Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:31, курсовая работа
Сущность электронной торговли, история ее развития. Классификация электронной коммерции и основы функционирования и электронной торговли. Анализ функционирования Интернет-магазина «21vek.by».
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с середины 90-х годов во всем мире, наблюдается рост активности в области электронной торговли. Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами, или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.
Сеть Интернет позволяет в режиме реального времени связаться с любым информационным источником. Ее пользователи получают также доступ к необходимой справочной информации самого широкого характера из области законодательства, таможенных правил, условий платежей, сводок с бирж и прочих сфер деятельности. В Интернете ищут партнеров или клиентов, создают решения поддержки собственного бизнеса, автоматизируют операции с партнерами и дилерами, создают и развивают розничные Интернет-магазины. Применение современных информационных технологий и систем коммуникации (электронный обмен данными, Интернет, видеоконференции и др.) способно в будущем вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса в целом.
Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в сеть Интернет стали выходить торговцы традиционными товарами (появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков…). Мировая Интернет-торговля, включающая программное обеспечение, индустрию развлечений (видео, игры, звукозаписи), информационные службы (базы данных, интерактивные газеты), техническая информация, лицензии на изделия (программы), службы финансового сопровождения и обмена, и профессиональные услуги в последнее время растет стремительными темпами, причем рост в этой области происходит геометрически.
С ростом распространения интернет - технологий вести торговлю во всемирной сети становиться все более перспективным бизнесом, за счет открытий новых торговых сетей. Географические границы, национально-этнические барьеры, расходы на поиск рынка сбыта, и прочее отходят на задний план либо совсем исчезают при ведении электронной торговли.
Фирма
изготовитель, к примеру, уже создав
свою виртуальную витрину в
В традиционной торговли для успешной конкуренции необходимы: выгодное место, в электронной – все места становятся таковыми; аренда в традиционном бизнесе характеризуется большими расходами – в электронной может составить несколько десятков долларов; спрос, в традиционной торговле – объем массы потребителя экономически и географически ограничен, в электронной – потенциальным потребителем является любой пользователь подключенный к всемирной паутине.
В Республике Беларусь интернет находиться на этапе развития. Интернет порталы можно пересчитать по пальцам. Представительства крупных компаний в сети выполняют в основном имиджевую функцию. Однако по данным поисковой системы All.by в белорусской части интернета находиться около ста интернет магазинов. И это значит, что On-line торговля развивается. Однако полноценное развитие этой области - это не только создание магазинов, это комплексный процесс, со своими законами и правилами.
Интернет имеет потенциал, достаточный, чтобы реконструировать торговлю, чрезвычайно снижая затраты на транзакции и облегчая новые типы коммерческих сделок. Internet будет также реконструировать розничную сферу и маркетинг. Потребители, имеющие доступ к сети, будут иметь в своем распоряжении широчайшее разнообразие продуктов от изготовителей и розничных продавцов во всем мире. Они будут способны рассмотреть эти продукты на своих компьютерах или телевизорах, обращаться к информации относительно потребительских свойств продукта, визуально спроектировать различные варианты выбора.
1
Сущность электронной
торговли, история ее
развития
1.1.
История развития электронной
торговли (мировой опыт)
Основы электронной коммерции были заложены с появлением кредитных карт (середина 60-х годов - появились кредитные карты, изготовленные из пластика с магнитной полосой, обеспечившие автоматизацию финансово-расчетных операций). В 1976 году карточная программа «Bank of America» для проникновения на международный рынок меняет название на «Visa International».
9 мая 1977 года состоялось официальное открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений S.W.I.F.T.. В начале существования сети ее использовали 513 банков из 15 стран Европы и Северной Америки (в настоящее время в состав входит более 7000 крупнейших кредитных и финансовых учреждений их 197 стран мира).
В том же году Винтон Серф, впервые продемонстрировал передачу данных с использованием протокола TCP по трем сетям. Передаваемая информация прошла по маршруту Сан-Франциско – Лондон – Университет Южной Калифорнии, проделав путь в 150 тыс. км и не потеряв ни одного бита.
В 1980 году по тем же причинам, что и в случае с «Americard», «Master Charge» становится «MasterCard International». До настоящего времени платежные системы VISA и MasterCard являются доминирующими в мире финансовых операций, осуществляемых посредством кредитных карт.
Начало 1980-х годов в США появляются первые системы проведения банковских операций клиентов в закрытых электронных сетях с помощью специального программного обеспечения. Интернет-банкинг появится только в середине 1990-х годов.
1 января 1983 года сеть ARPANET (США) перешла на протокол передачи информации TCP IP. Этот день принято считать официальной датой рождения Интернета. В 1989 году Тим Бернерс-Ли, работая в Европейском центре физики элементарных частиц в Женеве, создал стандарт World Wide Web (WWW) – глобальную гипертекстовую систему. В конце 1992 года группа сотрудников национально центра США по применению суперкомпьютерных вычислений начала разработку веб-браузера, позволяющего перемещаться по Интернету при помощи мыши – «Мозаик». 13 октября 1994 г. Марк Эндриссен и Джим Кларк продемонстрировали новый веб-браузер Netscape, который расширил возможности электронной коммерции.
И наконец, в 1994 году Джефф Бизос, в США основал компанию «Amazon». В июле 1995 года Интернет-магазин «Amazon» открыл свой веб-сайт. В начале работы Бизос сам сколачивал книжные полки, и паковать книги, которые покупали через его магазин. Активная маркетинговая политика позволила предприятию занять лидирующие позиции в данном сегменте рынка, обеспечивая годовой рост оборотов. До настоящего момента «Amazon» – самый крупный Интернет-магазин в мире.
В конце 1994 года появилась первая дебетовая электронная платежная система – Net Cash.
1 февраля 1996 г. Крупнейшие платежные системы на основе технологии пластиковых карт Visa International и MasterCard International совместно с рядом технологических компаний объявили о разработке единого открытого стандарта защищенных интернет-расчетов с использованием пластиковых карт – SET. В настоящее время надежность SET-платформы для организации защищенных платежей в сети общепризнанна.
10 апреля 1998 г. На российском рынке финансовых услуг появился первый виртуальный банк – IMTB. В России начинает работать первая система Интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк».
Выпускниками Стэнфордского университета Сергеем Брином и Лари Пейджем была создана поисковая система Google.
Итак, настоящий бум возник после широкого внедрения Интернет, когда появилась возможность доступа к этой сети с домашней ЭВМ.
Сейчас вряд ли кто-либо из клиентов Интернет покупает ЭВМ или бытовую технику, не просмотрев соответствующую информацию в сети и не выбрав поставщика с наилучшим предложением. Электронная торговля возникла из рекламы через Интернет. Сначала фирма создавала свой WEB-сервер, где были представлены товары или услуги с указанием их расценок. Позднее через форму HTML стало возможным сделать заказ. Так появились первые Интернет-магазины. Появились самые разнообразные схемы платежей.
Возникновение и быстрое распространение в мире электронного бизнеса обусловлено рядом объективно необходимых для этого условий и предпосылок. Прежде всего, это высокий уровень компьютеризации общества. Персональные компьютеры, получившие распространение в производстве и в быту, стали материальной основой перехода большей части населения промышленно – развитых стран к практическому овладению знанием и навыками пользования современными информационными технологиями. Кроме того, для быстрого распространения электронного бизнеса необходимо, чтобы информационный и технологический потенциал Интернет превысил некоторый критический уровень, открывающий доступ к нему не только сравнительно ограниченного круга элитарных пользователей, но и широких масс населения. В середине 90-х годов условия, необходимые для широкого распространения самых разнообразных форм электронного бизнеса были достигнуты во многих странах.
Позиции
РБ и по уровню компьютеризации и
по степени охвата интернетом в настоящее
время далеки от передовых, но, тем не менее,
набирают обороты.
1.2.
Сущность, роль и значение
электронной торговли
Создание и развитие широкомасштабной информационно-вычислительной сети Интернет и ее повсеместная доступность позволили говорить о новой социально-экономической среде, иногда называемой «киберпространством». Это киберпространство по своей сути является отражением реального мира, но со своими «виртуальными особенностями». Естественно, что оно затронуло и сферу экономики и финансов, сделав себя конкурентоспособной и весьма эффективной сферой бизнеса. Именно слияние традиционных форм коммерческой деятельности с глобальной телекоммуникационной инфраструктурой стало причиной появления «виртуального (электронного) бизнеса» и «виртуальной (электронной) коммерции». [8, 3]
Электронная коммерция – это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.
Электронная коммерция – это не только электронная торговля. [14, 12]
Электронная торговля является частным случаем системы электронной коммерции. Эта торговля (оптовая или розничная) подразумевает, что поставщик товаров или услуг предоставляет их за определенную плату.
Другими словами электронная коммерция – это общая концепция, включающая в себя любые формы деловых операций, осуществляемых электронным способом, и использующая разнообразные телекоммуникационные технологии. [5, 7]
Интернет-торговля — это коммерческая деятельность в Интернет, когда процесс покупки / продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой / финансовой транзакции или ее часть) осуществляется электронным образом с применением Интернет-технологий. [4, 590]
Основу функционирования системы электронной торговли составляют электронные (виртуальные) магазины. Электронные магазины представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет на основе создания web-сервера. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг другим пользователям сети Интернет. [9, 12]
Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.
Электронная торговля создает новую форму организации торговых предприятий – виртуальные магазины и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и услуги для реализации в виртуальном магазине. Например, книготорговая фирма Amazon из Сиэтла, не имея традиционных магазинов с прилавками, стала продавать книжную продукцию через Интернет и напрямую координирует доставку товара от издателей к покупателю. [6, 6]
Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей. Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт.