Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности, который увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Он влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии для выявления запросов и желаний реальных и/или потенциальных покупателей, для обнаружения эффективных средств управления рынком.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
Кафедра теории, истории
и педагогики искусства
Реферат на тему
«Маркетинг, его сущность, принципы и цели»
Специальность 071301 «Народное художественное творчество»
Выполнил (а):
Студент(ка) 2 курса
заочной формы обучения
Института искусств
Трушина Ксения Вячеславовна
Проверил преподаватель:
Зав. кафедрой:
док. пед. наук, профессор
Рахимбаева И.Э.
Саратов 2012
Введение
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности, который увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Он влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии для выявления запросов и желаний реальных и/или потенциальных покупателей, для обнаружения эффективных средств управления рынком.
Актуальность темы. В процессе интенсивного развития экономики и постоянно повышающейся роли малых и средних предприятий с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей, увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений.
Как показывает практика, актуальность маркетинговых исследований определяется возрастающей ролью маркетинга в жизни человека, а именно:
Маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка. Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей.1
Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф.Котлер, который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах. Отечественные авторы Е.П. Голубков, А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку.2 На взгляд автора, более правильна точка зрения И.К. Белявского, согласно которой сущность маркетинговых исследований заключается в проведении любой комплексной системы исследовательской деятельности, направленной на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга, а именно – в изучении и анализе предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов и других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка. Маркетинговое исследование, продолжая быть составной частью маркетинга, образует самостоятельное научно-практическое направление.
Множество целей, которые ставят перед собой маркетологи при проведении маркетингового исследования можно разбить на четыре идентифицируемые группы:
1) поисковые - предусматривающие
сбор дополнительной
2) описательные - предполагающие детальное
описание отдельных факторов
и явлений, а также их
3) экспериментальные – состоящие
в проверке маркетинговых
4) оправдательные – призванные подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.3
Цели маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии.4
Наглядно задачи можно представить в виде графической схемы.
Схема 1.1.
Проведение маркетингового исследования
целесообразно в следующих
В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. знания и сведения о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга.
Маркетинговая информация
– это систематизированный
Маркетинг сам стимулирует потребность в информации и охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению данных. Наличие информации – средство уменьшения неопределенности, свойственной стохастическим процессам рынка.
Маркетинговая информация позволяет предприятию:
В маркетинговом исследовании, в соответствии с различными целями, его проведением и возможностями исследования методов сбора информации, выделяют следующие виды маркетинговой информации:
По характеру маркетинговую информацию разделяют на:
1. Количественная – отвечает на вопросы “кто?” и “сколько?”. Это, как правило, цифры, статистика.
2. Качественная – отвечает
на вопросы “как?” и ”почему?”.
По срочности маркетинговую информацию подразделяют на:
1. Оперативная – это срочная информация, которая применяется в оперативном исследовании для неотложного использования. Например, информация о текущих предпочтениях посетителей супермаркета.
2. Стратегическая –
это среднесрочная и
По месту получения маркетинговую информацию делят на:
1. Внутренняя - находится
внутри компании. К ней относятся
все файлы, папки с
2. Внешняя – находится за рамками компании. Это информация из внешней среды: газеты, справочники, сайты, мнение потребителей и т.д.
По способу получения маркетинговую информацию разделяют на:
1. Первичная – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника в результате специально проведенных для решения конкретных проблем полевых исследований.
Недостатки – большое время на сбор и обработку; дороговизна.
Достоинства – сбор в соответствии с точно поставленной целью; результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов; известна надежность.
2. Вторичная - информация об объекте исследования, собранная ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Применяется при проведении кабинетных исследований.
Недостатки – неполнота; устареваемость; невозможно оценить достоверность.
Достоинства – возможность сопоставления информации из нескольких источников; дешевизна; быстрота получения
Заключение
Можно сказать, что маркетинговое исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует в текущем информационном массиве. Управление процессом маркетингового исследования предполагает: постановку задач маркетингового исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета. Успешное проведение исследования требует тесного контакта между исследовательским коллективом и руководством фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования.
Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.
В основе маркетингового
исследования лежит информация, т.е.
знания и сведения о рынке и
рыночной деятельности. Маркетинг сам
стимулирует потребность в
1 Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс,2009.
2 Годин А.М., Маркетинг. Москва 2008.
3 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.
4 Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001.
5 Годин А.М., Маркетинг. Москва 2008.
6 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.
7 Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс,2009
Информация о работе Маркетинг, его сущность, принципы и цели