Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:06, доклад

Описание работы

Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале.
Задача маркетинга персонала (или “персонал-маркетинга”) – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.

Работа содержит 1 файл

персонал маркетинг.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

   Маркетинг персонала

    Маркетинг  персонала – вид управленческой  деятельности, направленной на определение  и покрытие потребности в персонале.

    Задача  маркетинга персонала (или “персонал-маркетинга”)  – владеть ситуацией на рынке  труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.

    Маркетинговая  деятельность в области персонала  представляет собой комплекс  взаимосвязанных этапов по формированию  и реализации плана персонал-маркетинга. Общая методология маркетинга  персонала базируется на основных положениях теории “производственного” маркетинга.

    Выбор  и анализ источников информации  по маркетинговой деятельности

    Анализ  внешних и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой  деятельности

    Разработка  мероприятий по направлениям персонал-маркетинга

    Формирование  плана персонал-маркетинга и его  реализация

    Исходную  информацию для определения направлений  маркетинговой деятельности, формирования  плана персонал-маркетинга и мероприятий  по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ – отправная точка маркетинговой деятельности.

    Под  внешними факторами понимаются  условия, которые организация  как субъект управления, как правило,  не может изменить, но должна  учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.

    К  внешним факторам, определяющим  содержание персонал-маркетинга, можно  отнести следующие факторы, представленные  в таблице 3.

    Таблица  3. Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала

    Наименование  фактора Характеристика фактора

    Ситуация  на рынке труда Определяется  общеэкономическими, демографическими  процессами, уровнем безработицы  в заданном временном промежутке, структурой резервной армии труда и т.д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют два основных понятия, фактическое выражение которых является предметом анализа в персонал-маркетинге: спрос на персонал, его количественная структура, предложение в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т.д.)

    Развитие  технологии Определяет изменение  характера и содержания труда,  его предметной направленности, что в свою очередь формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала

    Особенности  социальных потребностей Учет  данного фактора позволяет представить  структуру мотивационного ядра  потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений

    Развитие  законодательства При решении  вопросов персонал-маркетинга следует  учитывать вопросы трудового  законодательства, его возможного  изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.

    Кадровая  политика организаций-конкурентов  Изучение форм и методов работы  с кадрами в организациях-конкурентах  с целью выработки собственной  стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики

    Перечисленные  выше факторы по отношению  к организации являются внешними, т.е. в значительной степени  не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как  внешнюю среду организации в  области персонал-маркетинга. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

    Под  внутренними факторами понимаются  такие, которые в значительной  степени поддаются управляющему  воздействию со стороны организации.  Основные внутренние факторы представлены в таблице 4.

    Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала. Персонал-маркетинг – это комплекс мероприятий по отбору специфического “товара” – кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации. 

    Таблица  4. Внутренние факторы, определяющие  направления маркетинга персонала

    Наименование  фактора Характеристика фактора

    Цели  организации Этот фактор можно  считать общим для "производственного"  маркетинга и персонал-маркетинга. Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала

    Финансовые  ресурсы Точная оценка потребности  и возможностей организации в  финансировании мероприятий по  управлению персоналом определяет  выбор альтернативных или компромиссных  вариантов в области планирования  потребности в персонале, ее  покрытия, использования кадров, их подготовки и переподготовки т.п.

    Кадровый  потенциал организации Данный  фактор распространяется как  на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом  в целом. Он связан с оценкой  возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга

    Источники  покрытия кадровой потребности  Данный фактор можно рассматривать  как внутренний с точки зрения  возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологии и т.д.

    Основные  направления персонал-маркетинга можно определить по аналогии с общим (“производственным”) маркетингом. Такими направлениями персонал-маркетинга являются:

    разработка  требований к персоналу; определение  потребности в персонале;

    расчет  плановых затрат на приобретение  и дальнейшее использование персонала;

    выбор  путей покрытия потребности в  персонале.

    Разработка  требований к персоналу производится  на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа  требований к должностям и  рабочим местам. Разработка требований  к персоналу заключается в формировании качественных характеристик персонала: способностей, мотиваций и свойств.

    УСЛОВИЯ  ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА

    Применение  маркетинга начинается с определения  целей и разработки стратегии  предприятия на основе маркетингового  анализа ситуации. Маркетинг охватывает предприятие, его ближайшее окружение – рынок и макросреду. По сути, любая деятельность предприятия может направляться и координироваться маркетингом. Такой подход требует полной интеграции маркетинга на предприятии.

    Практический аспект применения маркетинга выглядит иначе. Маркетинг далеко не всегда существует на предприятии в интегрированном виде. Часто его функции распределены, не связаны в комплекс. Предприятие может уделять маркетингу минимум внимания, не признавать его существования. Тем не менее, предприятие, взаимодействующее с рынком, применяет методы и подходы маркетинга. Область маркетинга характеризуется быстрым устареванием идей и концепций, вызванным изменениями рыночной ситуации. Для предприятий же характерна инерционность: маркетинговые стратегии, принятые вчера, применяются и сегодня, часто не оправдывая своего назначения.

    Своевременная  коррекция маркетинговых стратегий  обеспечивает значительную экономию  средств за счет сокращения  непроизводительных расходов и  повышения отдачи от рынка.

    Если  уж строить маркетинг, то по  полной программе, чтобы он  обеспечивал и исследование рынка,  и рекламу, и ценообразование,  и управление сбытом, и все  контрольные функции сразу.

Информация о работе Маркетинг персонала