Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:14, реферат
В европейских странах в последние два десятилетия предпринимаются попытки активизации рыночных механизмов в здравоохранении. Как известно, в Европе действует преимущественно государственное финансирование здравоохранения, велика доля государственной собственности, сильно выражено государственное регулирование, а самое главное — высока роль принципа общественной солидарности (принципа, когда «за больного платит здоровый, за неработающего работающий»). Как следствие, новая система экономических отношений заметно отличается от классической рыночной модели.
Формирование условий рыночной реформы в Нидерландах
На каждом новом этапе обеспечивался более полный учет факторов риска и снижение убытков касс от страхования «плохих рисков», т.е. людей старшего возраста, детей, нетрудоспособных и проч.
2) Ограничение монопольных позиций страховщиков и медицинских организаций;
3) Адекватное определение объемов услуг для лечения и тарифов за лечение;
4) Стимулирование конкуренции качества:
-обязательное включение в
-клинические протоколы;
-предоставление информации о летальности по больницам, удовлетворенности пациентов, занятом персонале и проч.;
-рейтингование больниц.
Конкурентная модель ОМС в России
В России конкурентная модель ОМС не сложилась, кроме того, сама система здравоохранения не может называться страховой, т.к. лишь 30% поступающих финансовых средств проходят через ФОМСы, остальные средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного финансирования.
В России отсутствуют основания для конкуренции по:
Как построить конкурентную модель
Конкуренция по цене:
Конкуренция по «пакетам»:
-дополнительные программы
-объединение базовой и
-соплатеж страхового взноса варьируется по страховым организациям, но он един для всех застрахованных в определенной компании.
Конкуренция по качеству:
-не контроль, а обеспечение качества;
-сбор и публикация информации о качестве услуг медицинских учреждений для облегчения выбора страховщика.
Основания для конкуренции в России
Страховщик управляет медицинской помощью:
Проблемы конкурентной модели ОМС в России
Вариант решения - развивать конкурентную модель ОМС:
Преимущества:
Недостатки:
Условия реализации
моделей квазирыночных
Анализ хода рыночных реформ в отдельных западноевропейских странах, прежде всего в Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, а также Израиле, дает основания для следующих обобщений в отношении минимального набора условий для их реализации:
Первое условие — необходимость комплекса мер по нейтрализации селекции рисков. Это связано с тем, что в конкурентных системах ОМС повышается экономическая мотивация страховщиков к выбору наиболее здорового контингента населения («хороших рисков»), чьи расходы на медицинскую помощь ниже. В результате велика вероятность того, что вложения страховщиков в отбор рисков (маркетинговые стратегии, манипулирование страховыми программами и проч.) будут выгоднее, чем меры по оптимизации издержек на оказание медицинской помощи, которые, по замыслу авторов моделей, должны стать основой деятельности страховщиков. Кроме того, если не
принять необходимых регулирующих мер, то конкуренция страховщиков станет серьезным фактором «эрозии общественной солидарности».
Поэтому модели предлагают набор требований, направленных на обеспечение равенства застрахованных: обязанность приема к страхованию всех граждан, процедура свободной приписки, запрет на индивидуальные проверки состояния здоровья. Предусматривается установление единого страхового тарифа, общего для всех застрахованных, выбравших определенного страховщика. Но особая роль принадлежит системе выравнивания финансовых рисков страховщиков, которая позволяет учесть вероятность будущих расходов разных групп застрахованных. Например, статистически доказано, что лица старше 60 лет пользуются медицинской помощью в 3–4 раза больше, чем человек среднего возраста. И эту вариацию необходимо учесть при перераспределении поступлений взносов на ОМС на основе максимально точной формулы выравнивания.Концептуальные подходы к построению этой формулы являются неотъемлемой частью модели регулируемой конкуренции.
Второе условие — накопление объема информации для облегчения потребительского выбора и обоснования коллективной закупки медицинской помощи. Необходима информация о качестве и результатах оказания медицинской помощи по отдельным медицинским организациям. Велика потребность в данных о затратной эффективности альтернативных вариантов оказания медицинской помощи. Работники финансирующих органов должны обладать квалификацией, необходимой для интерпретации результатов экономических оценок. По мнению Элана Мейнарда, одного из идеологов реформы в Великобритании, недостаток информации и умения ею пользоваться усиливает позиции медиков в диалоге с покупателями медицинской помощи и способен сдержать конкуренцию.
Третье условие — приемлемый уровень трансакционных издержек. Затраты на подготовку, заключение и мониторинг выполнения контрактов должны оправдывать те выгоды, которые они обеспечивают с точки зрения повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.
Четвертое условие — повышение гибкости труда и капитала. Обычно в бюджетных системах здравоохранения гибкость рынка труда ограничивается действующими системами национальных или региональных соглашений между правительством и профсоюзами врачей и медицинских работников, устанавливающими ставки оплаты труда, условия найма и увольнения и проч. Как правило, эти соглашения ограничивают возможности использования систем оплаты труда по результатам и сдерживают вымывание слабых звеньев.
Информация о работе Квазирыночные отношения и отношения конкуренции в здравоохранении