Этапы возникновения маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

Маркетинг – слово, появившееся вместе с развитием рыночной экономики, хотя как явление возник с появлением обмена. Это английское слово «marketing», которое можно разбить на две составляющие – market – рынок и –ing – окончание, предполагающее действие. Таким образом, маркетинг, если переводить дословно, означает «рынкоделание», «рынковедение», «деятельность на рынке».

Работа содержит 1 файл

Этапы возникновения маркетинга полная версия.docx

— 18.31 Кб (Скачать)

     Изменения происходящие  в бизнес-среде  и в поведении  потребителя, насыщение  товарных рынков, международное сотрудничество  и глобализация  экономик различных  стран, технический  прогресс и свобода  передвижения –  все эти процессы  приводят к обострению  конкуренции и  повышению уровня  информированности  и знаний человека. В этих условиях  менеджерам компаний  все сложнее и  сложнее принимать  решения, которые  позволяют удержать  потребителя и  обеспечить   его  приверженность.

   Можно ли управлять поведением потребителя и  обеспечивать конкурентоспособность  компании? Если да, то как?

   Общество…Рынок…Экономика…Потребности…Реклама…Товар…Эти слова мы слышим постоянно, практически каждый день. Что же у них общего? Что их объединяет? – Маркетинг!

   Маркетинг – слово, появившееся вместе с развитием рыночной экономики, хотя как явление возник с появлением обмена. Это английское слово «marketing», которое можно разбить на две составляющие – market – рынок и –ing – окончание, предполагающее действие. Таким образом, маркетинг, если переводить дословно, означает «рынкоделание», «рынковедение», «деятельность на рынке».

   На  рынке встречаются  покупатель, продавец и общество. У каждого  из них совершенно разные цели и интересы, зачастую противоположные  друг другу.

   В обществе есть две  стороны: производство и потребление. Производство – процесс воздействия  человека на природу  с целью создания благ или оказания услуг. Потребление – процесс использования товара для удовлетворения определенных потребностей. В условиях разделения труда и личной свободы производители и потребители связаны друг с другом через обмен товарами. Обмен предполагает действия, связанные с заменой одного товара другим товаром или деньгами. Обмен связан с покупкой, процессом, в результате которого потребитель получает товар, уплатив за него определенную цену. Стороны учавствующие в обмене, последуют разные цели и стараются удовлетворить потребности. Поэтому маркетинг – деятельность, связанная с удовлетворением нужд и потребностей посредством обмена.

   Как наука маркетинг  возник в начале ХХ века, когда в ряд  стран (в основном развитых, например США) наблюдалась  тенденция удовлетворения все больших потребностей покупателей,  усиления конкуренции, укрупнения масштабов производства, улучшения качества продукции. Эти явления  привели к поиску  и разработке новых  подходов по управлению рынком, стимулированию спроса на продукцию.

               Эволюция маркетинга обусловлена следующей поэтапной схемой формирования и развития экономики:

   1. Натуральное хозяйство:  отсутствие маркетинга; полное удовлетворение  прожиточных потребностей  на основе создания  определенных - «нужных» - товаров.

   2. Натурально-товарное  хозяйство: маркетинг  отсутствует, но  зарождаются примитивные  формы обмена товаров.

   3. Появление товарно-денежных  отношений: зарождение  элементов маркетинговой  деятельности в  виде ценовой политики, рекламы, развития  сбытовой деятельности.

   4. Развитие товарно-денежных  отношений с определенной  товарной ориентацией  экономики.

   5. Расширение товарно-денежных  отношений. Наличие  дефицита на многие  товары. Формирование  сбытовой стратегии.

   6. Формирование основ  рыночной ориентации  производства с  усилением конкурентной  борьбы.

   В развитии маркетинга можно выделить несколько  этапов. Первый совпадает  с началом ХХ-го века. В этот период производителям необходимо было прикладывать определенные усилия для сбыта товаров. Первоначально, в эпоху массового производства, побеждал тот бизнес, который добивался экономии издержек и поэтому мог продавать свои товары по самым низким ценам. Основной маркетинговой концепцией было совершенствование производства с целью удешевления товаров и увеличение продаж за счет выигрыша в ценах.

   Второй  этап развития маркетинговой  концепции начался  в 30-е гг. и ознаменовался  насыщением рынка  США и Западной Европы основными  потребительскими товарами. Насыщение рынка  означало ограничение  спроса и повышение  требований к качеству продукции. Настала  пора убеждать потенциального потребителя в  качественности продаваемой  продукции, что выдвинуло  на первый план маркетинговую  концепцию интенсификации коммерческих усилий. Данным направлением стали заниматься специальные фирмы. В 1908 году в США возникла первая маркетинговая фирма, а в 1926 – Национальная ассоциация маркетинга.

   В 50 - 60-е гг. стали периодом усовершенствования производства и появления новых условий потребления на базе бурного роста атомной промышленности, расширения сети телевизионных коммуникаций, проведения космических исследований, развития электроники, производства искусственных материалов и т. п. Усилилось внимание общества к экологии. Вследствие этих изменений в производстве и общественном сознании повысилась общая культура потребления. Началась резкая дифференциация спроса вследствие индивидуализации желаний потребителей. Это выразилось в еще более высоких требованиях к качеству и уровню обслуживания потребителей (сервисных услуг). В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.

   Этапы развития маркетинга, его периодизацию можно условно  свести к следующим:

   1. 1860-1930 гг. - товарная  ориентация, характеризующаяся  значительным превышением  спроса над предложением  при достаточно  низкой конкуренции.  В результате - изменение  качества товаров  и услуг осуществлялось  без достаточного  учета потребностей, желаний и вкусов  потребителей. В этот  период философия  высшего руководства  компаний выражается  словами Г. Форд: «Мы можем дать  покупателям машину  любого цвета,  но при условии,  что этот цвет - черный», а не  словами: «Мы управляем  не фирмой, а организацией, удовлетворяющей потребности потребителей».

   2. 1930-1950 гг. - сбытовая  ориентация имела  место при активизации  конкурентной борьбы, ее обострении  на рынке. Вместе  с тем имел место  значительный объем  неудовлетворенного  спроса, который стимулируется  различными методами. В том числе  и рассрочкой платежа  - «кредитные продажи». Характерным для данною этапа является расширение рекламных воздействий im потребителя, внедрение стимуляторов продаж.

   3. 1950-1960 гг. - рыночная  ориентация, то есть  выделение товаров,  пользующихся активным  спросом у потребителей, как за счет  высокого качества, так и привлекательностью исполнения, и достижение за счет этого высокого уровня продаж. Основная характеристика этапа - формирование рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительской стоимостью происходило, как правило, без достаточных маркетинговых исследований и анализа спроса, в основном стохастически.

   4. 1960 - 1990 гг. - маркетинговое  управление процессом  производства и  продаж продукции.  Для этого периода  характерны: переход  к перспективным  планам деятельности  предприятий на  рынке в средне  и долгосрочном  временном периоде  (10-15 лет), системность  и целенаправленность  в исследовании  рынка и его  составных элементов;  использование комплексных  методов формирования  и планирования  спроса, расширение  усилий по стимулированию  сбыта; развитие  индивидуального  маркетинга, уменьшение  жизненного цикла  товаров и услуг,  ориентация на  рыночную новизну  товара, более тщательный  анализ групп потребителей.

   5. Настоящее время  - «сервизация» экономики, расширение сферы деятельности фирм на рынке услуг, формирование послепродажного рынка тинговая фирма, а в 1926 – Национальная ассоциация маркетинга.  
 

Информация о работе Этапы возникновения маркетинга