Конъюнктура и емкость рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:15, реферат

Описание работы

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

1. Конъюнктура и  ёмкость рынка

§ 1. Понятие конъюнктуры  рынка и факторов, влияющих на нее

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых  в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения  на товары данного вида, а также  уровнем и соотношением цен.

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей  и качественной информации, характеризующей  развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие  факторы, стимулирующие развитие рынка  или сдерживающие его, классифицируются на :

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим  факторам относится государственное  регулирование экономики, научно-технический  прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные  бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной  структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под  ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 1995. - С. 167.

Факторы нециклического характера определяют специфику  производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  товара отражается в движении конъюнктуры  рынков.

Под видами конъюнктуры  я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение  способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос- это отношение  между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в  состоянии приобрести

Закон спроса - чем  ниже цена товара, тем большее его  количество покупатели хотят и в  состоянии приобрести.

Факторы спроса и  предложения

1) Изменение объема  спроса (предложения)

2) Изменение функции  спроса (предложения)

Определенные условия, при которых приобретаются товары:

1. Располагаемый  доход

2. Цены товаров,  которые обслуживают сходную  потребность так называемых товарозаменителей.

3. Цены товаров,  увеличивающих удовлетворение или  выгоду от потребления данного  товара.

4. Условие ожидания  изменения цен в будущем

5. Численность населения

6. Вкусы и предпочтения  потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает, что потребители стремятся  максимизировать чистый доход или  выигрыш от потребления товаров.

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Изменение в  полезности вещи

2. Изменение доходов  (больше купить за такую же  цену)

3. Изменение цены  на товарозаменители (при снижении  цен спрос переключается) 

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя  при изменении цен, данный доход  показывает за счет какого понижения  цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между  относительными ценами товаров и  зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает  в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается  при увеличении доходов потребителя.

Эффект дохода и  эффект замещения действуют в  противоположных направлениях, с  одной стороны изменение цен  на низкокачественные товары будет  вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны  из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать низкокачественные  товары. Левшин М. Ф., Пономарёв В. В. Конъюнктура мировых товарных рынков. - М., 2000. - С. 76.

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель  покупает большее количество низших товаров.

Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена»  заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем  доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления  и сводя свое потребление в  основном к потреблению данного  товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой  и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это  количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу  времени, при определенных условиях:

1. Цена данного  товара.

2. Цены на исходные  ресурсы .

3. Цены на другие  товары 

4. Наличие необходимых  ресурсов.

5. Характер применяемой  технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические  условия.

9. Количество продавцов.

§ 2. Объекты конъюнктурных  исследований

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении  степени воздействия отдельных  факторов на формирование конъюнктуры  в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести  исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в  сфере производства. Для того, что  бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения  цен, биржевых индексов, движение запасов  и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются три  уровня исследования конъюнктуры :

- Общехозяйственный  ( показывает состояние мирового  хозяйства или хозяйства отдельной  страны, группы стран, складывающихся  под воздействием конъюнктурообразующих  факторов, включает следующие аспекты  :экономический потенциал хозяйства  и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный  и инфраструктурный потенциал;  институциональная структура хозяйства.  Включает фирменную структуру,  масштабы концентрации , специализации  производства и сбыта, организационные  формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

- Отраслевой ( показывает  положение в отрасли национального  или 

мирового хозяйства )

- Отдельного товара ( показывает положение отдельного  товара в 

масштабе мирового, национального или регионального  рынка )

Одним из главных  понятий исследования конъюнктуры  является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной  торговле. Исследования этих изменений  помогают лучше понять направления  движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных  факторов. Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. 2-е издание. - М., 2003. - С. 119.

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в  уровне цен, производится путём анализа  соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных  товаров. После того как получено представление о направлении  развития экономики в целом, следует  переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые  являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре  потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка  которого изучается. Анализ развития потребления  и производства позволяет сделать  вывод об изменении в соотношении  между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка  и будущий уровень цен.

Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются  на основе показателей, которые могут  помочь в определении направления  развития производства, торговли и  финансов в будущем. При этих исследованиях  проводится оценка соотношения предложения  и спроса за необходимый отрезок  времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 2002. - С. 175.

Количественное состояние  конъюнктуры может быть оценено  с помощью следующих групп  показателей :

- Измеряется объём  и динамика производства в  целом, размер инвестиций, уровень  занятости, размеры заработной  платы, данные о заказах. Это  так называемые показатели сферы  производства.

- Платёжеспособный  спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной  и оптовой торговле -Перечисленное  относится к показателям внутрирегиональной  торговли.

- Объёмы, динамика, географическое  распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная  группа показателей относится  к группе межрегиональных и  внешнеэкономических связей.

- Кредитно-денежное  обращение. К этой группе оценки  относятся курсы акций и других  ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов,  валютные курсы.

Основной характеристикой  конъюнктуры рынка является степень  сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении  цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры  различают на благоприятный или  неблагоприятный.

При благоприятной  конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту  товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, наблюдаются затруднение  в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных  исследований зависит от скорости получения  объективной и полной информации о причинах, характере и размере  колебаний соответствия спроса и  предложения на различных рынках.

Главные требования к информации - оперативность и  достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

- Определение круга  показателей;

- разработка схемы  передачи информации во времени  и пространстве;

- Объём и форма  представления информации.

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор.

§ 3. Прогнозирование  рынка

Общая цель рыночных исследований состоит в определении  условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка  является анализ текущего соотношения  спроса и предложения, т.е. конъюнктуры  рынка. Маркетинг для профессионалов: Маркетинговые исследования: Г.А. Черчилль. - СПб: Питер, 2001. - С. 98.

Информация о работе Конъюнктура и емкость рынка