Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 06:49, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность - комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с товарами-конкурентами, как по степени удовлетворения конкретной потребности так и по затратам.

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 41.00 Кб (Скачать)
 

 Конкурентоспособность.

 

Конкурентоспособность - комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке  по сравнению с товарами-конкурентами, как по степени удовлетворения конкретной потребности так и по затратам. 

Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости. Портер определяет 5 факторов, определяющих влияние на конкурентоспособность предприятия: 

·  1. Препятствие на пути доступа на рынок (степень привлекательности рынка)

·  2. Конкуренция со стороны других предприятий

·  3. Наличие-товаров заменителей

·  4. Влияние поставщиков

·  5. Влияние потребителей

 

Основными показателями внешней среды, влияющими на степень  конкурентоспособности являются: 

·  1) Потенциал рынка

·  2) Легкость доступа

·  3) Вид товара

·  4) Входные барьеры

·  5) Однородность рынка

·  6) Структура отрасли

·  7) Возможности технического внедрения

·  8) Экономия на масштабах

·  9) Диверсификация фирмы

Угроза прихода  новых конкурентов 

Потенциальные конкуренты с большой вероятностью прихода на рынок - это угроза, степень  которой фирма должна стремиться понизить и против которой она должна защищать себя. создавая барьеры входа. Потенциальные прямые конкуренты могут быть выявлены в следующих группах фирм: 

·  - фирмы вне рынка товара, которые могут легко преодолеть барьеры входа;

·  - фирмы, для которых приход на рынок создаст большой синергический эффект;

·  - фирмы, для которых приход явится логическим развитием их стратегии;

·  - клиенты или поставщики, которые могут осуществить интеграцию "вперед" или "назад"

Серьезность этой угрозы зависит от высоты барьеров входа и силы реакции, которую может ожидать потенциальный конкурент. Возможные барьеры входа таковы: 

·  -Экономия на масштабах, которая принуждает входящую фирму либо обеспечить крупномасштабное производство, либо создает для нее опасность проигрыша по издержкам.

·  -Правовая защита, которую дают патенты.

·  -Сила имиджа марки, которая означает особую приверженность покупателей, слабо поддающихся доводам новой фирмы.

·  -Потребности в капитале (которые могут быть значительны) не только для финансирования освоения производства, но и на рекламу.

·  -Издержки перехода. т.е. одноразовые затраты на реальную или психологическую перестройку. которая требуется от покупателя при переходе от товара известного производителя к товару фирмы-новичка.

·  -Доступ к сбытовым сетям: сбытовики могут быть очень осторожными в предоставлении доступа для новых товаров; иногда новая фирма вынуждена создавать новый канал сбыта.

·  -Эффект опыта и преимущество по издержкам, которыми обладает уже укрепившаяся на рынке фирма, могут быть весьма значительными, особенно в секторах с высокой долей ручного труда.

Другими факторами, способными повлиять на решимость новой фирмы, являются ее представления о силе реакции уже имеющихся конкурентов и об отпоре. который они могут оказать новичку. Воздействие возможного отпора зависит, в частности, от следующих факторов: 

·  - прошлого опыта и агрессивной репутации по отношению к новым фирмам;

·  - степени важности рынка товара для уже действующей на нем фирмы;

·  - доступности крупных финансовых ресурсов и степени их ликвидности:

·  - возможности переноса ответных воздействий на основной рынок новой фирмы.

Эта совокупность условий - существование барьеров входа и способность к отпору - и определяет силу, удерживающую потенциальных конкурентов от прихода.

Угроза  товаров-заменителей

Товары-заменители - это товары, выполняющие ту же функцию  для той же группы потребителей, но основанные на другой технологии. Эти товары создают перманентную угрозу, поскольку замещение всегда возможно. Данная опасность может возрасти, например, в результате технологических достижений, изменяющих отношение качество/цена заменителя по сравнению с существующим на рынке товаром. 

Фактически цены на товары-заменители определяют потолок  цен, которые могут назначить  фирмы. действующие на рынке товара. Чем привлекательнее для пользователей  товар-заменитель, тем более ограничены возможности повышения цен на рынке товара. 

Понятно, что  именно товары-заменители, демонстрирующие  тенденцию улучшения отношения  качество/цена, должны стать объектом постоянного наблюдения. Особое внимание в этой связи нужно уделить  издержкам перехода (реальным или  психологическим), которые могут быть для покупателя весьма значительны, нивелируя тем самым эффект выигрыша по цене. 

Товары-заменители не всегда очевидны. Необходимо систематически осуществлять поиск товаров, которые  удовлетворяют ту же основную потребность  или выполняют ту же функцию. Такой поиск иногда может привести к отраслям, весьма далеким от исходной отрасли. При этом недостаточно уделять внимание только основным группам потребителей, поскольку это может привести к опасному запаздыванию информации. Чтобы действовать проактивно. а не только реактивно. необходима. следовательно, система слежения за основными технологическими достижениями.

Оценка  уровня конкурентоспособности  продукции.

Конкурентоспособность - важный производственно-экономический  критерий, характеризующий возможности предприятия (фирмы) существовать в рыночных условиях. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество. 

Как правило  понятие уровня конкурентоспособности  связывается с отношением показателей  конкурентоспособности нашей продукции, и продукции конкурента. Если это отношение более или равно единице, то наша продукция считается конкурентоспособной. 

Показатели конкурентоспособности  выражаются как частное от деления  сумм относительных показателей  характеристик качества продукции к относительной цене потребления этой продукции.

Информация о работе Конкурентоспособность