Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 09:52, реферат
Маркетинг – слово, появившееся вместе с развитием рыночной экономики, хотя как явление возник с появлением обмена. Это английское слово «marketing», которое можно разбить на две составляющие – market – рынок и –ing – окончание, предполагающее действие. Таким образом, маркетинг, если переводить дословно, означает «рынкоделание», «рынковедение», «деятельность на рынке».
Изменения происходящие в бизнес-среде и в поведении потребителя, насыщение товарных рынков, международное сотрудничество и глобализация экономик различных стран, технический прогресс и свобода передвижения – все эти процессы приводят к обострению конкуренции и повышению уровня информированности и знаний человека. В этих условиях менеджерам компаний все сложнее и сложнее принимать решения, которые позволяют удержать потребителя и обеспечить его приверженность.
Можно ли управлять поведением потребителя и обеспечивать конкурентоспособность компании? Если да, то как?
Общество…Рынок…Экономика…
Маркетинг – слово, появившееся вместе с развитием рыночной экономики, хотя как явление возник с появлением обмена. Это английское слово «marketing», которое можно разбить на две составляющие – market – рынок и –ing – окончание, предполагающее действие. Таким образом, маркетинг, если переводить дословно, означает «рынкоделание», «рынковедение», «деятельность на рынке».
На рынке встречаются покупатель, продавец и общество. У каждого из них совершенно разные цели и интересы, зачастую противоположные друг другу.
В обществе есть две стороны: производство и потребление. Производство – процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг. Потребление – процесс использования товара для удовлетворения определенных потребностей. В условиях разделения труда и личной свободы производители и потребители связаны друг с другом через обмен товарами. Обмен предполагает действия, связанные с заменой одного товара другим товаром или деньгами. Обмен связан с покупкой, процессом, в результате которого потребитель получает товар, уплатив за него определенную цену. Стороны учавствующие в обмене, последуют разные цели и стараются удовлетворить потребности. Поэтому маркетинг – деятельность, связанная с удовлетворением нужд и потребностей посредством обмена.
Как наука маркетинг возник в начале ХХ века, когда в ряд стран (в основном развитых, например США) наблюдалась тенденция удовлетворения все больших потребностей покупателей, усиления конкуренции, укрупнения масштабов производства, улучшения качества продукции. Эти явления привели к поиску и разработке новых подходов по управлению рынком, стимулированию спроса на продукцию.
Эволюция маркетинга обусловлена следующей поэтапной схемой формирования и развития экономики:
1. Натуральное хозяйство: отсутствие маркетинга; полное удовлетворение прожиточных потребностей на основе создания определенных - «нужных» - товаров.
2. Натурально-товарное хозяйство: маркетинг отсутствует, но зарождаются примитивные формы обмена товаров.
3. Появление товарно-денежных отношений: зарождение элементов маркетинговой деятельности в виде ценовой политики, рекламы, развития сбытовой деятельности.
4. Развитие товарно-денежных отношений с определенной товарной ориентацией экономики.
5. Расширение товарно-денежных отношений. Наличие дефицита на многие товары. Формирование сбытовой стратегии.
6. Формирование основ рыночной ориентации производства с усилением конкурентной борьбы.
В развитии маркетинга можно выделить несколько этапов. Первый совпадает с началом ХХ-го века. В этот период производителям необходимо было прикладывать определенные усилия для сбыта товаров. Первоначально, в эпоху массового производства, побеждал тот бизнес, который добивался экономии издержек и поэтому мог продавать свои товары по самым низким ценам. Основной маркетинговой концепцией было совершенствование производства с целью удешевления товаров и увеличение продаж за счет выигрыша в ценах.
Второй этап развития маркетинговой концепции начался в 30-е гг. и ознаменовался насыщением рынка США и Западной Европы основными потребительскими товарами. Насыщение рынка означало ограничение спроса и повышение требований к качеству продукции. Настала пора убеждать потенциального потребителя в качественности продаваемой продукции, что выдвинуло на первый план маркетинговую концепцию интенсификации коммерческих усилий. Данным направлением стали заниматься специальные фирмы. В 1908 году в США возникла первая маркетинговая фирма, а в 1926 – Национальная ассоциация маркетинга.
В 50 - 60-е гг. стали периодом усовершенствования производства и появления новых условий потребления на базе бурного роста атомной промышленности, расширения сети телевизионных коммуникаций, проведения космических исследований, развития электроники, производства искусственных материалов и т. п. Усилилось внимание общества к экологии. Вследствие этих изменений в производстве и общественном сознании повысилась общая культура потребления. Началась резкая дифференциация спроса вследствие индивидуализации желаний потребителей. Это выразилось в еще более высоких требованиях к качеству и уровню обслуживания потребителей (сервисных услуг). В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.
Этапы развития маркетинга, его периодизацию можно условно свести к следующим:
1. 1860-1930 гг. - товарная ориентация, характеризующаяся значительным превышением спроса над предложением при достаточно низкой конкуренции. В результате - изменение качества товаров и услуг осуществлялось без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей. В этот период философия высшего руководства компаний выражается словами Г. Форд: «Мы можем дать покупателям машину любого цвета, но при условии, что этот цвет - черный», а не словами: «Мы управляем не фирмой, а организацией, удовлетворяющей потребности потребителей».
2. 1930-1950 гг. - сбытовая ориентация имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем имел место значительный объем неудовлетворенного спроса, который стимулируется различными методами. В том числе и рассрочкой платежа - «кредитные продажи». Характерным для данною этапа является расширение рекламных воздействий im потребителя, внедрение стимуляторов продаж.
3. 1950-1960 гг. - рыночная ориентация, то есть выделение товаров, пользующихся активным спросом у потребителей, как за счет высокого качества, так и привлекательностью исполнения, и достижение за счет этого высокого уровня продаж. Основная характеристика этапа - формирование рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительской стоимостью происходило, как правило, без достаточных маркетинговых исследований и анализа спроса, в основном стохастически.
4. 1960 - 1990 гг. - маркетинговое управление процессом производства и продаж продукции. Для этого периода характерны: переход к перспективным планам деятельности предприятий на рынке в средне и долгосрочном временном периоде (10-15 лет), системность и целенаправленность в исследовании рынка и его составных элементов; использование комплексных методов формирования и планирования спроса, расширение усилий по стимулированию сбыта; развитие индивидуального маркетинга, уменьшение жизненного цикла товаров и услуг, ориентация на рыночную новизну товара, более тщательный анализ групп потребителей.
5.
Настоящее время
- «сервизация» экономики,
расширение сферы деятельности
фирм на рынке услуг,
формирование послепродажного
рынка тинговая фирма,
а в 1926 – Национальная
ассоциация маркетинга.