Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:36, лекция
Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» и в буквальном смысле слова означает рыночную деятельность. Маркетинг на всех этапах развития мировой экономики был и остаётся философией бизнеса. В современной концепции маркетинга его ключевыми словами являются нужда, потребность, товар, рынок.
Тема 1.
Маркетинг и основные
его концепции
Термин
«маркетинг» происходит от английского
слова «market» и в буквальном смысле слова
означает рыночную
деятельность. Маркетинг на всех этапах
развития мировой экономики был и остаётся
философией бизнеса. В современной концепции
маркетинга его ключевыми словами являются
нужда, потребность,
товар, рынок.
Нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму, в зависимости от уровня культуры и особенностей личности человека.
Задача маркетологов состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей.
Товары – это продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложенная рынку для продажи или обмена. В теории маркетинга товар рассматривается как средство, при помощи которого можно удовлетворять конкретные потребности.
Основными составляющими товара являются:
- набор физических и потребительских свойств;
- сопутствующие товары;
- марочное название;
- качественная упаковка;
- сопутствующие услуги;
- гарантии.
В экономической литературе рынок обычно определяется как сфера потенциальных обменов, совершаемых в соответствии с объективно обусловленными законами развития общества. Такое абстрактное определение рынка в теории маркетинга практически не применяется. Рынок должен быть конкретен и иметь вполне определённые характеризующие его параметры (месторасположение, размер, ёмкость) . Рынок наиболее часто определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединённых либо географическим положением, либо потребностями, породившими соответствующий спрос.
Основные виды рынков:
- потребительский рынок (определяют лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления);
- рынок производителей (составляют организации и предприятия, приобретающие товары и услуги для их дальнейшего использования в процессе производства);
- посреднический рынок (предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения определённой прибыли);
- рынок государственных учреждений (государственные организации, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций);
- международный рынок (все покупатели товаров и услуг, находящиеся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения).
С
учётом соотношения между предложением
и спросом на данный товар говорят
о «рынке продавца» и «рынке
покупателя».
Маркетинг как вид человеческой деятельности
Маркетинг – деятельность, осуществляемая в целях достижения наиболее эффективных обменов для удовлетворения конкретных нужд и потребностей.
Маркетинг как вид деятельности прежде всего предполагает (т.е. функции маркетинга):
- полное выявление нужд и потребностей покупателей;
- разработку
и изготовление такого
- установление
цен, приемлемых для
- доставку
произведённых товаров в
- продвижение
товара, включая рекламу, личную
продажу, стимулирование
- организацию
сервисного обслуживания.
Ценность
и значимость каждого из этих видов
деятельности имеет своё наибольшее
значение тогда, когда они рассматриваются
и осуществляются в единстве и
целостности. В таком случае говорят
о реализации концепции
маркетинга. Предприниматель,
использующий концепцию
маркетинга, считает, что знает нужды
и потребности потребителей его продукции
и обеспечивает их удовлетворение наиболее
эффективно, чем это делают его конкуренты.
Современная концепция маркетинга включает три основные задачи, исследование и разработка которых составляют основу успешной реализации продукции:
- ориентация на потребителя (его нужды, запрос, вкусы и т.п.);
- подход
к маркетингу как к
- ориентация
на прибыль как конечный
Наряду с концепцией маркетинга существуют и другие концепции осуществления предпринимательской деятельности. Основными из них являются: