Маркетинг: эволюция, основные определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МАРКЕТИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
1.1 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА 6
1.2 ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ? 7
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, МАРКЕТИНГА 12
2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА 12
2.2 СОСТОЯНИЯ СПРОСА И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЭТИМ СОСТОЯНИЯМ 14
2.2.1 Отрицательный спрос 14
2.2.2 Отсутствие спроса 14
2.2.3 Скрытый спрос 14
2.2.4 Падающий спрос 15
2.2.5 Нерегулярный спрос 15
2.2.6 Полноценный спрос 15
2.2.7 Чрезмерный спрос 16
2.2.8 Нерациональный спрос 16
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ МАРКЕТИНГА 17
3.1 СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА 17
3.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 19
3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31

Работа содержит 1 файл

marketing.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Качественные  цели в основном, связаны с имиджем, престижем фирмы, издержками и спонсированием общественных организаций и мероприятий.

      Здоровый хозяйственный портфель включает в себя все производства, входящие в состав фирмы и выпускающие рентабельные товары и услуги, необходимые потребителю.

      Стратегия роста  представляет собой глобальные направления деятельности и требует  конкретизации через планирование маркетинга. Основные направления возможностей роста представлены в таблице 1.

Таблица 1.

    Виды  роста

    Интенсивный рост Интеграционный  рост Диверсификационный  рост
    1. Глубокое  внедрение на рынок Регрессивная  интеграция 1. Вертикальная  диверсификация
    2. Расширение  границ рынка Прогрессивная интеграция 2. Горизонтальная  диверсификация
    3. Совершенствование  товара Горизонтальная  интеграция 3. Конгломератная  диверсификация

     

      Интенсивный рост используется тогда, когда фирма  не до конца использовала возможности, присущие ее нынешним товарам и рынкам.

      Интеграционный  рост оправдан в тех случаях, когда  у сферы деятельности прочные  позиции и/или когда фирма может  получить дополнительные заказы за счет перемещения в рамках отрасли  назад, вперед или по горизонтали.

      Регрессивная  интеграция наблюдается тогда, когда  фирма предпринимает попытки  заполучить во владение или поставить  под более жесткий контроль своих  поставщиков.

      Прогрессивная интеграция имеет место тогда, когда  фирма ставит под жесткий контроль систему распределения.

      Горизонтальная  интеграция находит выражение в  объединении с предприятиями- конкурентами или в проведении по отношению  к ним жесткого контроля.

      Планирование  маркетинга включает в себя систему  мероприятий, необходимых для достижения тех или иных целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции.

      План  маркетинга – это разработка правил игры, которым должна следовать фирма, если она надеется достичь успеха и процветания на рынке. Он включает в себя следующие разделы:

  • краткое описание важнейших результатов или состояния проблемы;
  • ситуационный анализ внешней и внутренней среды маркетинга;
  • постановка целей маркетинга;
  • формирование маркетинговых мероприятий;
  • определение затрат на маркетинг;
  • контроль выполнения плана маркетинга.

      В зависимости от длительности срока  действия различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы  маркетинга.

      Краткосрочные планы разрабатываются на период до одного года. оним имеют установленные цели и мероприятия по их достижению.

      Среднесрочные планы разрабатываются на период от одного года до пяти лет. Они базируются на краткосрочных планах маркетинга и на использовании перспектив развития рынка и инвестиций.

      Долгосрочные планы разрабатываются на период более пяти лет. Основой для них являются прогнозы и анализ жизненных циклов существующих на рынке товаров.

      Основными требованиями для всех видов планов маркетинга является их реальность, достижимость, возможность выражения в количественных величинах и осуществление их согласования и интеграции.

      Для определения реалистичности целей  маркетинга проводится ситуационный анализ, основными этапами которого являются:

  • анализ окружающей среды;
  • анализ потенциала или возможностей предприятия;
  • анализ перспектив развития деятельности фирмы.

      Ситуационный  анализ охватывает, в частности, следующие  характеристики: оборот, сбыт, емкость  и долю рынка, затраты, величину покрытия, характер конкуренции. Данный анализ проводится по видам продукта, товарным группам, отраслям и рынкам. В рамках ситуационного анализа рекомендуется проводить отраслевой анализ, анализ конкуренции и анализ поставщиков.

      Для достижения сформулированных целей  разрабатывают стратегию маркетинга. Стратегия маркетинга – это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Она включает главные направления маркетинговой деятельности и инструментарий комплекса маркетинга.

      Комплекс  маркетинга – это набор поддающихся  контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Она включает в себя товар, цену, методы распределения и стимулирования сбыта.

      Современная концепция маркетинга рассматривает  два основных типа стратегии: концентрированного и дифференцированного маркетинга. В рамках основных типов стратегии  могут разрабатываться более  конкретные, частные стратегии, которые различаются в зависимости от привлекательности целевого рынка, конкурентоспособности фирмы, конкурентной силы рынка и т.д.

      Тактика маркетинга в отличие от стратегии  отражает конъюнктурные условия  и принципы формирования и удовлетворения спроса потребителей на имеющуюся продукцию фирмы. Она связана с разработкой и реализацией целей рынка на конкретном рынке и по конкретной номенклатуре товаров в заданный отрезок времени.

      План  маркетинга, выраженный в натуральных  и денежных единицах, представляет бюджет маркетинга. Основой разработки бюджета является объем сбыта. При распределении затрат на маркетинг необходимо придерживаться принципа распределения издержек по видам деятельности, какая часть этой деятельности может быть отнесена на маркетинг, производство, сбыт и обслуживание. Маркетинговые издержки необходимо рассматривать не как накладные расходы, а как часть издержек, связанные с реализацией товара, подобно производственным затратам. К маркетинговым расходам необходимо относиться как к инвестициям, которые должны окупаться, а не просто переноситься на товар в течение текущего года.

      До  настоящего времени не разработано  унифицированная методика составления  бюджета. Каждая фирма использует свой подход к определению статей бюджета  на маркетинг.

      Существуют  различные методики составления  бюджета.

  • методика «снизу-вверх» характеризуется тем, что бюджет разрабатывается рядовым руководителем, а затем передается на утверждение руководителям более высокого уровня;
  • методика «снизу-вверх/сверху-вниз» предполагает, что первоначальные рекомендации по составлению бюджета рядовых руководителей перед их утверждением тщательно проверяются и корректируются руководителями высшего звена;
  • методика «сверху-вниз/снизу-вверх» основывается на том, что бюджетные ограничения производятся руководителями высшего звена, а затем постатейные бюджеты с учетом этих ограничений вновь передаются рядовым руководителям.

      Для расчета бюджета маркетинга в  рамках каждой методики могут применяться  следующие способы:

    1. способ финансирования «от возможностей» Он характерен для фирм, применяющих производственную концепцию маркетинга;
    2. способ фиксированного процента. Его устанавливают обычно от объема продаж;
    3. способ «ориентации на конкурента» предполагает учет затрат на маркетинг у своих конкурентов;
    4. способ, ориентированный на цели и задачи фирмы;
    5. способ, исходящий из планируемых мероприятий по всему комплексу маркетинга.

      Специалисты в области маркетинга предлагают руководствоваться принципом «экономь на всем, но только не на маркетинге».

3.3 Организация маркетинга

      Организация маркетинга включает в себя построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов по маркетингу и  распределения между ними задач, прав и ответственности; создание условий  для эффективной работы; налаживание  эффективности взаимодействия служб маркетинга с другими отделами предприятия.

      В развитии внутрифирменной системы  маркетинга можно выделить шесть  этапов. Для первого этапа характерно наличие отделов сбыта, которым  руководит вице-президент по сбыту (начальник). На втором этапе происходит расширение фирмы. Появление в рамках отдела сбыта менеджеров по маркетинговым исследованиям и рекламе. Третий этап характеризуется тем, что на ряду с отделом сбыта появляется отдел маркетинга, который занимается маркетинговыми исследованиями, рекламой, разработкой новых товаров и стимулированием сбыта, но средств на эти цели выделяется мало. У отдела маркетинга появляется свое руководство. На четвертом этапе у отдела маркетинга появляются новые функции: определять целевые возможности, составлять стратегии и программу маркетинга. На этом этапе появляются конфликты между начальниками отдела сбыта и отдела маркетинга, вызванные непрофессиональным на их взгляд распределением денежных средств между отделами. Они завершаются тем, что назначается единый руководитель по маркетингу и сбыту. Пятый этап характеризуется тем, что на первом месте отдела маркетинга и сбыта ставиться потребитель и его нужды. Если все работники данной фирмы поймут, что своими рабочими местами они обязаны покупателям, выбирающим их товары, то можно говорить об эффективной маркетинговой компании руководство по маркетингу. Шестой этап сопровождается изменением организационной структуры отделов, связанным с удовлетворением нужд потребителей: организацию «по отделам» все чаще считают препятствием для выполнения основных функций бизнеса, таких как создание новых продуктов, приобретение и удержание покупателей.

      В настоящее время существует много  самых различных организационных  структур управления маркетингом. Наиболее часто используются следующие формы организации работы подразделения маркетинга:

  • функциональная структура управления, предполагающая организацию деятельности специалистов, исходя из функций маркетинга (см Рис 1. Приложение 1);
  • географическая структура, предусматривающая группировку специалистов по маркетингу, в первую очередь бытовиков, по отдельным географическим регионам (см Рис 2. Приложение 1). Такая организация позволяет бытовикам жить в регионе, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды;
  • товарная структура управления, основанная на распределении ответственности маркетологов за товары и группы товаров, выпускаемые фирмой. Она используется в случае выпуска фирмой многономенклатурной продукции, сильно отличающейся друг от друга;
  • рыночная структура управления, применяется в тех фирмах, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения со стороны потребителя, а товары требуют специфического обслуживания (см Рис 3. Приложение 1).

     Для каждого рынка вырабатывается своя стратегия.

     На  практике широкое распространение  получают комбинации указанных принципов  организации, а именно: функционально-продуктовая, функционально-рыночная, продуктово - рыночная и функционально – продуктово - рыночная структуры управления маркетингом. Матричную организационную структуру можно показать в виде схемы (Рис 4. Приложение 1).

     Организационные структуры служб маркетинга должны удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются:

  • единство целей;
  • малое количество целей;
  • создание условий для развития интегрированного маркетинга на предприятии;
  • единое подчинение, т.е. служащий должен выполнять указания только одного начальника;
  • обеспечение развития творчества и инвистиционной деятельности сотрудников.

      Организационные структуры могут быть двух типов:

  • «жесткие» (механистические), эффективные в условиях стабильной внешней среды. Они имеют следующие особенности: круг обязанностей работников четко определен; усилена централизация и специализация власти; действует множество формальных инструкций; налажен контроль.
  • мягкие, более приспособленные к изменчивой среде. В них преобладает децентрализация полномочий и творческий характер работы сотрудников. 

Информация о работе Маркетинг: эволюция, основные определения