качественно провести маркетинговое исследование рынка холодильников в Украине.
Задачи курсовой работы: получить навыки в организации и проведении маркетингового исследования, составлении опросных листов, анализе вторичных и первичных данных по состоянию рынка, представлении результатов исследования.
Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Исследование рынка — одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду.[6].
В данной курсовой
работе представлено
Цель работы: качественно провести маркетинговое исследование рынка холодильников в Украине.
Задачи курсовой работы: получить навыки в организации и проведении маркетингового исследования, составлении опросных листов, анализе вторичных и первичных данных по состоянию рынка, представлении результатов исследования.
Предмет исследования: проведение маркетингового анализа рынка холодильников.
Объект исследования: рынок холодильников в Украине.
Курсовая работа содержит такие разделы и подразделы: анализ динамики и структуры рынка ( общий обзор рынка холодильников, оценка объема рынка в натуральном и стоимостном выражении, анализ динамики рынка, анализ структуры рынка); определение целей и задач маркетингового исследования, разработка опросного листа; анализ результатов исследования.
Часть 1. Анализ динамики и структуры рынка.
Холодильник – покупка, совершаемая нечасто. Стареет он, как и любая другая бытовая техника, но все же, пока выполняет свою главную задачу – охлаждения и замораживания, менять его не будут. Средний срок службы холодильника можно оценить в приблизительно десять лет. Жители Европы обновляют крупную бытовую технику каждые 4-5 лет, в это же время многие украинцы пользуются холодильниками еще с советских времен. Есть немало случаев, когда холодильник стоит на кухне 25, а то и 30 лет, оставаясь не только непременным атрибутом кухни, но и чуть ли не становясь членом семьи, хранящим воспоминания одного или двух поколений.
С течением времени поменялся и подход покупателей при выборе холодильника. Предложений в этой категории масса, фирмы конкурируют не только по цене, но и многим другим параметрам. От этого потребитель может позволить себе быть очень придирчивым и требовательным. Помимо стандартного набора параметров – цена, бренд, объем, расположение морозилки, внимание уделяется дизайну, наличию второстепенных функций (как, например, возможность писать на поверхности холодильника специальными маркерами в серии Graffity от Indesit). Также потребители обращают внимание на класс энергосбережения. На Украине у людей зачастую дома стоит B класс, в продаже распространен А класс, в то время как Европа переходит на классы А+ и А++.
Рынок холодильников возник в середине 50-х годов ХХ столетия.
С момента возникновения рынка холодильника до 1990 г. можно выделить три классических этапа:
1. Этап внедрения товара на рынок (начало 50-х – конец 60-х годов);
2. Этап роста рынка холодильников (с 1970 по 1980 гг.). В этот период обеспеченность холодильниками выросла на 8,822 млн. шт., то есть среднегодовой прирост составил 882 тыс. шт.
3. Этап насыщения рынка ( с 1980 по 1990 гг.). Начиная с 1980 г. рынок стабилизировался. За период с 1980 по 1990 г. было продано 8,46 млн. шт. холодильников.
Следует отметить, что начиная с 1985 г. уровень обеспеченности холодильниками домохозяйств практически не изменился. При этом 10% населения либо не имели холодильников, либо имели , но с существенно просроченным сроком службы.
За данный период техническое
усовершенствование бытовых
В 1990 г. уровень продаж двухкамерных
моделей составил около 50%,
вместе с тем, этих
До конца 90-х гг. стабилизировались
показатели среднего срока
При анализе рынка
Вместе с количественным изменением, происходила смена структуры потребительского рынка. В период с 1991 по 1994 гг. практически весь рынок формировался за счет отечественных холодильников. Начиная с 1995 г. наблюдаются систематические поставки импортных холодильников, сначала с европейских стран, затем из стран СНГ, и, наконец, из Кореи. Доля импортных холодильников постепенно растет, но затем резко снижается в 1998 г. вследствие обвала национальной валюты. В 1999 г. доля импортных холодильников (включая производство стран СНГ и стран Балтии) составила 38 %, а в 2010 г. – 82% рынка. [1]
Рынок холодильников в Украине весьма насыщен, даже перенасыщен. На сегодняшний день у нас представлены практически все наиболее популярные в мире модели. Есть возможность приобрести холодильник, как из стран СНГ, так и из Европы, Азии, Америки. На рынке представлены модели от самых простых и непритязательных до самых сложных и дорогих холодильников. Крупные производители объявляют о намерениях запускать в производство преимущественно модели среднего ценового класса, считая эту категорию наиболее перспективной. В среднем, такие холодильники имеют схожие параметры: поддерживают температуру в морозильной камере до -18 и более, внутренний и внешний дизайн на хорошем уровне у всех производителей, повсеместно распространен А класс энергопотребления. Современные холодильники обладают совершенной теплоизоляцией. Это, в свою очередь, позволяет, как делать стенки холодильников тоньше, увеличивая при тех же габаритах полезный объем, так увеличить и время сохранения холода при отключении. Все большее количество холодильников снабжено цифровым управлением с индикацией температуры, открытой дверцы, слежением за температурными режимами в холодильной и морозильной камерах и прочими функциями. Актуальным является выделение в холодильнике отдельного пространства для «зоны сохранения свежести».
Заметной тенденцией рынка является стремительное развитие Интернет-магазинов. За несколько лет появились компании, быстро захватившие большой сегмент рынка за счет Интернет продаж. Отправными данными для этого являются низкие расходы на создание Интернет магазина по сравнению с реальной торговой точкой, большее проникновение Интернета по Украине, медленно, но возникающее доверие к Интернет покупкам среди украинского населения. Хотя, конечно, это справедливо для крупных городов с большим населением и широким Интернет охватом.
Цена на конкретную модель холодильника зависит от таких составляющих:
— величина или объем холодильника;
— фирма-производитель;
— количество камер
— количество компрессоров;
— системы работы холодильной и морозильной камер;
— внутренний дизайн и комплектация;
— класс энергопотребления;
— наличие дополнительных функций.
По данным официального блога price.ua, определяющим критерием при выборе места покупки бытовой техники для 40% украинцев является низкий уровень цен. Широкий ассортимент товара важен для 33% покупателей. Для 32% покупателей – качество товаров, удобство месторасположения – для 27%, наличие распродаж, скидок – для 22%. [5]
Оценка объема и динамики рынка в натуральном выражении
Объем рынка определяется как алгебраическая сумма внутреннего производства товара, экспорта и импорта[4]:
Vp=Vпр- Vэ+Vи
Vp- объем внутреннего рынка
Vпр- объем внутреннего производства
Vэ- объем экспорта
Vи- объем импорта.
Баланс рынка холодильников за 2002-2004 гг. ( в связи с имеющимися данными об импорте и экспорте за эти годы) приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Баланс рынка холодильников , тыс. шт. [1]
Показатели |
Годы | ||
2002 |
2003 |
2004 | |
Национальное производство |
583,0 |
788,0 |
850,0 |
Экспорт |
425,6 |
591,0 |
637,5 |
Импорт |
343,0 |
368,0 |
476,0 |
Объем внутреннего рынка |
500,4 |
565,0 |
688,5 |
Как видим из результатов
Таблица 1.2. Темпы прироста по отношению к предыдущему году, %.
Показатели |
Темп прироста по отношению к предыдущему году, в % | |
2003 |
2004 | |
Национальное производство |
35,16 |
7,86 |
Экспорт |
38,86 |
7,86 |
Импорт |
7,28 |
29,34 |
Объем внутреннего рынка |
12,9 |
21,85 |
Как видим
из результатов таблицы 1.2., существенный
скачок роста национального
Доли экспорта и импорта относительно национального производства по годам приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3. Доля экспорта и импорта холодильников относительно национального производства, %
Показатель |
Доля относительно национального производства, % | ||
2002 |
2003 |
2004 | |
Экспорт |
73,0 |
75,0 |
75,0 |
Импорт |
58,83 |
46,7 |
56,0 |
Как видим из результатов таблицы 1.3., доля экспорта в 2003 году увеличилась на 2% по сравнению с ней же в предыдущем году, а в 2004 году осталась той же, что и в 2003. Доля импорта в 2003 году уменьшилась на 12,13% по сравнению с 2002 годом, однако, вновь возросла на 9,3% в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
Рисунок 1.1. График динамики национального производства и объема внутреннего рынка за 2002 – 2004 гг.
Объем рынка в стоимостном выражении
Объем
рынка в стоимостном выражении
может быть определен как
Согласно статистическим данным [3], средние цены отечественных холодильников «Nord» (99% всех отечественных производителей):
2002 г. – 1140 грн./ед.
2003 г. – 1225 грн./ед.
2004 г. – 1350 грн./ед.
Итак, объем внутреннего рынка в стоимостном выражении за 2002 – 2004 гг.:
2002 г.: 1140 грн./ед. * 500,4 тыс. ед. =570,456 млн. грн.
2003 г.: 1225 грн./ед. * 565 тыс. ед. = 692,125 млн. грн.
2004 г.: 1350 грн./ед. * 688,5 тыс. ед. = 929,475 млн. грн.
Для
оценки влияния стоимостного
и физического факторов на
рост рынка необходимо
R = √R1*R2
R1 = (Q1 * Ц2) / (Q1 * Ц1)
R2 = (Q2 * Ц2) / (Q2 * Ц1) , где Q1 и Q2 - объем рынка в натуральном выражении в базовом и текущем годах соответственно, Ц1 и Ц2 – средняя цена за еденицу продукции в базовом и текущем годах[4].
Индекс-дефлятор для 2003 года:
R1 = (500,4 тыс.ед. * 1225грн./ед.) / (500,4 тыс.ед. * 1140 грн./ед.) = 1,074
R2 = (565 тыс.ед. * 1225 грн./ед.) / (565 тыс.ед. * 1140 грн./ед.) = 1,074
R = √1,074*1,074 = 1,074
Индекс-дефлятор для 2004 года:
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка холодильников