Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:14, курсовая работа
Актуальность. В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.
Изучение конкурентов.
Позиция предприятия
Процесс изучения конкурентов можно разделить на четыре этапа.
1 этап. Выявление
действующих и потенциальных
конкурентов. Осуществляется
2 этап. Анализ
деятельности конкурентов.
• Финансовое состояние,
• Производственная деятельность,
• Организация и управление предприятием,
• Маркетинговая деятельность,
• Кадровое обеспечение,
• Внешнеэкономическая деятельность.
3 этап. Выявление
сильных и слабых сторон
1. Доля рынка, контролируемая конкурентом
2. Имидж предприятия конкурента на рынке
3. Число потребителей
4. Широта товарного ассортимента
5. Уровень конкурентоспособности основных групп товаров
6. Уровень цен на изделия
7. Уровень и качество системы коммуникации
4 этап. Определение
позиции предприятия
2.2 Характеристика рынка трикотажной продукции.
Рынок трикотажной
промышленности является высоко конкурентным.
Ассортимент трикотажных
Описание предприятия.
В годы Великой Отечественной войны (13 июля 1941 года) Витебская трикотажная фабрика им. Ким была эвакуирована в г. Ульяновск. Производственные цеха были размещены на площадях прядильной фабрики, и уже 9 октября 1941 года фабрика была включена в число действующих предприятий города. А с 1971 г. производство размещается в новых корпусах, отвечающих требованиям производства. В 1992 году предприятие было приватизировано и преобразовано в Закрытое Акционерное Общество "Фирма Русь". Компания работает по полному производственному циклу - от переработки сырья до выпуска готовой продукции. В настоящее время предприятие располагает оборудованием и технологией передовых фирм Германии, Италии, Испании и работает в режиме полного самообеспечения.
На предприятии организовано:
- Вязальное производство
- Красильно-отделочное производство
- Закройно-швейное производство.
Каждое производство оснащено высокопроизводительным оборудованием.
Фабрика «Русь» относится к крупному с серийным типом производства. На рынке представлено более 300 моделей высококачественных изделий в основном из чистого хлопка в том числе детский, женский и мужской трикотаж; чулочно-носочные изделия; разнообразные трикотажные полотна. Фирма реализует бельевой трикотаж для всех групп населения. Ежемесячно фабрика выпускает 1,2 млн. единиц продукции.
Предприятие занимается выполнением социальных заказов на хлопчатобумажное бельё, одевает в тёплое бельё российскую армию и милицию. Рынками сбыта являются территория всех регионов России, включая Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее
время предприятие выпускает
более 300 моделей высококачественной,
конкурентоспособной
В настоящее
время "Фирма Русь" производит
10% всего трикотажа России и входит
в тройку крупнейших предприятий
отрасли. Объем производства - 1,2 млн.
единиц в месяц. Ассортимент трикотажной
продукции представлен в
По данным Ульяновскстата к 2009 году рост индекса текстильного производства составил 4,2 %.
Данные объемов предприятий по производству трикотажной продукции Ульяновской области занесем в таблицу 3.
Объем производства
трикотажной продукции ЗАО «
Проведем анализ конкурентов поэтапно.
Для начала определим прямых и косвенных конкурентов. Наиболее крупными представителями трикотажной промышленности, помимо объекта исследования, в Ульяновской области следует отметить: ООО «Аи Радуга», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ЗАО «Ульяновский трикотаж», ООО «ВИКТОРИЯ». Эти предприятия специализируются на производстве чулочно-носочных и трикотажных изделий и являются прямыми конкурентами, так как выпускают аналогичную продукцию.
На втором этапе нужно провести анализ деятельности конкурентов. Для этого составим таблицу 1.
Таблица 1- Балльная оценка характеристик предприятий по производству трикотажной продукции.
Показатели деятельности фирм | ЗАО «Фирма Русь» | ЗАО «Чебоксарский трикотаж» | ООО
«Аи Радуга» |
ЗАО «Ульяновский трикотаж» | ООО «Виктория» |
Финансовое состояние: | |||||
Размер собственности | 5 | 4 | 3 | 5 | 2 |
Структура активов (задолженность по отношению к условному капиталу) | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Динамика дивидендов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Инвестиционные ресурсы | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 |
Соотношение основного и оборотного капитала | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Производственная деятельность: | |||||
Возраст технологического оборудования | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Использование производственных мощностей | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Прогрессивность используемых технологий | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Удельный вес новых товаров | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 |
Численность работающих | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Запасы сырья | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Организация и управление предприятием: | | ||||
Система связи | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Текучесть кадров | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 |
Маркетинг: | | ||||
Доля рынка | 5 | 4 | 2 | 3 | 1 |
Имидж предприятия на рынке | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Широта товарного ассортимента | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Уровень конкурентоспособности основных групп | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 |
Уровень цен на изделия | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 |
Уровень и качество системы коммуникаций | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Уровень сервисного обслуживания покупателей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Средний балл: | 4,52 | 4,19 | 4,04 | 4,33 | 3,95 |
Из данной таблицы можно сделать выводы, что объект исследования – ЗАО «Фирма Русь» явный лидер на рынке по основным показателям хозяйственной деятельности. Однако такие прямые конкуренты, как ЗАО «Чебоксарский трикотаж» и ЗАО «Ульяновский трикотаж» также имеют высокий средний балл, что несет в себе потенциальную опасность ведущему положению фирмы.
Рассмотрим средние баллы по группам показателей.
Таблица 2
Показатели деятельности фирм | ЗАО «Фирма Русь» | ЗАО «Чебоксарский трикотаж» | ООО
«Аи Радуга» |
ЗАО «Ульяновский трикотаж» | ООО «Виктория» |
Финансовое состояние | 4,4 | 3,8 | 3,8 | 4,4 | 3,2 |
Производственная деятельность | 4,6 | 4,3 | 4,16 | 4,16 | 4,5 |
Организация и управление предприятием | 4,3 | 4 | 4,6 | 4,33 | 5 |
Маркетинг | 4,57 | 4,42 | 3,85 | 4,42 | 3,57 |
Данные
таблицы 2 позволяют комплексно определить
сильные и слабые стороны предприятия.
Явной сильной стороной предприятия
ЗАО «Фирма Русь» является производственная
деятельность, то есть качество технологического
оборудования, его новизна и современность,
прогрессивность используемых технологий,
использование производственных мощностей.
Слабой стороной предприятия является
организация и управление предприятием
– высокая текучесть кадров, не
четко разделены полномочия. ПО группе
показателей «маркетинг»
Следующий
этап анализа конкурентов –
Таблица 3 – Объемы производства трикотажной продукции предприятиями Ульяновской области
Наименование предприятия | Производство трикотажной продукции, тыс. ед. | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
ЗАО «Фирма Русь» | 21 | 29 | 36 | 48 | 54 | 49 | 56 |
ООО «Аи Радуга» | 1,9 | 2,9 | 3,3 | 4,2 | 5 | 6,5 | 9 |
ЗАО «Чебоксарский трикотаж» | 24 | 27 | 29 | 35 | 41 | 38 | 45 |
ЗАО «Ульяновский трикотаж» | 27 | 28,4 | 26 | 29,5 | 29 | 35 | 30 |
ООО «ВИКТОРИЯ» | 1,3 | 1,8 | 2 | 2,1 | 2,1 | 2,8 | 3 |
Другие хозяйства | 12,4 | 11,2 | 10,8 | 11,8 | 13 | 11,8 | 10,7 |
Итого | 87,6 | 74,3 | 107,1 | 130,6 | 144,1 | 142,3 | 153,7 |