Маркетинг в сфере туризма и отдыха

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы и отдыха.
Для достижения данной цели также необходима постановка ряд задач, а именно: рассмотреть сущность маркетинга в туризме и особенности использования маркетинга туристической сфере.

Содержание

В первой главе Теоретические аспекты маркетинга в туризме рассматриваются следующие вопросы:
Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция.
Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма.
Маркетинговые коммуникации в сфере туризма.
Во второй главе Анализ маркетинговой деятельности на туристском предприятии рассматриваются такие вопросы, как:
Общая оценка предприятия: характеристика
Особенности маркетинговой деятельности в туристском агентстве «Balkan-Express-Obninsk».
В третьей главе Предложения по усовершенствованию маркетинговой деятельности в сфере туризма рассматриваются следующие параграфы:
Усовершенствование маркетинговой деятельности в сфере туризма
Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Balkan-Express-Obninsk»

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

  Московский  Государственный  Университет Путей  Сообщения

  Российская  Академия Путей Сообщения

  К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

  п о   д и с  ц и п л и  н е

  «М  А   Р   К   Е   Т   И   Н   Г»

  н а   т е м  у:

«Маркетинг  в сфере туризма  и отдыха».

  Выполнил:

  Студент группы РЭТ-202

  Рассадников А.Н.

  Проверила:

  Иванова Е.А.

                                           

 
 

Москва  2011

 

П Л А Н

   В первой главе Теоретические аспекты маркетинга в туризме рассматриваются следующие вопросы:

  1. Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция.
  2. Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма.
  3. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма.

   Во  второй главе Анализ маркетинговой деятельности на туристском предприятии рассматриваются такие вопросы, как:

    1. Общая оценка предприятия: характеристика
    2. Особенности маркетинговой деятельности в туристском агентстве «Balkan-Express-Obninsk».

   В третьей главе Предложения по усовершенствованию маркетинговой деятельности в сфере туризма рассматриваются следующие параграфы:

  1. Усовершенствование маркетинговой деятельности в сфере туризма
  2. Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Balkan-Express-Obninsk»
 
 

 

Введение 

     Данная  курсовая работа посвящена рассмотрению темы особенностей маркетинга в сфере туризма и отдыха.

     Данная  тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

     Маркетинг в туризме – это система  управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, которые протекают на мировом туристском рынке.

     При  росте  и  постоянном изменении  туристского рынка конкуренция чрезвычайно  высока.  В  условиях усиления  конкуренции  компании  вынуждены   сосредотачивать   внимание   на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не  делают  этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе  профессионалов  маркетинга,  понимающих  ее  глобальные  проблемы   и способных  реагировать  на  растущие  потребности  потребителей   выработкой творческих  стратегий,  основанных  на  хороших  знаниях   маркетинга.   Для достижения   положительного   маркетингового   эффекта   необходима   тесная координация  маркетинга  различных  организаций   и   предприятий.   Поэтому концепция маркетинга  в  туризме  носит  более  чем  где-либо,  целостный  и всеобъемлющий характер.

     Нужно отметить, что проблемой маркетинга на туристских предприятиях в свое время занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Дурович А.П.; Филип Котлер; Рогов Г.К.; Азар В.И. и другие.

     Степени изученности данной проблемы в настоящее время также следует отметить, зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. в силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт (особенностей), которые даже выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.

     Итак, целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы и отдыха.

     Для достижения данной цели также необходима постановка ряд задач, а именно: рассмотреть сущность маркетинга в туризме и особенности использования маркетинга туристической сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты маркетинга в туризме 

1. Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция

     Слово «маркетинг» заимствовано из английского языка, «маркет» (market) переводится как «рынок», а производное от него слово «маркетинг» (marketing) – «торговая работа на рынке».

     Попытаемся  дать ответы на такие вопросы: что такое маркетинг? Зачем он нужен туристской фирме? Каковы его содержание и концепция?

      Итак, маркетинг – это система управления торгово-производственной деятельностью  туристской фирмы в условиях рыночной экономики1

      Существует  множество других определений маркетинга. Остановимся на наиболее приемлемом определении его главной цели – распознать, идентифицировать и оценить существующий или скрытый спрос на туристские услуги, которые турфирма может предложить потребителю, и направить свои усилия на разработку, производство, продвижение и продажу этих услуг в целях получения оптимальной прибыли.

      Отвечая на вопрос, зачем маркетинг нужен  турфирмам, скажем, что их деятельность в условиях рынка и конкуренции  всегда связана с большим или  меньшим финансовым риском, степень которого особенно возрастает во внешнеэкономической деятельности, в том числе и в области туризма. В наши дни каждое туристское предприятие несет материальную ответственность за собственные убыточные операции. В 1995-2000гг. немало российских турфирм из-за допущенных ошибок в своей работе потерпели финансовый крах и были вынуждены прекратить свою деятельность.

      Вот почему вопрос предпринимательского риска  должен быть в центре внимания любой  туристской фирмы. Снижение степени  этого риска может быть достигнуто только путем максимально точного использования концепции маркетинга.

      Конечно, не только конкурентная борьба на рынке определяет значение маркетинга. Еще более важной целью для турфирмы являются увеличение производства и продажи турпродукта, рост доходов и прибыли, повышение рентабельности.

      Предприниматель не может удержать потребителя туруслуг, если не получает прибыль на инвестированный  капитал и если вновь не вкладывает эту прибыль в производство, чтобы  быть в состоянии удовлетворить  потребности и желания своих клиентов. Таким образом, надо сказать, что маркетинг – это не одноразовое или однозначное действие, или мера, ограниченная какими-то функциональными или временными рамками. Современный маркетинг затрагивает все сферы деятельности каждой туристской фирмы, ее организационные и функциональные структуры, а реализация маркетинговых мер становятся повседневной практикой коллектива турфирмы.

      Говоря  о концепции маркетинга, используются такие понятия, как «маркетинговая позиция», «маркетинговый процесс» и «маркетинговая технология».

      Маркетинговая позиция строится на том, что в условиях рынка и конкуренции спрос определяет предложение. Следовательно, успех предпринимательства зависит от его способности предложить туруслуги в таком количестве и такого качества, в таком месте и по такой цене, которые бы соответствовали действительному и потенциальному спросу.

      Таким образом, исходной позицией маркетинга считается наличие определенного  рынка и потребительского спроса на туруслуги. Есть спрос на туруслуги, значит, фирма может активно разрабатывать маркетинговую стратегию и планы по ее реализации, а если спроса нет, то надо или искать его в другом месте, или перепрофилировать свою производственную деятельность.

     Любая маркетинговая мера может считаться  оправданной, если она исходит из реальной оценки действительного или потенциального спроса.

     Необходимо  также подчеркнуть, что главным  в маркетинге является задача не столько  пассивно следовать за спросом, сколько  активно формировать этот спрос  на основе прогнозирования его развития.

      Маркетинговый процесс – это серия взаимосвязанных мер, которые начинаются с выявления рынка и спроса и включают планирование, разработку, производство, распределение и продажу товаров и услуг потребителям.

      Маркетинговая технология – это управленческие методы, применяемые предпринимателем в процессе выявления и изучения спроса, планирования производства и продажи туруслуг и товаров.

      Иными словами, маркетинг – это система  взаимосвязанных приемов и мер, позволяющих турфирме добиваться положительных результатов на рынке туруслуг.

Также, следует помнить, что в туристском мире успех маркетинга зависит:

  • от комплексного анализа рынка;
  • производства туристского продукта;
  • анализа систем и каналов реализации;
  • рекламы продукта. 
 

    2. Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма

     Туризм  по  своим  основным  характеристикам   не   имеет   каких-либо принципиальных отличий от других форм  хозяйственной  деятельности. Поэтому все  существенные  положения  современного  маркетинга  могут  быть   вполне применены и в туризме.

          В то же время в туризме  есть своя специфика, отличающая  его  не  только от  торговли  товарами, но и от других форм  торговли  услугами.  Здесь   имеет место торговля,  как  услугами, так  и  товарами  (по  оценкам  специалистов, доля услуг в  туризме  составляет  75%,  товаров  –  25%),  а также  особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их  производства, более того, в определенной ситуации.

     В  туризме  результат деятельности сводится к  туристскому продукту.  По  сути,  туристский продукт  – это любая услуга,  удовлетворяющая те  или иные  потребности туристов и подлежащая оплате  с их  стороны2

     К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные,  экскурсионные,  переводческие, бытовые,  коммунальные,   посреднические   и   другие.   В   то   же   время «туристский продукт»  можно  рассматривать  в  узком  и  широком  смысле.

     Туристский  продукт в узком смысле  – это услуги  каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный  продукт,  турпродукт туроператора, транспортное  предприятие  и  так  далее).  В  широком  смысле туристский продукт  – это комплекс  товаров и услуг,  в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней  непосредственное отношение.  

     Основным  туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг,  продаваемый  туристам  в  одном «пакете».

       Туристскому   продукту,    наряду    с    общими    специфическими

характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:

1.  Это   комплекс  услуг  и  товаров,  характеризуемый   сложной   системой

взаимоотношений между различными компонентами.

2. Спрос  на туристские  услуги  чрезвычайно   эластичен  по  отношению   к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

3.  Потребитель,  как  правило,  не  может   увидеть   турпродукт   до   его потребления, а само потребление   в  большинстве  случаев   осуществляется непосредственно  на месте производства туристской услуги.

4. Потребитель  преодолевает расстояние, отделяющее  его от продукта и  места  потребления, а не наоборот.

Информация о работе Маркетинг в сфере туризма и отдыха