Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:49, контрольная работа
Термин "карьера" имеет много значений. Он происходит от латинского carrus – телега, повозка и итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще. Самое популярное определение "карьеры" – продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. «Сделать карьеру», для нас, прежде всего означает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода.
Термин "карьера" имеет много
значений. Он происходит от латинского carrus –
телега, повозка и итальянского carriera –
бег, жизненный путь, поприще. Самое популярное
определение "карьеры" – продвижение
вперед по однажды выбранному пути деятельности,
например, получение больших полномочий,
более высокого статуса, престижа, власти,
денег. «Сделать карьеру», для нас, прежде
всего означает добиться престижного
положения в обществе и высокого уровня
дохода.
Однако нельзя связывать карьеру только
с продвижением по службе. Это понятие
можно применить и к другим жизненным
ситуациям. Поэтому целесообразно дать
следующее определение: карьера – результат
осознанной позиции и поведения человека
в области трудовой деятельности, связанной
с должностным или профессиональным ростом.
Понятие карьеры нельзя связывать только
с работой, можно говорить о карьере как
роде занятий, деятельности. Например,
карьера менеджера, спортивная карьера,
военная карьера, артистическая карьера,
карьера домохозяек, матерей, учащихся.
Жизнь человека вне работы имеет значительное
влияние на деловую карьеру, является
ее частью.
Карьера делится на несколько видов:
Карьера внутриорганизационная означает
Межорганизационная
карьера означает, что человек в процессе
своей деятельности проходит все стадии
развития, работая на различных должностях
в разных организациях.
Специализированная
карьера характеризуется тем, что конкретный
работник в процессе своей профессиональной
деятельности проходит различные стадии
карьеры. Эти стадии он может пройти последовательно
как в одной, так и в различных организациях,
но в рамках профессии и одной области
деятельности, в которой он специализируется.
Неспециализированная
карьера широко развита в Японии, где
придерживаются мнения, что руководитель
должен быть специалистом, способным работать
на любом участке компании, а не выполняя
какую-то отдельную функцию. Таким образом,
поднимаясь по служебной лестнице, человек
имеет возможность взглянуть на компанию
с разных сторон, не задерживаясь на одной
должности более чем на три года. Так, считается
вполне нормальным, если руководитель
отдела сбыта меняется местами с руководителем
отдела снабжения.
Самое уязвимое место – несоответствие
знаний, навыков и умений.
Вертикальная
карьера – вид карьеры, с которым чаще
всего связано само понятие деловой карьеры,
так как в этом случае продвижение наиболее
зримо. Этот вид карьеры требует:
Самое уязвимое место – несоответствие
знаний, навыков и умений.
Горизонтальная
карьера не означает непременное и
постоянное движение вверх по организационной
иерархии, к ней можно отнести расширение
или усложнение задач, выполнение роли
руководителя временной или целевой группы.
Разновидностью профессионально-горизонтальной
карьеры является ротация:
В советско-российской традиции горизонтальная
карьера не считалась особенно почётной,
хотя вознаграждалась (и вознаграждается)
почётными званиями вроде "Заслуженный
машиностроитель" или "Заслуженный
экономист". Однако здравый смысл
заставляет признать, что именно такой
тип карьеры должен количественно
преобладать, поскольку численность
руководителей в любой
Горизонтальная карьера предполагает
совершенствование специалиста в выбранной
им профессиональной области и организация,
несомненно, заинтересована в подобном
развитии сотрудника. Если сотрудник компании
хочет перейти в другое подразделение,
то, скорее всего, он уже не очень хочет
работать на старом месте. Если препятствовать
его перемещению, есть риск, что этот сотрудник
вообще покинет компанию.
Процедура перемещения сотрудника внутри
фирмы должна опираться на следующие элементы:
1. желание сотрудника
2. согласие руководителя подразделения,
куда переходит сотрудник
3. согласие руководителя подразделения,
где работает сотрудник
Наиболее важным здесь является, конечно,
желание сотрудника. Этот фактор нередко
недооценивается руководителями, считающими,
что именно они точно знают, где сотрудник
будет лучше работать и принесёт больше
пользы организации. Однако работать на
новом месте без желания не каждый может.
Попытка переместить сотрудника без его
желания часто заканчивается его уходом
из организации.
Тем не менее, одного желания сотрудника,
конечно, недостаточно. Необходимо наличие
вакансии в принимающем подразделении
и согласие руководителя этого подразделения.
Это согласие, в свою очередь, обусловлено
тем, насколько руководителя принимающего
подразделения устраивают квалификация
и поведенческие особенности сотрудника.
Наконец, третий компонент – согласие
руководителя подразделения, где работает
сотрудник – чаще всего, наиболее трудно
достижим. Действительно, руководитель,
легко отпускающий своего сотрудника,
всегда рискует тем, что не получит ему
замену. Кроме того, о руководителе может
сложиться негативное мнение: ведь от
него уходят сотрудники. И всё же, разумный
руководитель всегда придёт к выводу,
сформулированному в начале этого подраздела,
о том, что насильно удержать сотрудника
в подразделении невозможно.
Поэтому чаще всего руководитель, отпускающий
сотрудника, выдвигает требование обеспечить
ему адекватную замену, да ещё и передать
дела. Конечно, и такое, более мягкое условие,
задерживает процесс перехода. Но это
условие иногда приводит к интересным
последствиям, когда сотрудник, желающий
поменять подразделение, лично берётся
за подбор замены самому себе, и преуспевает
в этом!
Понижение в должности. Этот приём в управлении
составом персонала применяется достаточно
редко. Типовая ситуация, разрешение которой
возможно с помощью понижения сотрудника
в должности. На первом этапе своей работы
в компании (который может продолжаться
достаточно долго) сотрудник развивается
и достигает определённого должностного
уровня, на котором его квалификация соответствует
требованиям к занимаемой должности. Однако
затем, по тем или иным внешним и/или внутренним
причинам, связанным с развитием самого
бизнеса или его окружающей среды, требования
к должности возрастают, часто неожиданно
для сотрудника и даже его руководителя.
Конечно, организовав обучение сотрудника
, можно попытаться устранить зазор между
его квалификацией и требованиями к должности.
Однако это может оказаться невозможным
из-за высокой стоимости обучения или
недостаточной способности к переобучению
самого сотрудника (в том числе, например,
связанной с его возрастом). Понижение
(перемещение на более низкий уровень)
ассоциируется в нашем обществе с неудачей.
Эффективно работающий человек просто
не в состоянии понять, как понижение может
быть достойной альтернативой. Тем не
менее, при наличии хотя бы одного из перечисленных
ниже условий такое перемещение не только
хорошая, но просто необходимая, внутренне
приемлемая альтернатива:
а) работник ценит качество жизни, определяемое
специфическим географическим месторасположением
какого-то производства, и может быть согласен
на более низкую должность, с тем, чтобы
переехать на новое место;
б) работник рассматривает такое перемещение
как способ установить и закрепить основу
для будущего продвижения;
в) работник стоит перед выбором: увольнение
или переход на нижестоящую должность;
г) работник желает обрести возможность
к самовыражению в областях, связанных
с внерабочей деятельностью: религиозной,
гражданской, политической, и по этим соображениям
может с удовольствием воспринимать более
низкий уровень ответственности.
В ряде случаев типовым кадровым решением
является предложение сотруднику уволиться
из организации. Однако в компаниях, где
корпоративная культура подразумевает
бережное отношение к сотрудникам, долго
работающим в компании, возможно предложение
перехода на более низкую должность, на
которой возможно использование накопленных
сотрудником опыта, знаний, навыков. Иногда
для выдающихся в прошлом сотрудников
даже создают специальные должности помощников
или советников.
Ступенчатая
карьера – вид карьеры, который совмещает
в себе элементы горизонтальной и вертикальной
видов карьеры. Продвижение работника
может осуществляться посредством чередования
вертикального роста с горизонтальным,
что дает значительный эффект.
Центростремительная
или скрытая карьера – вид карьеры,
являющийся наименее очевидным для окружающих.
Он доступен ограниченному кругу работников,
как правило, имеющих обширные деловые
связи вне организации. Под центростремительной
карьерой понимается движение к ядру,
руководству организации. Например, приглашение
работника на недоступные другим встречи,
совещания как формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации,
доверительное общение, отдельные важные
поручения руководства. Такой работник
может занимать рядовую должность в одном
из подразделений организации. Однако
уровень оплаты его труда, как правило,
превышает установленное вознаграждение
за работу в занимаемой должности.
Перемещение
на прежнее место - относительно новый
способ, связанный с уменьшением риска,
который имеется при горизонтальном перемещении
или понижении. Он заключается в том, что
перемещаемый работник может вернуться
па прежнее место, если возникли проблемы
на новом. Фирма информирует каждого о
том, что существует определенный риск
(связанный с новым местом работы), но можно
возвратиться и это вовсе не будет рассматриваться
как "провал". Это практика "подстраховки"
высококвалифицированных специалистов.
Карьера по трупам.
Характеризуется тем, что карьерные интересы
переходят в страсть. Карьерные интересы
настолько превалируют в жизни, что человек
не стремится укоротить путь в своем карьерном
развитии. Используются методы и приемы
уничтожения личности.
Планирование карьеры.
Главная задача планирования и реализации
заключается в обеспечении
взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной
карьер. Это
взаимодействие предполагает выполнения
ряда задач, а именно:
сотрудника с целью учета его
специфических потребностей и ситуаций;
Как показывает практика, часто работники
не знают своих перспектив в
данном коллективе, что говорит о плохой
постановке работы с персоналом,
отсутствии планирования и контроля карьеры
в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры
состоят в том, что, начиная с
момента принятия работника в организацию
и кончая предполагаемым
увольнением с работы, необходимо организовать
планомерное горизонтальное и вертикальное
его продвижение по системе должностей
или рабочих мест.
Работник должен знать не только свои
перспективы на краткосрочный и
долгосрочный период, но и то каких показателей
он должен добиться , чтобы рассчитывать
на продвижение по службе. Характеристика
этапов карьеры отражена в таблице 1.
Таблица 1. Этапы карьеры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В табл. 1 показаны связи между этапами
карьеры и потребностями. Но для
того чтобы управлять карьерой, необходимо
более полное описание того, что
происходит с людьми на различных
этапах карьеры. Для этого в организациях
проводятся специальные исследования.
Предварительный этап включает учебу
в школе, получение среднего и высшего
образования и длится до 25 лет. За этот
период человек может сменить несколько
различных работ в поисках вида деятельности,
удовлетворяющего его потребностям и
отвечающего его возможностям. Если он
сразу находит такой вид деятельности,
начинается процесс самоутверждения его
как личности, он заботится о безопасности
существования.
Этап становления длится примерно пять
лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период
работник осваивает выбранную профессию,
приобретает необходимые навыки, формируется
его квалификация, происходит самоутверждение
и появляется потребность к установлению
независимости. Его продолжает беспокоить
безопасность существования, забота о
здоровье. Обычно в этом возрасте создаются
и формируются семьи, поэтому появляется
желание получать заработную плату, уровень
которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно происходит в
возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет
процесс роста квалификации, продвижения
по службе. Происходит накопление практического
опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении,
достижении более высокого статуса и еще
большей независимости, начинается самовыражение
как личности. В этот период гораздо меньше
уделяется внимания удовлетворению потребности
в безопасности, усилия работника сосредоточены
на увеличении размеров оплаты труда и
заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями
по закреплению достигнутых результатов
и занимает возрастной период от 45 до 60
лет. Наступает пик совершенствования
квалификации и происходит ее повышение
в результате активной деятельности и
специального обучения, работник заинтересован
передать свои знания молодежи. Этот период
характеризуется творчеством, здесь может
быть подъем на новые служебные ступени.
Человек достигает вершин независимости
и самовыражения. Появляется заслуженное
уважение к себе и окружающим, достигшим
своего положения честным трудом. Хотя
многие потребности работника в этот период
удовлетворены, его продолжает интересовать
уровень оплаты труда, но появляется все
больший интерес к другим источникам дохода
(например, участие в прибылях и капитале
других организаций).
Этап завершения приходится на возраст
от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез
задумываться о пенсии, готовится к уходу.
В этот период идут активные поиски достойной
замены и обучение кандидата на освобождающуюся
должность. Хотя этот период характеризуется
кризисом карьеры, и такие люди все меньше
получают удовлетворение от работы и испытывают
состояние психологического и физиологического
дискомфорта, самовыражение и уважение
к себе и другим подобным людям у них достигает
наивысшей точки за весь период карьеры.
Они заинтересованы в сохранении уровня
оплаты труда, но стремятся увеличить
другие источники дохода, которые бы заменили
им заработную плату в данной организации
при уходе на пенсию и были бы хорошей
добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап карьеры в данной организации
(виде деятельности) завершается. Появляется
возможность для самовыражения в других
видах деятельности, которые были невозможны
в период работы в организации или выступали
в виде хобби (живопись, садоводство, работа
в общественных организациях и др.). Стабилизируется
уважение к себе - и таким же собратьям
по пенсии. Но финансовое положение и состояние
здоровья в эти годы могут сделать постоянной
заботу о других источниках дохода и о
здоровье. Таким образом, для
реализации потребностей ? активность
самого менеджера. Активность
менеджера и её связь с профессиональной
карьерой.
Менеджер: его функции
и качества.
Прежде чем говорить о менеджере и его
функциях, надо ввести понятие “менеджмента”.
Этот термин произошел от американского
management – управление. Менеджмент – это
самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленный на достижение
в ходе любой хозяйственной деятельности
фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем
рационального использования материальных
и трудовых ресурсов с применением принципов,
функций и методов экономического механизма
менеджмента.
Основная функция менеджмента – это умение
достигать поставленных целей.
К менеджеру любого уровня предъявляются
высокие требования. Многие экономисты
выделяют несколько ролей, в которых выступает
менеджер:
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера – способность
ведения переговоров выступает как значимое
свойство. Сейчас менеджеры высшего звена
тратят большую часть своего времени на
установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще
повысить на базе новой техники и технологий,
чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
Личность менеджера можно
Кроме руководителя может быть еще
и лидер – человек, обладающий
авторитетом, который выдвигается
из среды окружающих его людей.
Организаторские способности определяются
психофизиологическими свойствами личности
и чертами характера. Всего насчитывается
около двух тысяч терминов, которыми в
научной, художественной литературе и
в обычной речи описывают человека и его
свойства, его поведение.
В группировку качеств, относящихся к
"организаторским способностям",
включаются: адаптационная мобильность,
стрессоустойчивость, контактность, доминантность,
социально-адекватный тип общения. Эти
качества, следуя методологии изучения
личности в психологии, можно назвать
частными организаторскими способностями.
Все они имеют сложную структуру, перекрываются
друг другом и некоторыми другими качествами
личности, которые также необходимы талантливому
менеджеру.
Мнение некоторых специалистов о том,
что способности к руководству проявляются
только после нескольких лет работы на
должности специалиста, не выдерживает
критики. Можно указать на человеческие
качества, которые составляют психологическую
основу организаторских способностей,
навыков и умений руководить совместной
деятельностью людей в финансовой организации.
Эти качества существуют вне связи с опытом
работника, и для того, чтобы оценить уровень
их развития, совсем не обязательно возлагать
на него функции руководства. Оценив же
задатки работника к руководству, можно
с некоторой уверенностью судить о том,
насколько успешно он будет руководить
трудовым коллективом. Возвращаясь к проблеме
выбора менеджера, нужно подчеркнуть,
что, для того чтобы требовать "от каждого
по способностям", нужно уметь эти способности
правильно оценить. Конечно, даже самые
высокие оценки потенциальных организаторских
способностей все же не позволяют принять
окончательное решение о профессиональной
пригодности их обладателя. Эти оценки
представляют собой необходимое, но недостаточное
условие менеджера.
Заключения.
Управление трудовой карьерой менеджера
представляет собой организацию его продвижения
по ступеням должностного и квалификационного
роста, помогающую ему развить и реализовать
профессиональные знания и навыки в интересах
фирмы.
При поступлении на работу человек ставит
перед собой определенные цели. Но организация,
принимая его на работу, также преследует
определенные цели. Поэтому нанимающемуся
необходимо реально оценивать свои деловые
качества, соотнести их с теми требованиями,
которые ставит перед ним организация,
его работа. От этого зависит успех всей
карьеры человека.
Управление карьерой затрагивает такие
важные проблемы, как удовлетворенность
персонала работой в организации и связанную
с этим производительность труда; преемственность
профессионального опыта и культуры корпорации;
обеспечение бесперебойного и рационального
замещения ключевых должностей; адаптивность
и маневренность в условиях быстрых изменений
в содержании и разделении труда, в условиях
кризисов; наконец, оно связано с вопросами
внутреннего приращения профессионального
потенциала и внешнего роста предприятия
в среде.
Прежде всего, следует заметить, что хотя
в управлении карьерой заинтересован
и менеджер, и организация, инициатором
должна выступать организация как носитель
карьерного пространства, без которого
развитие человека так и останется просто
развитием, не проявившись во внешнем
движении, не обретя тем самым качества
карьеры. Безусловно, без желания и готовности
человека карьера тоже не состоится, но
тем не менее создать мотивацию к карьерному
росту гораздо проще, чем карьерное пространство.
Для обеспечения в организации успешного
управления карьерным процессом в целом
и индивидуальной карьерой каждого менеджера
требуется разработка специальной концепции
управления карьерным процессом, которая
бы вобрала в себя весь предшествующий
положительный опыт, а также перечисленные
и другие конструктивные подходы и принципы.
Только при условии следования такой концепции
можно в полном объеме реализовать миссию
управления карьерой – достижение гармонии
между интересами организации и потребностями
человека.
Список литературы.