Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговая деятельность.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Данное определение содержит все необходимые атрибуты маркетингового права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных и практических целях можно применять более лаконичную дефиницию: маркетинговое право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе маркетинговой практики.

Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг дальнейших теоретических исследований и практических разработок. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII веке Рене Декарт: "Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений".

Нормы, образующие в совокупности российское маркетинговое право, распределяются по правовым институтам, важнейшие из которых были названы ранее.

В то же время следует иметь в виду, что система норм, регулирующих маркетинговую деятельность, рядом ученых может быть признана подотраслью права, которая - при сохранении к этому и экономических оснований - постепенно трансформируется в самостоятельную отрасль права и, по-видимому, получит признание научного сообщества и практики точно так же, как экологическое, аграрное, земельное и другие отрасли права. По существу, это будет отрасль второго порядка, сочетающая признаки и методы ряда базовых отраслей.

Все нормы перечисленных выше институтов маркетингового права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать маркетинговое законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

В любом случае уже сейчас видно, что нормы маркетингового права несводимы к гражданскому праву; дело в том, что даже в конструкции частноправовых маркетинговых правоотношений будет постоянно присутствовать ограничение, выражающее публичный интерес.

Поэтому только содержательная характеристика самого маркетингового права, то есть выделенной совокупности норм, и анализ связанной с ними, обслуживающей их системы теоретических и методических суждений могут внести окончательную ясность в проблему специфичности, самостоятельности, статусного положения маркетингового права. В этом отношении представляется важным еще раз подчеркнуть значимость прагматического подхода: если группа норм активно развивается и наполняется отсутствующим в других отраслях содержанием, то это устраняет любые консервативные теоретические соображения об устоявшейся системе права, понятии отрасли и чистоте научных классификаций, хотя, конечно же, не отбрасывает их полностью.

Действительно, в прежние времена, на предыдущих этапах развития права представлялось возможным уложить практически все коммерческие и другие хозяйственные отношения в рамки, например, Кодекса Наполеона или в советском праве - регулировать практически всю совокупность таких отношений в пределах отрасли гражданского права. Сейчас учесть все разнообразие предпринимательских отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно, ибо современное право развивается, разветвляется, специализируется и детализируется по различным отраслям для того, чтобы эффективнее регулировать - с учетом всех тонкостей - различные "участки" общественных отношений. Тем более это важно в сфере маркетинга, представляющего "основу основ", философию всей хозяйственной жизни в условиях рынка.

Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять закон о маркетинговой деятельности, а может быть, и Маркетинговый кодекс. Эта идея поддерживается учеными-экономистами и практическими работниками в области маркетинга.

Современное отечественное законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о маркетинговых отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права. Эти положения необходимо применять с учетом наших национальных особенностей.

 

* * *

 

Потребность в развитии и использовании на практике маркетингового права стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование маркетинговых отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.

Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которым в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется прежде всего тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга этих стран.

Предложенная нами концепция маркетингового права России не претендует на исчерпывающее и бесспорное открытие, на законченность и непогрешимость, ибо может носить дискуссионный характер и предполагает дальнейшую разработку и критический анализ.

 

 

 

 

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

(Перечень ссылок подготовлен специалистами

КонсультантПлюс)

 

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1

"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1

"О  КОНКУРЕНЦИИ И  ОГРАНИЧЕНИИ  МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"

 

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1

"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"

 

ЗАКОН РФ от 07.02.1992 N 2300-1

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

 

ЗАКОН РФ от 20.02.1992 N 2383-1

"О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ"

 

"ПАТЕНТНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

от 23.09.1992 N 3517-1

 

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3520-1

"О  ТОВАРНЫХ  ЗНАКАХ,  ЗНАКАХ  ОБСЛУЖИВАНИЯ  И НАИМЕНОВАНИЯХ  МЕСТ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

 

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3523-1

"О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И

БАЗ ДАННЫХ"

 

ЗАКОН РФ от 27.11.1992 N 4015-1

"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1

"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"

 

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1994 N 60-ФЗ

"О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД"

(принят ГД ФС РФ 10.11.1994)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ

"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 25.01.1995)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.04.1995 N 41-ФЗ

"О   ГОСУДАРСТВЕННОМ  РЕГУЛИРОВАНИИ  ТАРИФОВ  НА  ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ  И

ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 10.03.1995)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1995 N 108-ФЗ

"О РЕКЛАМЕ"

(принят ГД ФС РФ 14.06.1995)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ

"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"

(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 N 157-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

 

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 N 39-ФЗ

"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 N 132-ФЗ

"ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 04.10.1996)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.10.1998 N 164-ФЗ

"О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)"

(принят ГД ФС РФ 11.09.1998)

 

"КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

от 30.04.1999 N 81-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 31.03.1999)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 117-ФЗ

"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"

(принят ГД ФС РФ 04.06.1999)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.2002 N 184-ФЗ

"О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"

(принят ГД ФС РФ 15.12.2002)

 

УКАЗ Президента РФ от 28.02.1995 N 221

"О   МЕРАХ  ПО  УПОРЯДОЧЕНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЦЕН

(ТАРИФОВ)"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.03.1995 N 239

"О МЕРАХ   ПО   УПОРЯДОЧЕНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЦЕН

(ТАРИФОВ)"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025

"ОБ  УТВЕРЖДЕНИИ   ПРАВИЛ   БЫТОВОГО   ОБСЛУЖИВАНИЯ   НАСЕЛЕНИЯ  В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.1998 N 55

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПРАВИЛ  ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ,  ПЕРЕЧНЯ

ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,  НА КОТОРЫЕ  НЕ  РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ТРЕБОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ О БЕЗВОЗМЕЗДНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕМУ НА ПЕРИОД

РЕМОНТА    ИЛИ    ЗАМЕНЫ    АНАЛОГИЧНОГО    ТОВАРА,    И   ПЕРЕЧНЯ

НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ  ТОВАРОВ  НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,  НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ

ВОЗВРАТУ  ИЛИ  ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА,  ФОРМЫ,

ГАБАРИТА, ФАСОНА, РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ"

 

ПРИКАЗ МАП РФ от 13.11.1995 N 147

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПОРЯДКА  РАССМОТРЕНИЯ  ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ"

 

"КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

(Заключена в Париже 20.03.1883)

 

"КОНВЕНЦИЯ    ОРГАНИЗАЦИИ    ОБЪЕДИНЕННЫХ    НАЦИЙ    О  ДОГОВОРАХ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ"

(заключена в Вене 11.04.1980)

(вместе  со  "СТАТУСОМ  КОНВЕНЦИИ  ООН  О  ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ")

 

"МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ "ИНКОТЕРМС"

(публикация Международной торговой палаты 1990 г., N 460)

 

"ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ КОНВЕНЦИЯ"

(Заключена в г. Москве 09.09.1994)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП

"О  ПЕРСПЕКТИВАХ  РАЗВИТИЯ  И ПРАВИЛАХ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ

РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА"

(вместе   с  "ПРАВИЛАМИ  РАЗМЕЩЕНИЯ  СРЕДСТВ  НАРУЖНОЙ  РЕКЛАМЫ  И

ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ")

 

 

 

 



Информация о работе Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты