Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5
История и причины развития лизинга……………………………………..5
Понятие и значение лизинга………………………………………………..8
Формы и виды лизинга…………………………………………………….11
Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14
Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..17
Рынок лизинга в России……………………………………………………….23
Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….23
Меры государственной поддержки……………………………………….27
Перспективы развития……………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Что же касается судьбы налога
на добавленную стоимость в
Ясно, что это положение относится, прежде всего, к производственным предприятиям. Лизинговые компании к числу таковых не относятся. Это – посреднические организации, занимающиеся оказанием определённых услуг лизингополучателям.
Приходится ещё и ещё раз повторять, что стоимость самого оборудования, компенсируемая в лизинговых платежах амортизационными отчислениями, никакого отношению к добавленной стоимости не имеет и налогом на добавленную стоимость облагаться не должна. Не являются добавленной стоимостью и проценты за кредит и страховые взносы и тем более различные налоги (на имущество, на пользователей автомобильных дорог).
Следовательно, если мы хотим
действительно содействовать
Существуют и другие различия между Федеральным законом «О лизинге» и новым Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», которые отражены в таблице 2.
Следовательно, можно
сделать вывод о том, что интересы
развития экономики страны, преодоления
инвестиционного кризиса
2. рынок лизинга в России
2.1.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Сегодня производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов, уже на 60-70%, через три года ожидается их массовое выбытие на 25%, а к 2006г. – 50%. 6
Ещё хуже положение
в отдельных отраслях
Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой? Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн рублей и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту-204/214 и Ил-96. 7 А 16 апреля 2002 года на совещании председателя правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает.8 Как уточнил заместитель главы Росавиакосмоса Станислав Рынкевич, на эту схему продажи отчественных пассажирских самолётов государством в 2002 году будет выделено ещё 3 млрд рублей. 9
Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы.
Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:
Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге.
К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.
Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается прежде всего двумя основными факторами:
Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ».
Например, вызывает замечание такое утверждение В.А. Горемыкина, что «преимущество – увеличение производственного потенциала. Факторы, обуславливающие преимущество, – одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей, чем при покупке в кредит с процентами».10
Но ведь лизинг – не волшебная палочка. Если машина стоит 5 млн руб., то на ссуду в 5 млн руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.
Вряд ли можно согласиться и ещё с одним «преимуществом» лизинга, выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по ссудам». Надо полагать, что автор подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению противоречат два обстоятельства:
Большинство авторов отмечают, что в России
лизинг для производителя выгоднее обычного
банковского кредитования. Чтобы форсировать
развитие лизинга (как одной из важнейших
составляющих инвестиционного процесса),
необходимо действительно сделать его
более выгодным по сравнению с другими
инструментами финансирования инвестиций.
Для этого надо прежде всего обеспечить
соответствующую систему налогообложения
лизинговых операций. А пока этого нет,
лизинг не может быть дешевле кредита,
так как он включает в себя дополнительные
выплаты, а также НДС-2, который во много
раз превышает так называемые льготы по
налогу на прибыль лизингополучателя,
образуемые за счёт включения лизинговых
платежей в себестоимость продукции. Также
для развития лизинга необходима поддержка
государства, которая пока находится на
низком уровне.
2.2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.
Все мероприятия и
меры по государственной поддержке
деятельности лизинговых организаций
(компаний, фирм), установленные законами
РФ, Постановлениями Правительства
РФ, а также решениями органов госу
Для поддержки частного
капитала государство
Совершенствование,
развитие, формирование нормативно-
Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.
Государство содействует созданию новых кампаний, специализирующихся на лизинге: дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.
В качестве вывода можно
сказать, что в Федеральном законе «О финансовой аренде
(лизинге)» имеется целая глава «Государственная
поддержка лизинговой деятельности».
В ней насчитывается 12 мер государственной
поддержки лизинговой деятельности. Однако
большинство из них носят не обязательный,
а рекомендательный характер. Кроме того,
большинство этих мер носят формальный
характер. Так, в качестве первой меры
государственной поддержки лизинговых
организаций названа «разработка и реализация
федеральной программы развития лизинговой
деятельности в Российской Федерации
или в отдельном регионе как части программы
среднесрочного и долгосрочного социально
- экономического развития Российской
Федерации или региона». Но в чём выражается
эффективность этой поддержки? Проект
федеральной программы развития лизинга
был подготовлен семь лет назад. Три с
половиной года назад был принят Федеральный
закон «О лизинге». Однако федеральная
программа развития лизинга так и осталась
проектом. Также обстоит дело и с такими
мерами государственной поддержки лизинга,
как налоговые льготы банкам и лизингодателям.
Примечательно и то, что почти все меры
государственной поддержки лизинга обещаны
посредникам – лизинговым компаниям и
банкам, а не главному рабочему экономики
– лизингополучателю.