Маркетинг региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:01, лекция

Описание работы

В работе дается ответ на вопрос: Как приходят к осознанию необходимости маркетинга региона. Рассматриваются целевые рынки покупателей услуг территории. Приводится позиционирования регионов, стратегия и тактика маркетинга региона, организация регионального маркетинга.

Работа содержит 1 файл

позиционирование региона.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
Территория Высказывание
Испания Восходящая  звезда Европейского экономического сообщества
Берлин Столица новой Европы
Атланта Центр нового американского Юга
Коста-Рика Самая стабильная демократия Латинской Америки
Москва Деловой, научный, туристический центр России
Ростовскаяобласть Ворота  Кавказа
Нижний  Новгород Третья  столица, карман России
Пальма  де Мальорка Солнечная альтернатива Британским островам
Таиланд Туристический рай Дальнего Востока
 
 

Рисунок 4. Примеры позиционирования имиджа

Имидж региона, как и другой территории, может  быть не только охарактеризован словесно, но измерен. Для этого используются, как правило социологические методы исследований, с привлечением технологий семантики. После того, как был осуществлен выбор целевой групп (потенциальных потребителей территории, среди представителей определившихся групп проводятся замеры степени знакомости, популярности места, выявляются наиболее значимые критерии сопоставления мест, а затем проводится собственно сравнительная оценка конкурирующих территорий.

Измерение знакомости осуществляется по 7-9-балльной шкале, начиная от "очень хорошо знаю" до "никогда не слышал(а)".

Так, по 9-балльной шкале, использованной автором в  двух группах респондентов - среди  представителей региональных и местных  администраций (слушателей РАГС при  Президенте РФ) и среди студентов дневного отделения экономического факультета ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, были получены следующие оценки знакомости для них трех городов России: Москва - 8 баллов ("хорошо знаю"), Екатеринбург - 4 балла ("достаточно наслышан"), Мичуринск - 2 балла ("кое-что слышал(а), но не представляю").

Дальнейшее  обследование мнений членов групп респондентов показало: если пытаться сопоставить  мнения по территориям с таким  большим разбросом значений уровня знакомости, то респонденты в целом  оказывают предпочтение хорошо знакомым территориям. Что касается критериев, по которым знакомые территории их не удовлетворяют, респонденты склонны делать предположение, что в малознакомых для них территориях дела обстоят несколько лучше.

Более правильно  выяснять и сравнивать мнения респондентов только о тех территориях, которые им относительно знакомы. В таком случае, можно предложить им самим сформулировать, выбрать критерии или предложить им уже готовые. В любом случае желательно предварительно оценить их по значимости для аудитории. Затем следует процедура измерения отношений по наиболее значимым критериям с использованием методики семантического дифференциала (автор Н.Хомский) по шкале "весьма благоприятный" - "весьма неблагоприятный".

Вот какой  несколько забавный образ города-региона Москвы получился по результатам обследования группы студентов ИМПЭ. Москва, по их мнению, это - старый богатый греховодник (именно мужского рода - А.П.), большой, шумный, переменчивый и интересный. Очень деловой, но грязный, к тому же скорее враждебен и весьма опасен, потому что очень криминален, хотя и не чужд романтике. Его сложный и не гармоничный, конфликтный характер отчетливо проступает на очень знакомом и неповторимом, отчасти милом, хотя и не очень естественном лице.

По результатам исследования можно делать выводы в отношении необходимых мероприятий как по популяризации имиджа региона, так и по его коррекции.

Маркетинг достопримечательностей, развлечений дополняет маркетинг имиджа. Территория использует при это или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря, горы), или историческое наследие (музеи, памятники архитектуры, храмы), или известные личности, или объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки).

Чем более  индивидуальны и известны будут достопримечательности, тем лучше. Стратегии достопримечательностей, далее, различаются в зависимости от того, много или мало их имеется, сколько дней обычно надо для их осмотра. Но любая достопримечательность территории не может быть единственным объектом внимания в региональном маркетинге. Комплексное оформление территории как единого целого повышает ее привлекательность и уникальность, эстетические достоинства. Но если у региона нет своих достопримечательностей, их, безусловно, надо создавать.

Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим и в долгосрочном плане наиболее стабилизирующим элементом маркетинга региона, поскольку сама инфраструктура - его несущий каркас и фундамент одновременно. Надежное энергоснабжение, хорошее образование, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, безопасность на улицах - признаки достаточно поддерживаемой инфраструктуры. Её наличие еще не гарантирует регионального роста, но ее отсутствие или плохое состояние делает такой рост невозможным.

Маркетинг персонала, работа с людьми - жителями территории, объединениями и союзами граждан, политиками, работа с общественностью - ставит целью обеспечение поддержки маркетинговой активности региона изнутри его. Задача заключается, с одной стороны, в формировании местного патриотизма, с другой - в формировании и поддержании доброжелательной мотивации внутри региона по отношению к инорегиональным жителям и структурам, к их привлечению в регион. Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях, предпринимателях какой-либо другой территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты по другим направлениям маркетинга региона. Иными словами, настроение жителей - это тоже важная часть региона как товарного продукта. Примеры конкретных мероприятий в рамках тех или иных стратегических выборов представлены в таблице (рис. 5).

Стратегические  направления Мероприятие (место проведения)
Маркетинг имиджа Эйфелева башня (Париж), собор Василия Блаженного (Москва), Адмиралтейство (Санкт-Петербург)
Гастроли  Большого театра (Москва)
Проведение  ежегодно чемпионата мира по какому-либо виду спорта (Рурская область, Германия)
Маркетинг инфраструктуры Улучшение и  поддержка системы образования (Цинциннати, США)
Строительство метро (Нижний Новгород)
Перестройка работы полиции по принципу "Total Quality Management" (Мэдисон, США)
Планировка  городской территории (повсеместно)
Маркетинг достопримечательностей Реконструкция Нижегородского кремля и Чкаловской лестницы (Нижний Новгород)
Недели  света (Эссен)
Открытие  аквапарка (Ростов-на-Дону)
Проведение  Дней Пушкина (Михайловское)
Карнавал (Кёльн)
Поддержка граждан Обучение обслуживающего персонала гостиниц, таксистов и  т.д. (Англия)
Кампания  по улучшению обслуживания иностранных  покупателей(Париж)
Реклама Рассылка приглашений на День города (Нижний Новгород)
Рекламная кампания нового порта (Ейск)
Сувениры  с региональной символикой (повсеместно)
Наружная  реклама "Добро пожаловать в Ваш  город ЭКСПО 2000"(Ганновер)

Рисунок 5. Примеры мероприятий  основных разделов плана маркетинга 

Организация РМ

Уже сама сфера  производства часто вынуждена учитывать  региональные особенности своего рынка. Крупные предприятия и особенно корпорации сами строят свои маркетинговые  службы по региональному признаку, стремясь добиться от своих "белых воротничков" максимальной адаптированности к запросам целевых региональных рынков. Возможный вариант региональной структуры службы маркетинга крупного предприятия, локализованного в России, представлен на рисунке 6.

В администрациях региона, города маркетинговый подход может быть реализован практически всеми подразделениями по закрепленным за ним функциям: экономики, транспорта, образования, туризма и др. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные палаты, региональные антимонопольные управления, центры содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора (Public-Private-Partnership). Ряд регионов России уже начинает осмысливать необходимость создания специализированных, профессиональных региональных, городских служб (центров) маркетинга.

 
Рисунок 6. Вариант  региональной структуры  службы маркетинга предприятия

Организационно-правовые формы и статус, связанные с  ними источники финансовых средств таких организаций могут быть различны. По своей форме это может быть, например: структурное подразделение при администрации региона; акционерное общество с участием региональной администрации; независимая, но пользующаяся поддержкой администрации организация. Учредителями могут быть органы исполнительной или представительной власти, предприятия, организации, банки независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы и организации, объединяющие предприятия и предпринимателей по отраслевому или региональному признаку (ассоциации, союзы), а также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В некоторых  регионах, в частности, такую роль пытаются взять на себя отдельные  частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь - последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов.

В качестве основных направлений деятельности центра регионального маркетинга могут  быть рекомендованы следующие.

А. Направления  деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории.

  • Создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов.
  • Организация, проведение и координация маркетинговых исследований.
  • Анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам маркетинга, мониторинг ее соблюдения и выработка рекомендаций по ее использованию.
  • Реализация маркетингового подхода в форме предложений и проектов, способствующих его развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти.
  • Организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок.
  • Выпуск информационно-рекламных материалов.

Б. Направления  деятельности в русле маркетинга территорий.

  • Разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом.
  • Коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей территории по реализации и воспроизводству таких ресурсов.
  • Организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межреги-ональных (межтерриториальных) программ, а также размещению государственных и иных заказов в регионе.
  • Сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.

В. Направления  деятельности в русле маркетинга на территории.

  • Содействие организации и работе служб маркетинга на предприятиях и в организациях региона.
  • Распространение и развитие в регионе маркетингового образования и опыта.
  • Маркетинг идей по решению актуальных проблем развития территории, рыночной и социальной инфраструктуры и т.п.
  • Организация конкурсов, тендеров на участие территориальных субъектов в региональных проектах и программах, а также в программах вышестоящих уровней.
  • Маркетинговая поддержка мелкого и среднего бизнеса.
  • Содействие органам местного самоуправления.
  • Антимаркетинг социально непрестижных в регионе товаров и идей.

Информация о работе Маркетинг региона