Экономические потребности и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Актуальность. Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу.
Цель работы - анализ и классификация экономических ресурсов и благ.

Содержание

Введение. 3

глава 1. Экономические потребности.

1.1. понятие экономических потребностей и благ.

1.2.Основные уровни удовлетворения потребностей

1.3 Роль потребностей

Глава 2. Классификация потребностей и структура

2.1 Классификация потребностей и структура

2.2 Классификация благ

2.3

Заключение. 37

Список литературы.. 41

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 49.49 Кб (Скачать)

Рассмотрим  подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это  часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и  услуг. Именно они участвуют в  активном взаимодействии между производством  и неудовлетворенными запросами  людей. Каково же это взаимодействие?

Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

  • Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
  • Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
  • В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

В свою очередь, экономические потребности  оказывают обратное воздействие  на производство.

  • Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
  • Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
  • В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

И с  теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес  представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в  сегодняшней мировой экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1

     Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

     Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

     Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

     Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

     О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

     Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

     Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

     Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

     Чтобы учесть эти факторы, целесообразно, прежде всего, разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

     К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Таким образом, к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2

     Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся, прежде всего, на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

     Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:

  • доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  • агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  • поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  • отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
  • автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  • пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  • потребность в уважении и поддержке;
  • потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  • потребность быть в центре внимания;
  • потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  • эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  • социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  • потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  • потребность оказания помощи;
  • потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  • потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  • потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  • потребность избегания опасности;
  • потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  • потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

     Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

     Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов. 

     Итак, потребности различают:

по  сферам по объекту 

потребностей

по функциональной

роли

по 

происхождению

по 

субъекту

потребностей

биологические,

трудовые,

познания,

общения,

отдыха;

физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия  и т. п.)

материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)

социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)

духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)

этические,

эстетические,

другие;

доминирующие/второстепенные,

центральные/

периферические,

устойчивые/

ситуативные;

врожденные,

простые приобретенные

сложные приобретенные

групповые,

индивидуальные,

коллективные,

общественные.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3

     Как выше уже указывалось, потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для жизнедеятельности людей.

     Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как процесс формирования все более высокого уровня потребностей.

     Для человеческих потребностей характерны их гибкость и безграничность роста. Правда, быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные – по существу не знают ограничений. Такие свойства потребностей определяют их тесную взаимосвязь с производственной деятельностью людей.

     Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

     Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у него возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др.

     Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу мобильных телефонов вызывают желание их приобрести.

     В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

     В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.

     Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

     Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

Информация о работе Экономические потребности и их классификация