Эпатаж в рекламе

Автор: Анна Козлова, 10 Ноября 2010 в 12:58, доклад

Описание работы

Понятие эпатажа в рекламе.

Работа содержит 1 файл

эпатаж.rtf

— 33.59 Кб (Скачать)

Термин «эпатаж» происходит от французского глагола e'pater - ошеломлять, приводить в величайшее изумление. Буквальное значение этого слова - «отколоть ножку рюмки, лишить ноги» (слово patte переводится как «лапа»), это значит обескуражить, выбить основу из-под ног, перевернуть все с ног на голову. Так и поступают те, кто стремится разрушить некие каноны, чтобы обратить внимание на товар, придать ему новый смысл и заставить целевую аудиторию выделять его среди похожего набора товаров. При этом соблюдается основной постулат науки по связям с общественностью: информация о товаре является правдивой, но она шокирует, удивляет и надолго остается в памяти.

ЭПАТАЖ - запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами. 

Эпатаж в рекламе;

1. Четко ориентирован на целевую аудиторию, важно место, время, окружение, доступен только один раз, невозможно тиражировать.

2. Нарушает стандарты и стереотипы, переворачивает сознание, заставляет сомневаться в объективности общепринятых норм, искать другие варианты.

3. Сам является искусством и образцом, имеет высокие долгосрочные цели в отношении предмета эпатажа, основа действий - стиль.

4. Библия эпатажа - чувство меры, недоступность для других.

5. Способ самоидентификации. Главное для источника эпатажа - самому воспринять себя другим и продемонстрировать это целевой аудитории. Обратная связь не так важна.

6. Достаточно демократичный инструмент, предлагающий другим принять или не принять источник эпатажа, в любом случае, не заметить его невозможно. Имеет четкую внутреннюю ориентацию

7. Играет на «табуированных» темах (секс, смерть...), но не оскверняет их, не опошляет, а пытается изменить к ним отношение.

8. Игровая направленность. 

Самой благодатной почвой для эпатажа является четко установленный свод правил, расписание общественной жизни, некая «классика отношений». Именно при наличии ровного фона устоявшихся норм эпатаж своей дерзостью, идущей вразрез с привычным течением жизни, вызывает лихорадку в общественном мнении.

Одноразовость - один из главных признаков эпатажа. При современной динамике все очень быстро устаревает, особенно информация, которую мы стараемся донести, используя такой инструмент, как эпатаж. Информация не может быть свежей дважды. Однако одноразовость не стоит понимать слишком узко.Речь не идет о единственном, уникальном применении той или иной задумки. Просто ее можно использовать в абсолютно другом месте, столь же неожиданном, сколь и при первом показе. Также можено демонстрировать свое эпатажное поведение каждой раз абсолютно новой целевой аудитории. Однако здесь важно запомнить, что в таком случае должно наличествовать техническое превосходство эпатирующего над эпатируемым в так называемом «внутрицеховом эпатаже» (правильный подбор целевой аудитории, где люди смогут оценить выходки, нарушающие общественное поведение). В противном случае эпатаж имеет вид неконструктивного скандала, который обычно носит агрессивный характер и понимания не встречает.

Эпатаж не дешевка, которая исчезнет, не успев надолго закрепиться в памяти. Поэтому эпатаж и является инструментом по связям с общественностью, так как устанавливает более-менее долговечную связь с тем или иным продуктом или услугой. Его задача - покорить сердце покупателя, заставить обсуждать явление, делать выводы, мотивировать потребителя стараться соответствовать этому товару, вести соответствующий образ жизни. Ведь эпатаж несет в себе новую культуру или новый взгляд на старую культуру, а не занятие на один день или час.

Чтобы эпатаж был подлинным, ему недостает такого элемента, как игра, как это ни парадоксально звучит! Ведь человек или организация, затевающая эпатажное мероприятие, тем самым предлагает сыграть в игру. Словно актер и зритель. Предлагается даже принять правила некой игры, которые устанавливаются эпатирующим субъектом. В жизни каждый из нас играет определенную социальную роль, так почему бы пять минут не поиграть в экстравагантную, несущую в себе глубинный смысл интересную игру? Причем именно элемент игры позволяет субъектам, находящимся под воздействием эпатажа, примитивно воспринять заложенные в такое поведение идеи, а оппонентов заставить относиться к вашей задумке хотя бы снисходительно! Ведь это всего-навсего игра, показательное действо!

В эпатаже как нигде ценится монополия на возможность безболезненного осуществления нестандартного по общественным меркам поведения. То есть эпатирующий субъект должен обладать ресурсами, которыми никто и никогда не будет владеть после того, как он их использует. С этой точки зрения довольно легко объяснить такой признак эпатажа, как недоступность для других.

Явление эпатажа всегда связано с таким свойством, как неожиданность. Это можно расшифровывать и как нежданность вообще того или иного действия в данной обстановке и в данное время, так и представление невиданного раньше действа человеком, от которого никто этого не ожидал. Тем не менее, речь идет не о скорости воздействия эпатажного поведения, эпатирующий элемент при этом необязательно должен действовать стремительно и необузданно бросаться на своих жертв. Главное, чтобы скорость его действий была строго противоположной или отличной от той, которая сложилась в его окружении!

В отличие от других аттрактивных инструментов, которые используются в жизни для борьбы за место под солнцем, эпатажа никогда не бывает слишком много. Достаточность явления не подкрепляется «для точности» дополнительными действиями и акциями в рамках одного эпатажного поведения. Эпатаж срочен в плане оказания воздействия, хотя длительность эффекта может быть очень продолжительной (нужно различать эти понятия). За несколько секунд, в течение которых человек видит источник эпатажа, изучает его, соотносит его необычность с реалиями окружающей его среды, эпатаж празднует триумф. После произведенного эффекта не требуется и даже не рекомендуется добавлять или сокращать активное пояснение происходящего. Ежели такого рода воздействие нуждается в последующем пояснении или сопровождении дополнительными образами, это уже не может называться эпатажем. Это может быть скандалом, но только не эпатажем. В эпатаже все чутко сбалансировано, он ненастойчив в своем желании навязать - только преподнести и больше ориентирован внутрь, чем вовне. То есть это строго индивидуальный поиск внутренней гармонии, где все представляется взаимосвязанным и взаимоуравновешенным. 

Информация, которую несет тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих вещах:

мир застоялся и требует обновления в одной из сфер;  

субъект эпатажа располагает информацией о способе разрешения сложившейся ситуации;

субъект эпатажа показывает, как это можно делать;

субъект меняется внутренне и не требует, а предлагает окружению обратить внимание на проблему.  

Для усиления этой функции в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение влиятельных людей, интрига. 

Аналитическая функция заключается в гигантской предварительной мозговой работе эпатирующего элемента по переосмыслению и новому видению проблемы. Господствующие догмы здесь не действуют и сразу отбрасываются - требуется концептуально новый подход, отличительный, знаковый, узнаваемый.

Аналитическая функция просматривается и в воздействии на публику. На последней стадии эпатажа зритель проглатывает шок и начинает думать о сути увиденного или испытанного явления: анализ собственных установок и перерождение их в новые формы - свидетельство эффективности эпатажа.

Поскольку эпатаж - дорогое явление, оно требует мобилизации многих ресурсов: человеческих, договориться с организаторами о возможности эпатажа, найти единомышленников, подобрать помощников и сопровождающих, финансовых, информационных (большое внимание уделяется работе с прессой, так как на перформанс придут все, а вот концептуально осмыслить это и описать то, ради чего все это затевалось, дано не каждому), материальных (используемые материалы также должны быть новы и демонстративны).

Эпатажа состоит в раскрытии перед аудиторией очень острых проблем, попытки обратить на них внимания публики, выделить секторы, нуждающиеся в коренных переменах. 

Выводы... 

Связи с общественностью налаживают контакты с целевой аудиторией, позволяя двум и более субъектам беспрепятственно общаться и договариваться между собой. Эпатаж, как инструмент PR, добивается привлечения внимания к тому или иному источнику информации и налаживает поток информации, радикально отличающийся от всех остальных потоков. С помощью демонстративности, одноразовости, необычности и ломки стандартов происходит фиксация иного рода связей, отличных от тех, которые существовали до сих пор между субъектом и его публикой. Поэтому мы определяем эпатаж как запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами.  

Плюс ко всему он обладает такими качествами, как контрастность с окружающей средой, дороговизна и шик, недоступность для других, опережение или соответствие времени, неожиданность и чувство меры, наличие игрового момента, особую роль здесь играет эпатирующий элемент.

Информация о работе Эпатаж в рекламе