Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 06:49, реферат
Конкурентоспособность - комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с товарами-конкурентами, как по степени удовлетворения конкретной потребности так и по затратам.
Конкурентоспособность.
Конкурентоспособность
- комплексная характеристика товара,
определяющая его предпочтение на рынке
по сравнению с товарами-
Конкурентоспособность
обусловливается качественными и стоимостными
особенностями товара, которые учитываются
покупателем согласно их непосредственной
значимости. Портер определяет 5 факторов,
определяющих влияние на конкурентоспособность
предприятия:
· 1. Препятствие на пути доступа на рынок (степень привлекательности рынка)
· 2. Конкуренция со стороны других предприятий
· 3. Наличие-товаров заменителей
· 4. Влияние поставщиков
· 5. Влияние потребителей
Основными показателями
внешней среды, влияющими на степень
конкурентоспособности
· 1) Потенциал рынка
· 2) Легкость доступа
· 3) Вид товара
· 4) Входные барьеры
· 5) Однородность рынка
· 6) Структура отрасли
· 7) Возможности технического внедрения
· 8) Экономия на масштабах
· 9) Диверсификация фирмы
Угроза прихода
новых конкурентов
Потенциальные
конкуренты с большой вероятностью
прихода на рынок - это угроза, степень
которой фирма должна стремиться
понизить и против которой она должна
защищать себя. создавая барьеры входа.
Потенциальные прямые конкуренты могут
быть выявлены в следующих группах фирм:
· - фирмы вне рынка товара, которые могут легко преодолеть барьеры входа;
· - фирмы, для которых приход на рынок создаст большой синергический эффект;
· - фирмы, для которых приход явится логическим развитием их стратегии;
· - клиенты или поставщики, которые могут осуществить интеграцию "вперед" или "назад"
Серьезность этой
угрозы зависит от высоты барьеров
входа и силы реакции, которую может ожидать
потенциальный конкурент. Возможные барьеры
входа таковы:
· -Экономия на масштабах, которая принуждает входящую фирму либо обеспечить крупномасштабное производство, либо создает для нее опасность проигрыша по издержкам.
· -Правовая защита, которую дают патенты.
· -Сила имиджа марки, которая означает особую приверженность покупателей, слабо поддающихся доводам новой фирмы.
· -Потребности в капитале (которые могут быть значительны) не только для финансирования освоения производства, но и на рекламу.
· -Издержки перехода. т.е. одноразовые затраты на реальную или психологическую перестройку. которая требуется от покупателя при переходе от товара известного производителя к товару фирмы-новичка.
· -Доступ к сбытовым сетям: сбытовики могут быть очень осторожными в предоставлении доступа для новых товаров; иногда новая фирма вынуждена создавать новый канал сбыта.
· -Эффект опыта и преимущество по издержкам, которыми обладает уже укрепившаяся на рынке фирма, могут быть весьма значительными, особенно в секторах с высокой долей ручного труда.
Другими факторами,
способными повлиять на решимость новой
фирмы, являются ее представления о силе
реакции уже имеющихся конкурентов и об
отпоре. который они могут оказать новичку.
Воздействие возможного отпора зависит,
в частности, от следующих факторов:
· - прошлого опыта и агрессивной репутации по отношению к новым фирмам;
· - степени важности рынка товара для уже действующей на нем фирмы;
· - доступности крупных финансовых ресурсов и степени их ликвидности:
· - возможности переноса ответных воздействий на основной рынок новой фирмы.
Эта совокупность условий - существование барьеров входа и способность к отпору - и определяет силу, удерживающую потенциальных конкурентов от прихода.
Товары-заменители
- это товары, выполняющие ту же функцию
для той же группы потребителей,
но основанные на другой технологии. Эти
товары создают перманентную угрозу, поскольку
замещение всегда возможно. Данная опасность
может возрасти, например, в результате
технологических достижений, изменяющих
отношение качество/цена заменителя по
сравнению с существующим на рынке товаром.
Фактически цены
на товары-заменители определяют потолок
цен, которые могут назначить
фирмы. действующие на рынке товара.
Чем привлекательнее для
Понятно, что
именно товары-заменители, демонстрирующие
тенденцию улучшения отношения
качество/цена, должны стать объектом
постоянного наблюдения. Особое внимание
в этой связи нужно уделить
издержкам перехода (реальным или
психологическим), которые могут быть
для покупателя весьма значительны, нивелируя
тем самым эффект выигрыша по цене.
Товары-заменители не всегда очевидны. Необходимо систематически осуществлять поиск товаров, которые удовлетворяют ту же основную потребность или выполняют ту же функцию. Такой поиск иногда может привести к отраслям, весьма далеким от исходной отрасли. При этом недостаточно уделять внимание только основным группам потребителей, поскольку это может привести к опасному запаздыванию информации. Чтобы действовать проактивно. а не только реактивно. необходима. следовательно, система слежения за основными технологическими достижениями.
Конкурентоспособность
- важный производственно-экономический
критерий, характеризующий возможности
предприятия (фирмы) существовать в рыночных
условиях. Оценка конкурентоспособности
товара производится на основе сопоставления
данной продукции с соответствующей продукцией
других фирм. Показатель конкурентоспособности
выражается отношением полезного эффекта
к цене потребления, а за полезный эффект
принимаются интегральные показатели
характеристик товара - его качество.
Как правило
понятие уровня конкурентоспособности
связывается с отношением показателей
конкурентоспособности нашей продукции,
и продукции конкурента. Если это отношение
более или равно единице, то наша продукция
считается конкурентоспособной.
Показатели