Маркетинговая деятельность на предприятии: организационная структура управления, разработка маркетинговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.
Для совершенствования маркетинговой деятельности я предлагаю: совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления
Организация маркетинга на предприятии
Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга
Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии
Планирование целей предприятия
Выбор стратегии маркетинга
Планирование программы маркетинга
Бюджет маркетинга
Система маркетингового контроля
Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково"
Общие сведения о деятельности предприятия
Организационная структура управления предприятием
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково»
Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
Анализ сбытовой сети
Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка.
Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления.
Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково»
Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково»
Совершенствование системы управления маркетингом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Очаково.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

       Существующие прямые конкуренты – фирмы, производящие изделия, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».

       Потенциальные конкуренты – это 1). Существующие предприятия, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию, чтобы лучше удовлетворять потребности покупателя и в результате стать прямыми конкурентами; 2). Новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

Работу по данным о фирмах – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Характеристика предприятия ЗАО МПБК "Очаково"

 

 

2.1  Общие сведения о деятельности предприятия

Адрес офиса и производственных подразделений: 121471, г. Москва, ул. Рябиновая, 44

       Президент - Кочетов Алексей Андреевич

       Генеральный директор - Антонов Владимир Михайлович

       Главный инженер - Прудников Евгений Александрович

Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные

(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.

Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.

Организационная структура предприятия : эта информация является секретной.

Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.

Рассмотрим историю создания фирмы "Очаково"

18 декабря 1978 года открылся Моспивзавод, который снабжал пиво Москву и Московскую область. В 1993 году в ходе приватизации Моспивзавод был преобразован в АОЗТ «Моспивкомбинат» , все акции которого было распределены среди трудового коллектива.

В 1996 году АОЗТ «Моспивкомбинат» был преобразован в ЗАО МПБК «Очаково», началась масштабная реконструкция всего производства, на комбинате было установлено оборудование лучших фирм Европы и запущены новые производственные линии. В это же время начинается расширение ассортимента производимой продукции:

Лимонады серии "Ах" - 8 видов:

Колокольчик, Экстро-Ситро, Дюшес, Крем-Сода, Аромат Абрикоса, Байкал, Саяны, Кола, Вино, Коктели, Квас: Очаковский, Окрашенный, Очаковский с хреном, Джин-тоник, Сидр; Пиво: Очаковское оригинальное, Очаковское специальное, Очаковское классическое, Очаковское светлое, Очаковское экстра, Очаковское темное, Столичное.

 

2.2 Организационная структура управления предприятием "Очаково"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ё

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления  ЗАО "Очаково"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

 

Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели является секретной информацией.

Таблица 2.1  - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"

Основные показатели

2010

2011

Откло-нения

Темп роста

Реализовано продукции, т.

-          безалкогольные напитки

-          пиво

 

23512

12039

 

24234

12655

 

722

594

 

103

105

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р.

54648

60548

5900

 

111

Товарная продукция, тыс.р.

18245

18960

715

104

Себестоимость товарной пордукции, тыс.р.

17865

18058

193

101

Среднесписочная численность, чел.

720

750

30

104

Сумма материальных затрат, тыс.р.

12458

23175

10717

186

Затраты на 1 руб. товарной продукции

76,11

74,54

-1,57

98

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

83,21

86,05

2,84

103,4

 

 

 

 

 

 

Основные показатели

2010

2011

Откло-нения

Темп роста

Производительность труда, тыс.р.

203

298

95

147

Прибыль от реализации, тыс.р.

2165

2845

680

131,4

Балансовая прибыль, тыс.р.

15203

24514

9311

161

Рентабельность продаж, %

3,78

4,07

0,29

108

 

Из таблицы видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива   с 2010 г. по 2011 г. на 1316 т. повлияло значительное увеличение  количества новых  потребителей и потребности в данной продукции..

За отчетный период предприятие обновило ассортимент с учетом потребительского спроса.

Реализация  продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на   безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.

Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.

Прибыль отчетного периода по предприятию составила 2845 тыс. р., что на 680 тыс. р. больше соответствующего периода 2010 г.

Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2011 г. составили 86,05 коп., что на 2,84 коп. выше уровня 2010 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ  финансового состояния предприятия "Очаково"

Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних два года.

Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.

 

Статья

На 01.01.10

На 01.01.11

АКТИВ

 

 

         1. Оборотные активы

 

 

          2. Денежные средства и их эквиваленты

117,755

63,102

3.Расчеты с дебиторами

      0,298

      61,371

1.       Запасы и прочие оборотные активы

-

-

2.       Итого по разделу 1

118,053

124,473

3.       2. Внеоборотные активы

 

 

4.       Основные средства

     31,792

      30,067

5.       Прочие внеоборотные активы

-

-

6.       Итого по разделу 2

   31,792

      30,067

7.       Всего активов

   1095,502

    1374,536

                ПАССИВ

 

 

8.       1. Привлеченный капитал

 

 

9.       Краткосрочные пассивы

721,769

857,160

10.   Долгосрочные пассивы

-

-

11.   Итого по разделу 1

721,769

857,160

Собственный капитал

 

 

Уставной капитал

55,970

55,970

Фонды и резервы

-

-

Итого по разделу 2

55,970

55,970

Всего источников

   1095,502

    1374,536

 

Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:

Экономическую результативность управленческой деятельности                     предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:

КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6                                                                                    (2.1)

КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4                                                                                    (2.2)

Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.

Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:

КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4                                                                                                  (2.3)

Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.

3 Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия  ЗАО   "Очаково»

3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»

Проблема качества и  конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства  уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.

Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам (табл. 3.1) относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего  маркетинга.

Главными конкурентами Очаково по выпуску  слабоалкогольной и алкогольной продукции  являются  такие крупные кампании как:

Пивоваренная кампания «Балтика»

Кампания «Афанасий –Дон»

Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 19-23 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 23 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 25 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»

За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку»  приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.

Сегодня, по оценкам  «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня  Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.

Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают  производителей не переоценивать свои возможности.

Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.

Я в этом году проводила исследование на улицах г. Краснодара на предмет выявления потребностей на пивном рынке и в результате у меня получилась следующая картина (более подробно данное исследование освещено в курсовой работе по дисциплине «Поведение потребителей»)

Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».

Рисунок 3.1 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если  товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые  представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии: организационная структура управления, разработка маркетинговых программ