Маркетинговая деятельность предприятия ( на примере предприятия ЗАО «Очаково» )

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности, проанализировать финансовую, хозяйственную и маркетинговую деятельность предприятия ЗАО «Очаково». Выявить и изучить проблемы ЗАО "Очаково" по совершенствованию маркетинговой деятельностью. Дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговая деятельность ОЧАКОВО.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Работу по данным о  фирмах – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.

2   Характеристика  предприятия ЗАО "Очаково"

 

 

2.1  Общие  сведения о деятельности предприятия

 

Адрес офиса и производственных подразделений: 350072 г. Краснодар, ул. Тополиная  Аллея,3

Директор - Миносян Ашот Суренович

Коммерческий директор - Меркулов Вячеслав Владимирович

Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные

(квас, лимонады серии  "Ах", морс), слабоалкогольные напитки  и пиво.

Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит  коллективу предприятия.

Организационная структура  предприятия : эта информация является секретной.

Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них  менеджеры, служащие, рабочие.

Рассмотрим историю  создания фирмы "Очаково"

Первый камень в основании  завода был заложен в марте 1999 г., однако уже 7.10.2000 завод в г. Краснодаре отпраздновал свое официальное открытие. Первоначально функционировало только производство безалкогольных напитков "Ах", затем в феврале запустили производство джин-тоника и пива. На данный момент завершена только первая очередь строительства комбината.

На данный момент в  Краснодаре выпускается следующая  продукция:

  • Лимонады серии "Ах" - 8 видов:
  • Колокольчик
  • Экстро-Ситро
  • Дюшес
  • Крем-Сода
  • Аромат Абрикоса
  • Байкал
  • Саяны
  • Кола
  • Квас:
  • Очаковский
  • Окрашенный
  • Очаковский с хреном
  • Джин-тоник
  • Сидр
  • Пиво:
  • Очаковское оригинальное
  • Очаковское специальное
  • Очаковское классическое
  • Очаковское светлое
  • Очаковское экстра
  • Очаковское темное
  • Столичное

 

2.2 Организационная  структура управления предприятием "Очаково"








 



 






ё


 

 



 

 

Рисунок 2.1 - Организационная  структура управления  ЗАО "Очаково"

 

 

 

 

 

2.3 Анализ основных  технико-экономических показателей  деятельности предприятия

 

Данные для анализа  взяты приблизительные, так как  основные показатели является секретной  информацией.

Таблица 2.1  - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"

Основные показатели

2000

2001

Откло-нения

Темп роста

Реализовано продукции, т.

  • безалкогольные напитки
  • пиво

 

7 241

957

 

8803

995

 

1 562

38

 

121,5

103,9

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р.

20784

34984

14200

168,32

Товарная продукция, тыс.р.

12002

13566

1564

113

Себестоимость товарной пордукции, тыс.р.

11692

12516

824

107

Среднесписочная численность, чел.

450

450

0

100

Сумма материальных затрат, тыс.р.

10 712

20 972

10260

195,8

Затраты на 1 руб. товарной продукции

98,06

91,62

-6,44

93,4

Затраты на 1 руб. реализованной  продукции

95,82

96,23

0,41

101

 

 

 

Продолжение таблицы 2.2

       

Основные показатели

2000

2001

Откло-нения

Темп роста

Производительность труда, тыс.р.

77,68

159,45

81,77

205,2

Прибыль от реализации, тыс.р.

869

1049

180

120,7

Балансовая прибыль, тыс.р.

7 686

16 140

8454

209,9

Рентабельность продаж, %

4,37

8,3

3,93

189,9


 

Из таблицы  видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива   с 2000 г. по 2001 г. на 1562 т. повлияло значительное увеличение  количества новых  потребителей и потребности в данной продукции..

За отчетный период предприятие обновило ассортимент  с учетом потребительского спроса.

Реализация  продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на   безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.

Прибыль является важнейшим  показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.

Прибыль отчетного периода  по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2000 г.

Затраты на рубль реализованной  продукции – один из важнейших  показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной  продукции в 2001 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2000 г. Затраты  на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.

 

2.4 Анализ  финансового  состояния предприятия "Очаково"

 

Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних  два года.

 

Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.

Статья

На 01.01.00

На 01.01.01

АКТИВ

   

         1. Оборотные активы

   

          2. Денежные средства и их эквиваленты

117,755

63,102

3.Расчеты  с дебиторами

      0,298

      61,371

    1. Запасы и прочие оборотные активы

-

-

  1. Итого по разделу 1

118,053

124,473

  1. 2. Внеоборотные активы

   
  1. Основные средства

     31,792

      30,067

  1. Прочие внеоборотные активы

-

-

  1. Итого по разделу 2

   31,792

      30,067

  1. Всего активов

   1095,502

    1374,536

 

                ПАССИВ

   
  1. 1. Привлеченный капитал

   
  1. Краткосрочные пассивы 

721,769

857,160

  1. Долгосрочные пассивы

-

-

  1. Итого по разделу 1

721,769

857,160

Собственный капитал

   

Уставной  капитал 

55,970

55,970

Фонды и резервы

-

-

Итого по разделу 2

55,970

55,970

Всего источников

   1095,502

    1374,536


 

Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических  показателей – коэффициентов  ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности  являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:

Экономическую результативность управленческой деятельности                     предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:

 

КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6      (2.1)

 

КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4      (2.2)

 

Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.

Соотношение численности  аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:

 

КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4       (2.3)

 

Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.

 

 

3 Анализ отдельных  аспектов маркетинговой деятельности  предприятия  ЗАО   "Очаково»

 

3.1 Анализ конкурентной  среды и конкурентоспособности  товаров фирмы «Очаково»

 

Проблема качества и  конкурентоспособности носит в  современном мире универсальный  характер. От того, поскольку успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического  развития за последнее десятилетие  с одной стороны и причины  повышения эффективности производства  уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.

Чтобы оценить конкурентоспособность  фирмы целесообразно провести сравнительный  анализ по основным образующим факторам (табл. 3.1) относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего  маркетинга.

Главными конкурентами Очаково по выпуску  слабоалкогольной и алкогольной продукции  являются  такие крупные кампании как:

Пивоваренная кампания «Балтика»

Кампания «Афанасий  –Дон»

Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»

За небольшой срок своего существования новые производители  смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку»  приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.

Сегодня, по оценкам  «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня  Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.

Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают  производителей не переоценивать свои возможности.

Что же касается пива «Балтика»  то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.

Я в этом году проводила  исследование на улицах г. Краснодара на предмет выявления потребностей на пивном рынке и в результате у меня получилась следующая картина (более подробно данное исследование освещено в курсовой работе по дисциплине «Поведение потребителей»)

Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково»  являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».

Рисунок 3.1 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что если  товар аналогичен товарам основного  конкурента, он назначает цену близкую  к цене товара того конкурента. В  противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые  представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия ( на примере предприятия ЗАО «Очаково» )