Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, сочинение
В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Вызвано это было обострением конкурентной борьбы за клиентов по мере развития финансового рынка и изменений во внешней среде, а также множеством других факторов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Эссе по дисциплине «Маркетинг»
Маркетинг в
банковской сфере
Выполнила
Группа №321
Казань, 2011г
В
сфере услуг банки вторыми
после авиакомпаний обратились к
маркетингу и стали активно использовать
вначале отдельные элементы маркетинга,
а затем и концепцию маркетинга
и стратегического
Маркетинг
в банке можно определить как
стратегию выявления и
Общая
схема организации
Рис.1. Схема
организации маркетинговой деятельности
в банке
Успешно
функционирующая система
Рассмотрим последовательно каждый из основных элементов системы маркетинга.
Специфика маркетинга в
- неосязаемость услуг, их абстрактный
характер;
- непостоянство качества услуг;
- несохраняемость услуг.
Наряду
с перечисленными характеристиками,
присущими всем видам услуг, банковский
продукт имеет свои отличительные
особенности. Во-первых, оказание банковских
услуг связано с использованием
денег в различных формах (наличные,
безналичные деньги и расчеты). Во-вторых,
нематериальные банковские
В-третьих, большинство
- основной продукт (услуга);
- реальный продукт;
- расширенный продукт.
Первый уровень - основной продукт,
или базовый ассортимент:
Второй уровень - реальный продукт,
или текущий ассортимент услуг.
Третий уровень - расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеский, неформальных отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи.
Проблемы сбыта банковских услуг очень специфичны, они не занимают столь большого места в банковском маркетинге, как в промышленности. Для коммерческих банков не существует проблемы недоступности каналов сбыта, так как производство и сбыт банковских услуг совпадают во времени и могут быть локализованы в помещении банка или его отделениях. Поэтому в сбытовой политике банка выделяют два аспекта: пространственный (выбор местоположения и каналов сбыта) и временной (часы работы банка и срочность обслуживания). В общем виде для сбыта банковских услуг возможны следующие каналы:
1. Собственные каналы сбыта - основная
форма сбыта:
- головное отделение банка;
- стационарные и передвижные отделения
банка, филиалы;
- сбыт с использованием автоматизированных
стоек и автоматов.
2. Несобственные каналы сбыта:
- сбыт посредством основания
дочерних фирм, участия в капитале
других банков, страховых компаний,
предприятий жилищного
3. Исследование рынка
Любая
организация, в том числе и
банк, действует в постоянно
Целью анализа рынка является
получение информации о новых
рыночных возможностях, а также
потенциальных проблемах и
Обычно процесс исследования
рынка включает следующие
1. Общие характеристики рынка банковских
услуг.
2. Состояние конкуренции на рынке банковских
услуг.
3. Основные потребители.
4. Тенденции развития внешней среды, неподконтрольные
банку.
Ценовая политика
банка - установление цен на различные
банковские продукты и их изменения в
соответствии с изменением рыночной конъюнктуры.
Объектами ценовой политики банка являются
процентные ставки, тарифы, комиссионные,
премии, скидки, а также минимальный размер
вклада. В маркетинговой деятельности
банка цена выполняет важную функцию:
согласование интересов банка и клиентов.
Особенностью ценообразования в банке
является отсутствие четкой взаимосвязи
потребительной стоимости банковской
услуги и ее цены. Рамки, в которых банк имеет возможность
Возможные
цели маркетинга при ценообразовании:
- обеспечение выживаемости банка (цели,
основанные на существующем положении);
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства на рынке (первенство
перед конкурентами, высокое качество
услуг).
Коммуникационная политика, или политика продвижения банковских услуг на рынок, -система мероприятий по взаимодействию банка с потенциальными потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж банковского продукта. Основные составляющие коммуникационной политики:
Личные продажи - устное предоставление услуги в ходе беседы с потенциальным покупателем. Личные продажи, предполагающие индивидуальное общение работника банка с клиентами, широко распространены в банковском деле. В контакт с клиентами в роли продавцов выступают практически все работники банка.
Банковская реклама. В настоящее время по суммарному объему расходов на рекламу банки ведущих стран занимают 4-е место, уступая производителям автомобилей, торговым фирмам и издательским группам. Основные функции банковской рекламы: формирование доверия клиента к банку (престижная реклама, направленная на формирование репутации и имиджа банка); информирование об ассортименте услуг банка; убеждение в преимуществах рекламируемых услуг; побуждение к приобретению данной услуги у данного банка.
Стимулирующие мероприятия – деятельность по использованию многообразных средств кратковременного побудительного воздействия. Стимулирующие мероприятия призваны поддерживать остальные средства коммуникационной политики с целью облегчить и ускорить продажу услуг. Обычно они делятся на две группы: направленные на персонал и направленные на клиентов. Стимулирующие мероприятия обычно дополняют рекламу и приводят к краткосрочному росту продаж услуг.
Паблик рилейшнз (ПР) - планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью. В основе ПР лежит умение и желание наладить обоюдною выгодную связь с общественностью. ПР - это и наука, и стиль работы, а главное - образ мышления.
Маркетинг
является одной из управленческих функций
банка, призванной содействовать сбыту
банковских продуктов путем организации
изучения рынка, проведения рекламной
политики и собственно продажи продукции.
Эти задачи маркетинга реализуются
на уровне среднего звена управления
банком - отдела маркетинга. Между тем у
маркетинга есть и другая сторона, связанная
с разработкой стратегии развития организации.
С одной стороны маркетинг - это комплекс
взаимосвязанных элементов, определяющих
правила работы организации на рынке.
С другой стороны, маркетинг - это концепция
управления организацией, философия бизнеса. Эта
концепция является полной противоположностью
сбытового подхода. Она заключается в
том, чтобы предлагать клиентам именно
то, что требуется в данный момент на рынке.