Лекции по "Поведение потребителей"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» 3
ЛЕКЦИЯ 2. ПОЗИТИВИСТСКАЯ И ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМЫ 15
ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ 43
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 49
ЛЕКЦИЯ 6. ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 54
ЛЕКЦИЯ 7. ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ТЕКСТ 64
ЛЕКЦИЯ 8. ЭТАЛОННЫЕ (РЕФЕРЕНТНЫЕ) ГРУППЫ 86
ЛЕКЦИЯ 9. ПРОЦЕСС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ 94
ЛЕКЦИЯ 10. СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА 116
ЛЕКЦИЯ 11. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ФРАГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 127
ЛИТЕРАТУРА 136

Работа содержит 1 файл

Поведение потребителей Крачковская.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

     Роль  покупателя состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

     Роль  пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

     Роль  не равнозначна индивиду. Роль - это  набор предписаний. Сегодня их исполняет  один индивид, завтра - другой. Кроме  того, роль может исполняться как  одним индивидом, так и группой, например семьей, приятелями и т.д. Таким  образом, роль и индивид автономны по отношению друг к другу. Однако индивидуальные качества человека могут оказывать влияние на исполнение им роли. Например, в театре мы можем наблюдать, как в классических пьесах одну и ту же роль разные артисты исполняют по-разному. 
 
 
 
 
 

     2. ПОТРЕБНОСТИ И  ИНТЕРЕСЫ

     2.1.Потребность

     Потребность - это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию.

     Неудовлетворенная потребность проявляется в той  или иной форме. Например, неудовлетворенная  потребность в пище - в форме  чувства голода, в воде - в чувстве  жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски  и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

     Осознанная  потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Так, многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их раскодирования (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

     Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще.

     Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д.

     2.2. Интерес 

     Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность.

     Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве.

     Осознанный  интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении.

     Осознанный  интерес проявляется в двух психологических  состояниях. (1) Внимание - это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных ориентаций. (2) Стремление - это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентаций, в результате чего данная вещь, явление становится базовой ценностью (Предвечный: 100).

     Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровью, а в более зрелом возрасте часто характеризуют свою привычку как глупость, но справиться с ней они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.

     Товар - это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю.

     Например, мой организм испытывает чувство  голода. Это объективная потребность. Я ее осознаю и формулирую вывод: "Мне хочется есть". Далее  идет выход на уровень интереса: как удовлетворить уже осознанную потребность? Съесть кусок хлеба? Сходить в ресторан или купить бутерброд? Или вообще потерпеть до дома? Я делаю выбор интереса, основываясь на своих представлениях о полезном и вредном, на своем отношении к проблеме здоровья, исходя из своего волевого потенциала.

     Товар как интерес носит многоуровневый характер. Товар редко предлагается изолированно. Обычно он является звеном большой цепи. Покупатель, правда, может не осознавать, что он выбирает не отдельный интерес, а целый комплекс интересов.

     Например, потребитель для удовлетворения своих личных и семейных потребностей приобретает автомобиль, представляющий собой интерес как путь к удовлетворению определенной потребности. Однако эта покупка формирует целый комплекс интересов автомобилиста: интересы в сети бензоколонок и станций техобслуживания, мойках, хороших дорогах, страховых компаниях, дорожной полиции, пунктах быстрого питания на дорогах, сети магазинов и ларьков вдоль них, особенно магазинов запчастей и т.д.

 

Лекция 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

     Важным  фактором поведения человека в качестве потребителя является его принадлежность к той или иной или нескольким социальным группам. Группы вырабатывают свою субкультуру, которая навязывается входящим в нее индивидам. Жить в обществе - это значит принадлежать к какой-то социальной группе.

     1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

     В общественных науках используется несколько  типов группировок людей.

     (1) Скопление людей - это совокупность индивидов, которые в данный момент оказались поблизости друг от друга. Примером может быть совокупность людей, заполнивших данную улицу в данный момент. Их ничего не связывает, кроме того, что они оказались рядом.

     (2) Статистическая группа конструируется исследователем по тому или иному признаку. Например, люди делятся на статистические группы по уровню дохода, по типу спиртных напитков, которые они потребляют, по приверженности тому или иному виду шампуня и т.д. Такая группа существует лишь в созданной исследователем таблице. Она может строиться по самым произвольным основаниям.

     (3) Социальная группа. Она подразделяется на два подтипа:

     (а)  Группа-в-себе, или механическая группа, состоит из статусных позиций, занимающих определенную часть социального пространства, имеющих общие объективные интересы, взаимосвязанных друг с другом. Примером такой группы является социальный класс, профессиональная или отраслевая группа, возрастные слои, социально-половые группы (мужчины и женщины и т.д.). Группа-в-себе влияет на потребительское поведение индивида прежде всего через регулирование доступных ресурсов. Так, уровень доходов предопределяет платежеспособный спрос, принадлежность к городской или сельской общности формирует спектр доступного выбора товаров и т.д.

     (б)  Группа-для-себя, или органическая социальная группа, состоит из индивидов, осознавших общность своих интересов, сформулировавших их и самоорганизованных для их защиты. В качестве такой группы люди выступают чаще всего во время каких-либо конфликтов, например забастовок, в качестве участников движения в защиту своих прав и т.п.

     С точки зрения типа связей индивидов  в группе выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из членов, которые связаны личностными отношениями, знают друг друга и взаимодействуют лицо к лицу. Примером такой группы является семья, малые трудовые коллективы (бригады, студенческие группы, отделы и т.д.). Вторичная группа состоит из индивидов, отношения между которыми носят безличностный и формализованный характер.

     Группы  различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются формальные и неформальные группы. Формальные группы состоят из статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии, профсоюзы и т.п. Неформальные группы - это чаще всего первичные группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации статусов. К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п. Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве объектов воздействия рекламы.

     2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ  НА ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДОВ

     Каждая  группа имеет писаные и неписаные  нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты  потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные - мундиры, панки - яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.

     Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определенные обязательства, дают определенные права. Есть такое выражение "статус обязывает". Стиль поведения, одежда женщины в роли молодой жены, матери, бабушки или руководителя фирмы могут очень существенно различаться, поскольку занимаемая статусная позиция диктует стиль.

     Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в  группе они мягко или жестко обучаются  потреблять так, "как прилично члену  данной группы". Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.

     Группа  имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.

     Власть  вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций.

     Иначе говоря, г-н Н. молча повинуется указаниям, рекомендациям или пожеланиям м-ра У, если знает, что это подчинение его власти может быть вознаграждено.

     Вознаграждение  имеет место в форме и денежной премии, и подарка, и продвижения  по службе, и молчаливого одобрения  или восхищения. Власть вознаграждения - это власть "пряника". Следование нормам группы повышает статус индивида, дает ему больше уважения, признания, что стимулирует его еще более тщательно следовать групповым нормам.

     Власть  принуждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть посредством негативных санкций. Так, люди, одевающиеся вопреки нормам группы, могут стать предметом насмешек.

     Как сказал один студент, "демонстративное  прослушивание творческого наследия Алены Апиной или Филиппа Киркорова  вызовет бурю негодования в моей группе друзей".

     В формальных группах им могут сделать  замечание, выговор, что может отразиться на продвижении по службе. В рекламе  эта власть используется посредством  показа последствий нарушения норм. Например, перхоть на одежде считается  неприличным, некрасивым явлением. На страхе оказаться в такой ситуации часто строится реклама шампуня. На страхе отпугнуть членов своей группы неприятным запахом строится реклама дезодорантов и т.д.

     Легитимная  власть - это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.

Информация о работе Лекции по "Поведение потребителей"