Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:15, реферат
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
1. Конъюнктура и ёмкость рынка
§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
Конъюнктура рынка -
это совокупность условий, при которых
в данный момент протекает деятельность
на рынке. Она характеризуется
Изучение конъюнктуры
рынков включает в себя обработку, анализ
и систематизацию количественных показателей
и качественной информации, характеризующей
развитие рынка в данный период времени.
Выбор системы показателей
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 1995. - С. 167.
Факторы нециклического
характера определяют специфику
производства и реализацию конкретных
товаров. Воздействие различных
факторов на процесс производства и
обращения любого товара позволяет
выявить связи между
Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.
Спрос- это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести
Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.
Факторы спроса и предложения
1) Изменение объема спроса (предложения)
2) Изменение функции спроса (предложения)
Определенные условия,
при которых приобретаются
1. Располагаемый доход
2. Цены товаров,
которые обслуживают сходную
потребность так называемых
3. Цены товаров,
увеличивающих удовлетворение
4. Условие ожидания изменения цен в будущем
5. Численность населения
6. Вкусы и предпочтения потребителей
Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.
Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:
1. Изменение в полезности вещи
2. Изменение доходов (больше купить за такую же цену)
3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)
Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.
Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.
Эффект замещения
- демонстрирует взаимосвязь
Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.
Эффект дохода и
эффект замещения действуют в
противоположных направлениях, с
одной стороны изменение цен
на низкокачественные товары будет
вести к увеличению спроса на них
(эффект замещения), с другой стороны
из-за эффекта дохода потребитель
станет богаче, а богатый человек
не будет приобретать
Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.
Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.
Такой эффект называется
эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена»
заключается в том, что с ростом
цены на какой либо товар первой
необходимости, лица с низким уровнем
доходов увеличивают его
В нормальных условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:
1. Цена данного товара.
2. Цены на исходные ресурсы .
3. Цены на другие товары
4. Наличие необходимых ресурсов.
5. Характер применяемой технологии.
6. Инфляционные ожидания.
7. Налоги и дотации.
8. Природно-климатические условия.
9. Количество продавцов.
§ 2. Объекты конъюнктурных исследований
Задача конъюнктурных
исследований состоит в определении
степени воздействия отдельных
факторов на формирование конъюнктуры
в определённый момент времени. Решить
такую задачу возможно, если вести
исследование конъюнктуры с учетом
новых явлений, возникающих в
сфере производства. Для того, что
бы представлять ситуацию, происходящую
на рынке, недостаточно знать изменения
цен, биржевых индексов, движение запасов
и колебания других показателей.
Исследование рыночной конъюнктуры
требует знаний закономерностей
развития экономики, взаимодействий рынков
в воспроизводственном
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :
- Общехозяйственный
( показывает состояние мирового
хозяйства или хозяйства
- Отраслевой ( показывает
положение в отрасли
мирового хозяйства )
- Отдельного товара
( показывает положение
масштабе мирового,
национального или
Одним из главных
понятий исследования конъюнктуры
является изучение изменений в динамике
и соотношении цен. Необходимо установить
причины, вызвавшие сдвиг в уровне
или структуре цены. Так же необходим
анализ изменений технологии производства,
условий потребления товаров, учет
изменений в оптовой и
Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
Методы исследования
конъюнктуры любого товарного рынка,
хозяйства или отрасли
При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 2002. - С. 175.
Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
- Измеряется объём
и динамика производства в
целом, размер инвестиций, уровень
занятости, размеры заработной
платы, данные о заказах. Это
так называемые показатели
- Платёжеспособный
спрос, размеры реализации
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.
- Кредитно-денежное
обращение. К этой группе
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
При благоприятной
конъюнктуре достигается
При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.
Главные требования к информации - оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:
- Определение круга показателей;
- разработка схемы
передачи информации во
- Объём и форма представления информации.
При изучении конъюнктуры
рынка ведутся систематические
наблюдения за всеми экономическими
показателями, изменение которых
показывает сдвиги в соотношении
спроса и предложения, а также
позволяет анализировать
§ 3. Прогнозирование рынка
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка. Маркетинг для профессионалов: Маркетинговые исследования: Г.А. Черчилль. - СПб: Питер, 2001. - С. 98.